В этом обзоре мы рассмотрим несколько моделей мастерской Федотова и посмотрим какой функционал дарит владельцу ножа столь интересная геометрия якутского клинка.
В большой семье обладателей механических средств передвижения есть особая каста владельцев «двухколесных коней». Среди остальных многие спорят об этом увлечении и подобном образе жизни, большая часть из них понимают это увлечение и одобряют его, а есть и те, кто его категорически не приемлют. Но почти все хотят хоть раз попробовать проехать на мощном и стремительном байке, хотя бы для того, чтобы просто определить для себя «мое это» или «не мое». Примерно то же можно сказать и о большом числе приверженцев традиционных якутских ножей. Многие ножеманы спорят о целесообразности использования этих ножей, приводя свои аргументы за и против, но нет практически никого, кто бы не хотел поработать подобным ножом, чтобы понять функционал «якута» и сформировать свое собственное мнение об этом легендарном ноже, возраст которого до сих пор точно неизвестен, но насчитывает не менее нескольких сотен лет. Мастерская Алексея Федотова предоставляет такую возможность любителям ножей, производя недорогие красивые и качественные якутские ножи, максимально близкие к аутентичным экземплярам. Близкими к аутентичным я их называю по той простой причине, что на многих якутских ножах Федотова знаменитый «якутский» прокованный дол выполнен фрезой, однако в ассортименте мастерской есть и модели, которые позволяют говорить о полной аутентичности, щеголяя долами идентичными легендарным оригиналам. Давайте теперь рассмотрим несколько моделей мастерской Федотова и посмотрим какой функционал дарит владельцу ножа столь интересная геометрия якутского клинка.
Знатоки ножей хорошо знают о горячих спорах поклонников якутских инструментов с многими теоретиками о таких вещах, как преимущества и минусы стамесочного гринда клинка, о том, с какой стороны должны располагаться спуски на клинке ножа «правши», правильно ли видеть на «якуте» прямой спуск с односторонним подводом или нож обязан иметь только выпуклый, линзовидный спуск. Основываясь на исторических данных, можно сказать, что оригинальные якутские ножи хоть редко, но встречались и с прямым спуском, что позволяет говорить о рассматриваемых сегодня ножах, как об аутентичных в этом плане. Стамесочный гринд действительно выполняют на ножах с разными по своему расположению на клинках спусками, исходя из поставленных перед ними задач. «Таежники» и «тундровики» — это ножи со стамесочным гриндом, которые используют для принципиально разных задач, и каждый из них имеет право на существование, оправданное своим эффективным функционалом. Однако северные народы многие поколения пользовались и пользуются инструментами преимущественно с левым спуском, четко понимая преимущества подобного клинка. Поэтому мы и будем говорить о рассматриваемых ножах, как об аутентичных девайсах.
Первый нож, который мы рассмотрим в этом обзоре — «якут» с клинком из дамасской стали и аккуратно выполненным фрезерованным долом.
Клинок этого ножа выполнен из пакета сталей ХВГ, У8А, 45, а красивый рисунок его крученого дамаска называется «турецкий». Клинок в форме классического Clip Point имеет отличные рабочие габариты (длина 150 мм, толщина 3.8 мм и ширина 25 мм) и столь же хорошие рабочие характеристики, обусловленные рассматриваемой нами необычной формой клинка. Подобный клинок отлично работает по плотным материалам, обеспечивая беспрецедентный контроль срезаемого материала, максимально страхует от случайных «зарезов» обрабатываемый фрагмент и отлично подходит для свежевания небольшой дичи и решения бытовых вопросов в офисе и дома. Толщина сведения клинка при одностороннем подводе шириной 0.95 мм составляет 0.65 мм, при этом подобный способ заточки обеспечивает бóльшую устойчивость режущей кромки и позволяет формировать небольшой угол сведения, что позволяет мощному клинку демонстрировать отличный агрессивный рез. Кончик клинка весьма прочен и демонстрирует толщину сведения 1.1 мм при ширине подвода 1.55 мм. Мощный клинок легко выдерживает высокие боковые нагрузки, а дополнительный шарм клинку придает чуть заметное фальшлезвие, которое правильнее назвать просто скосом обуха на участке в 55 мм перед кончиком клинка.
Рассматриваемый нож оснащен простой традиционной рукоятью, имеющей в сечении форму сильно вытянутого овала. Рукоять собрана из фрагментов древесины белой и черной карельской березы и текстолита по методу глухого всадного монтажа (Hidden Tang). Длина рукояти 137 мм, ширина — 35.5 мм перед клинком и 40.0 мм в навершии, толщина — 19 и 21 мм, соответственно.
Второй нож позволит своему владельцу не только сформировать представление о функционале традиционного ножа северных народов и получить в свое распоряжение высокоэффективный инструмент, но и демонстрировать окружающим полную аутентичность своего любимца. Дело в том, что якутский нож, который сейчас лежит передо мной, имеет «условно кованный» дол, что не только увеличивает устойчивость клинка к боковым нагрузкам, но и создает очень важную вещь для ценителей ножей — максимальное сходство с оригинальными якутскими ножами. Действительно, прокованный дол на клинке листовидной формы (прямой обух и выраженное брюшко на режущей кромке), создает потрясающий самобытный дизайн и формирует выдающуюся харизму этого великолепного инструмента. «Условно кованным» дол на клинке я назвал потому, что, как мне кажется, сама форма дола была сформирована, все-таки, фрезой, но последующие удары молота по указанному участку обеспечили эффектный аутентичный внешний вид и несколько увеличили прочность полотна клинка.
Клинок этой модели выполнен из высокоуглеродистой стали Х12 МФ, имеет длину 15.6 мм, ширину 29 мм и толщину обуха 4.2 мм. На клинке выполнен финиш Polished Blade (полировка в зеркало) на котором крайне эффектно смотрится именно тот элемент, на котором необходимо акцентировать внимание — неполированный «кованный» дол. Клинок также имеет стамесочный гринд с левым прямым спуском и подводом, формирующим сведение толщиной 0.5 мм и шириной 1 мм. Кончик клинка имеет сведение толщиной 0.75 мм и шириной 1.1 мм. Из этого очевидно, что клинок последнего ножа — более «резак», а его кончик менее приспособлен для выполнения очень сложных работ.
Метод монтажа, форма и габариты рукояти идентичны рассмотренному выше ножу, а в качестве материалов для ее изготовления использовались древесина акации, карельской березы и текстолит.
Для обоих моделей изготовлены великолепные погружные ножны из качественной кожи с фиксированным и подвижным подвесом.
Благодаря творчеству Алексея Федотова, производящего практически аутентичные якутские ножи доступные многим, большинство членов ножевого сообщества могут не только прочитать о необычных национальных режущих инструментах, но и купить подобные изделия и узнать о них все самостоятельно, а не из обзоров и отзывов критиков, которые зачастую бывают весьма субъективными. Не пожалейте и протестируйте эти модели лично, ибо увлекаться чем-либо и не до конца испробовать все ощущения в корне не соответствует духу увлеченного человека.