Этот обзор я начну с крамольного, для человека уже долгое время погруженного в мир ножей, признания о том, что никогда не хотел приобрести для себя классический скандинавский нож. Исключения были – очень нравился нож Spyderco Nilakka, созданный одним из семи «мастеров кузнечного дела» (puukkoseppamestari) и обладателем награды «Лучший Финский дизайнер ножей» Пеккой Туоминеном (Pekka Tuominen) и его великолепная складная версия финки в современном прочтении Spyderco Nilakka Folding, но традиционный «скандинав», который бы поразил меня своим исполнением, точным соответствием классическим канонам скандинавских ножей, удобной рукоятью и, что самое главное, безупречной дизайнерской идеей, которая одновременно была бы и классической, и, в то же время, стильной с точки зрения современного жителя Смоленско-Московской возвышенности, мне к сожалению раньше не встречался. Не встречалась, пока, вдруг, мне не попался нож Валерия Вегеры, который в одно мгновение перевернул многолетние предпочтения и который я захотел купить немедленно и безоговорочно. ...
Этот обзор я начну с крамольного, для человека уже долгое время погруженного в мир ножей, признания о том, что никогда не хотел приобрести для себя классический скандинавский нож. Исключения были – очень нравился нож Spyderco Nilakka, созданный одним из семи «мастеров кузнечного дела» (puukkoseppamestari) и обладателем награды «Лучший Финский дизайнер ножей» Пеккой Туоминеном (Pekka Tuominen) и его великолепная складная версия финки в современном прочтении Spyderco Nilakka Folding, но традиционный «скандинав», который бы поразил меня своим исполнением, точным соответствием классическим канонам скандинавских ножей, удобной рукоятью и, что самое главное, безупречной дизайнерской идеей, которая одновременно была бы и классической, и, в то же время, стильной с точки зрения современного жителя Смоленско-Московской возвышенности, мне к сожалению раньше не встречался. Не встречалась, пока, вдруг, мне не попался нож Валерия Вегеры, который в одно мгновение перевернул многолетние предпочтения и который я захотел купить немедленно и безоговорочно. Этот нож – Vegera Knives Dundee Puukko, и о нем я буду сейчас рассказывать, а точнее, буду им восхищаться, ибо он очень глубоко запал в душу искушенного найфомана (коим я себя, весьма самонадеянно, считаю).
Нож Валерия является самым, что ни на есть, настоящим представителем традиционных скандинавских ножей, со всеми атрибутами, соответствующими канонам ножей северных народов, и относится к нише премиальных аксессуаров, в равной степени, являющихся декоративными украшениями рабочих кабинетов (если нож поставить на, соответствующую его дорогому оформлению, подставку). Если рассматривать нож с точки зрения его функционала (ножи Валерия Вегеры, в не зависимости, от его художественной ценности и статусной составляющей, всегда являются в первую очередь НОЖАМИ и обладают безупречным функционалом), то, на мой взгляд, Vegera Knives Dundee Puukko относится к категории Avauspuukko – ножей с небольшим клинком для потрошения птицы, мелкой дичи и рыбы. Не думаю, что этот потрясающий красавец с безупречным изысканным стилем (никогда не думал, что озвучу когда-нибудь подобное словосочетание в отношении пуукко) будет когда-нибудь разделывать рыбу, но уверяю вас – этот нож обладает редким по своему качеству резом и настолько же красив своим функционалом, как и внешним видом.
Клинок нашего пуукко выполнен из отличной шведской порошковой стали Damasteel® RWL-34™ в форме «тройного клина» и обладает, как и положено классическому скандинавскому ножу, длиной клинка меньшей, чем длина его рукояти. Однако, просто подобное следование канонам пуукко не придало бы нашему ножу той изысканной пикантности, которой он обладает благодаря «тройному клину», распространяющемуся на всю геометрию ножа. Форма, по-настоящему, дорогой рукояти формирует потрясающий «гармоничный контраст», гармонично продлевая «тройной клин» клинка на всю длину ножа и контрастно оттеняя красивый, но лаконичный тонкий поперечный сатин, шикарным узором структуры бивня мамонта, из фрагментов которого, собственно, сама рукоять и выполнена. Великолепная дизайнерская идея и столь же великолепное исполнение, связанного воедино, гармоничного образа ножа, заставляет влюбиться в него первого взгляда! Безупречное чувство стиля сопровождает этот нож в мельчайших нюансах. Например, переход цветовой гаммы от «серебра» клинка до рукояти цвета слоновой кости, происходит через промежуточный оттенок небольшого мельхиорового больстера и сопровождает места сочленения фрагментов рукояти в виде тонких мельхиоровых прокладок. Все это позволило Валерию создать безупречное по стилю произведение ножевого искусства.
Теперь, о функционале этого великолепного ножа. Геометрия «тройного клина» небольшого клинка является не только частью гениальной дизайнерской идеи мастера, но и делает его функционал идеальным для небольшого EDC-ножа-аксессуара. Нашему клинку, толщиной (в районе тупья) целых 4 мм подвластно решение самых тонких и деликатных задач. Спуски от обуха, которые, достаточно часто встречаются на клинках традиционных «скандинавов», формируют тончайшее сведение толщиной 0.25 мм, что хоть и не является микроподводом, но позволяет, с некоторым допуском, назвать гринд клинка сведением «в ноль». Это обеспечивает «правильный» (согласно канонам пуукко) внешний вид клинка и обеспечивает великолепный рез. При этом, тонкий кончик клинка, обладающий крайне малым углом схождения обуха и режущей кромки, позволяет выполнять самые тонкие и точные работы и великолепно справляться с прокалыванием и вспарыванием различных нетвердых материалов (исходя из статуса ножа назовем их конвертами деловой корреспонденции и упаковками дорогих напитков). Излишне говорить, что в прекрасном кастомном ноже нет незначительных деталей, и все элементы нашего клинка являются подтверждением этого правила – на краях обуха мы видим небольшую снятую фаску, РК начинается после небольшой дульки, облегчающей правку клинка, а границы спусков и области рикассо хоть и имеют острые грани, но демонстрируют скругление в месте их формирования непосредственно от спусков.
Теперь о том элементе, который и вызвал у меня впечатление, что нож изготавливался под мою руку – о, потрясающей по своему удобству, рукояти. Рукоять выполнена по методу Hidden Tang и поражает ценителей ножей шестью красивейшими фрагментами из бивня мамонта, безупречно состыкованных с помощью мельхиоровых прокладок. Рукоять имеет небольшие углубления в местах сопряжения шести фрагментов по их периметру, созданные скруглением краев этих элементов. Подобные границы фрагментов создают шикарное тактильное ощущение небольших границ-«насечек» на фоне безупречной полировки всех элементов рукояти. Об этом сложно писать, это не увидишь на фотографии – подобное нужно чувствовать. Габариты рукояти позволяют абсолютно комфортно держать ее небольшой и средней мужской руке или руке женщины. Толщина рукояти изменяется от 11 мм перед клинком до 17 мм перед небольшим «грибком» в навершии (ширина которого уже составляет 19 мм). Ширина рукояти в тех же местах составляет 20.5 мм, 27.0 мм и 30.5 мм на самом навершии. Очевидно, что подобная геометрия рукояти обеспечивает идеальный контроль ножа при обратном движении реза.
Ну и последним штрихом, ставящем окончательную точку в вопросе тонкого вкуса мастера и формировании безупречного по своей стилистике дизайна ножа и его образа, являются оригинальные кожаные ножны, тиснением и способом шитья идеально вписывающиеся в самобытную стилистику скандинавских ножей и ножей народов нашего Севера. Vegera Knives Dundee Puukko не просто мне понравился – он меня поразил, потряс и, если хотите, просто шокировал, полностью перевернув мое представление о пуукко. Я боюсь, чтобы этот нож не стал началом новой моей любви – к традиционным скандинавским ножам, ибо мой бюджет, значительно ослабленный долгой и изматывающей, но великолепной и захватывающей «болезнью» найфомания, не перенесет нового увлечения. Я постараюсь стойко сопротивляться этому чувству (как я безуспешно обещал себе много раньше бороться с признаками ножемании), но этот нож, однозначно останется у меня, ибо выпустить его из рук у меня просто нет сил.