
3.7 k
Сегодня мы поговорим с гравером по металлу Амаяком Степаняном, мастером огромного таланта и удивительной судьбы. Амаяк Степанян родился в 1949 году в Ереване, а в 1954 году его семья переехала в Сочи. Он начал свою карьеру в 17 лет как ученик часовщика. Впоследствии он самостоятельно освоил искусство гравировки по металлу и почти 20 лет проработал гравером на московском заводе ЭТПК «Русский Сувенир». В 2000 году Амаяк Степанян эмигрировал в США и в настоящее время является одним из наиболее известных американских ножевых граверов. С 2017 года входит в «Гильдию Американских Граверов Оружия» (Firearm Engravers Guild of America — FEGA). Мастер сотрудничает со многими знаменитыми американскими ножеделами, включая легендарного Оуэна Вуда, а в последние годы он изготавливает и собственные авторские ножи.
Амаяк Степанян регулярно принимает участие в знаменитой ежегодной ножевой
Амаяк Степанян на ежегодной выставке Gun Engravers Show в
Здравствуйте, мистер Степанян, спасибо что согласились дать интервью для наших читателей!
Вы научились технике гравировки по металлу самостоятельно, по книге немецкого автора Эрхарда Бреполя. Насколько мы понимаем, речь идет о его классической книге «Теория и практика ювелирного дела», которая неоднократно издавалась в СССР в переводе на русский язык. Гравировке по металлу в этой книге посвящена
К тому времени, когда я решил научиться гравированию, у меня уже была дома книга Эрхарда Бреполя «Теория и практика ювелирного дела». В ней было всего лишь пять страниц, посвященных гравировке, но этого мне было вполне достаточно для того чтобы освоить гравирование по глянцу за короткий срок. Я думаю, что врожденное чувство металла, которое очень важно при гравировании, оказало мне большую услугу. Отсутствие штихелей в продаже (в то время я уже жил в Краснодаре), не остановило меня, а наоборот заставило научится изготавливать их самостоятельно. Также, когда я решил освоить рельефное гравирование, я изготовил пуансоны, чеканы и сечки, и, пользуясь ими, выучился этому тоже. Искренне могу сказать, что мне было легко самостоятельно выучится гравированию. Вполне возможно, что одиннадцатилетний опыт работы часовым мастером тоже внес свою лепту в освоение граверного дела. Мне было тогда 29 лет.
Обложка книги «Теория и практика ювелирного дела» (слева) и иллюстрация из нее, посвященная гравировке по металлу
Впоследствии вы переехали в Москву и работали гравером по металлу в «Русской сувенирной компании». Вы создавали посредством гравировки по металлу сложные металлические штампы, которые впоследствии использовались для серийного производства сувениров. Эта работа напоминает об истории зарождения классической техники гравировки по металлу. Она появилась в период итальянского Возрождения, когда возникла практическая необходимость в создании металлических штампов для печати рисунков в книгах. Это была сложная и нужная работа, но ее тяжело назвать искусством, так как граверы эпохи Возрождения изначально создавали штампы, предназначенные для создания чужих рисунков. Впоследствии гравировка по металлу стала отдельным видом
После переезда в Москву, в 1979 году, проработав год часовым мастером, я был принят на должность гравера в ЭТПК «Русский Сувенир». Работая на экспериментальном
Значки, изготовленные ЭТПК «Русский Сувенир», с помощью
Может быть этот вопрос прозвучит не совсем корректно, но мы все равно хотим его задать, так как это решение стало одним из главных поворотных моментов в вашей жизни и творческой карьере. В 1996 году вы впервые посетили США, приехав в гости к своим русским друзьям, живущим недалеко от города Боулдер (штат Колорадо). Во время этой поездки вы смогли встретится с американским гравером и ювелиром Лью Ваклером, живущем в Боулдере. Ваша гравировка понравились ему, и он помог вам получить поддержку от нескольких других американских мастеров и организаций, которым Лью рассказал о вашей работе. В 2000 году вы с женой эмигрировали в США, а в 2008 году получили гражданство США. Что побудило вас принять решение об эмиграции? В конце XX века экономическая обстановка в России была сложной. Возможно вы видели, что в США у вас будет гораздо больше перспектив для того чтобы заниматься гравировкой по металлу как искусством?
Ваш вопрос абсолютно корректен — спасибо что вы его задали. Поездка в США в октябре 1996 года была для меня необыкновенным событием. И она действительно стала одним из самых главных поворотных событий в моей жизни. Если бы я не встретил Лью Ваклера в Боулдере, у нас сейчас не было бы этого интервью. Эта встреча была равносильна иголке, найденной в стоге сена. Приехав в Боулдер, я зашел в один из ювелирных салонов. Его хозяин, услышав мой акцент, спросил откуда я и чем занимаюсь. Увидев образцы моих работ, Дэйв Баршет, так его звали, молча поднял телефонную трубку, сделал звонок и сказал: «Лью, у меня здесь человек, с которым тебе необходимо встретится». Оказалось, что Лью Ваклер возглавлял команду ювелиров, работавших над уникальным проектом в стиле Фаберже — Four Seasons Clock. Их-то я и увидел в цокольном этаже, попав в дом Лью. Там располагалась обширная мастерская с разнообразными станками для гильоширования * и обработки камня, а также ювелирное оборудование. При той встрече с Лью Ваклером и Билом Бринкером я увидел многообещающие перспективы для моей профессиональной деятельности в этой стране, что и послужило главной причиной моего решения эмигрировать в США. Благодаря неоценимой помощи Лью и Билла, а также профессора Колорадского университета в Боулдере Джона Ронера, я был удостоен
* Примечание редакции: гильоширование — гравировка на поверхности металла сетки волнистых, переплетающихся друг с другом линий.
Лью Ваклер за работой (слева) и одна из его работ (справа), выполненная в технике резьбы по камню из «аметрина» (двухцветного аметиста)
Вы создавали гравировку по металлу на изделиях работы многих известных американских мастеров, включая ювелира Билла Бринкера, скульптора и ювелира Барона Андреаса фон Задора, а также ножеделов Оуэна Вуда и покойного ныне Дика Ходжсона. Как у вас складывались отношения с этими знаменитостями? Есть довольно распространенное мнение о том, что сотрудничество в искусстве — это всегда сложная история, так как речь идет о совместной работе двух профессионалов, каждый из которых имеет свое художественное видение, и разница их авторских позиций иногда приводит к творческим конфликтам между ними.
С самого начала у меня сложились прекрасные взаимоотношения с Лью Ваклером и Биллом Бринкером. Они приняли меня в свою команду как равного. С Андреасом Задора я не общался лично — он был нашим боссом и находился в
* Примечание редакции: Оуэн Вуд эмигрировал в США из ЮАР в 1999 году, а несколько лет назад он переехал из Арвады в город Абилин (штат Техас).
Первый нож от Дика Ходжсона с гравировкой Амаяка Степаняна, 2002 год
Впоследствии вы перешли от создания гравировки на изделиях других мастеров к созданию собственных кастомных ножей, чтобы делать гравировку на них. У вас ушло несколько лет для того чтобы освоить это новое для вас ремесло. Но теперь вы создаете и ножи, и гравировку на них, что позволяет вам реализовывать
На самом деле мне не пришлось осваивать новое ремесло, чтобы создавать авторские ножи. Я был готов к этому гораздо раньше, но разные обстоятельства препятствовали этому, в том числе сотрудничество с Оуэном Вудом и другими мастерами. Но в один прекрасный день мне удалось
Художественные ножи Амаяка Степаняна: Phoenix (слева) и Little Orca (справа). Фото созданы известным итальянским ножевым фотографом Франческо Паки.
Вы решили создать собственный узнаваемый стиль гравировки и смогли добиться этой цели. Тем не менее, что является для вас источником вдохновения при создании ножей и гравировки на них в настоящее время? У вас есть
Мое стремление создавать
Складные ножи от известных мастеров с гравировкой по металлу работы Амаяка Степаняна, авторы: 1) Дик Ходжсон, 2) Скотт Соби, 3) Оуэн Вуд, 4) Уоррен Осборн, 5) Том Оверейндер
Вы создаете
Я пользуюсь исключительно классическим способом, рисуя эскизы на бумаге. Обычно я рисую несколько эскизов, а затем выбираю наиболее удачный эскиз для моего проекта. Мой метод — не стирать то, что не понравилось, а рисовать рядом другой эскиз, а потом еще один. Сравнивая несколько эскизов, можно легко выбирать наиболее удачный из них.
Эскизы ножей Phoenix и Little Orca Амаяка Степаняна.
Работа каких современных граверов по металлу и ножеделов вам нравится? Вы могли бы назвать несколько фамилий?
В мире сейчас очень много талантливых граверов и ножевых мастеров. Некоторых из них я знаю лично, и их работы восхищают меня. Но я хочу назвать тех, с кем я долгие годы сотрудничаю. Кто, как не я, который гравировал их ножи долгое время, может оценить их работу по достоинству. Эти ножевые мастера высочайшего класса — Оуэн Вуд и Том Оверейндер. Есть еще двое мастеров, выделяющихся своей абсолютной оригинальностью — Джим Келсо и Юрген Штейнау. Я очень горжусь дружбой со всеми этими четырьмя выдающимися мастерами, которая продолжается долгие годы.
Художественный складной нож «Статуя Свободы» (Lady Liberty), созданный Томом Оверейндером по дизайну Амаяка Степаняна. Гравировка — Амаяк Степанян. Фото — Франческо Паки.
Художественный складной нож «Наутилус» (Nautilus), созданный Томом Оверейндером по дизайну Амаяка Степаняна. Гравировка — Амаяк Степанян. Фото — Франческо Паки.
Какие советы вы могли бы дать начинающим мастерам — граверам по металлу и ножеделам?
Помните, что все что все, чтобы вы ни делали, изготовление ножей или гравирование, основой всему является оригинальный дизайн. Поэтому уделяйте как можно больше внимания рисованию и композиции. Даже исключительная работа не скроет неудачный дизайн.
Мастерская Амаяка Степаняна
Интервью подготовил Сергей Грачев
© Rezat.Ru, 2020