Вход
Все о ножах и их заточке

Дуб + Лоза глицинии (Оплетка Fuji-Maki) + Шелк с росписью Yuzen (友禅)

Дуб — это дерево, принадлежащее семейству буковых. Это дерево ботаники относят к лиственным породам, в субтропическом и тропическом климате дуб является вечнозелёным растением. Продолжительность жизни этого дерева — около тысячи лет. Дуб распространён в основном в Северном полушарии. Диаметр взрослого дерева может превышать два метра. Издревле известно, что чем старше дуб, тем качественнее его древесина.

Человечество использует дубовую древесину для своих нужд уже очень давно. Древесина дуба тверда и благодаря наличию дубильных веществ чрезвычайно устойчива к гнилостным процессам. Дуб отлично обрабатывается и хорошо гнётся. Ещё одним преимуществом дубовой древесины является её природная красота. Из дуба производят элементы интерьера, дорогую мебель, приспособления для хозяйства и даже элитные произведения искусства. Все эти преимущества делают дуб отличным материалом для изготовления рукоятей ножей.

Вистерия или глициния - род цветущих растений в семействе бобовых, который включает десять разновидностей, уроженцев Востока Соединенных Штатов и Китая, Кореи и Японии.

Наверное, сложно встретить человека, который никогда не видел глицинию. Возможно, название кому-то и покажется незнакомым, но великолепные водопады соцветий, спускающиеся на несколько десятков сантиметров, вызвали восторг и остались в памяти, несомненно. Свое название глициния получила от греческого слова «гликос», переводящее как сладость, благодаря чарующему аромату.

 

Удивительная красавица произрастает в разных частях света. Она представляет собой древесную лиану семейства бобовых. Гроздья цветов отдельных видов могут достигать в длину 1,5 м. Лиана очень популярна в Японии, где соперничает даже с сакурой. Она является символом нежности, красоты и хрупкости. Удивительный факт из ботаники – глициния, живущая в Японии, обвивает стволы деревьев по часовой стрелке, а произрастающая в Китае и Корее вьется против хода часовых стрелок.

 

В США произрастают кроме вьющихся кустарниковые виды. Самой старой глицинии 111 лет, она занимает площадь почти в пол гектара земли и весит примерно 250 т. Это чудо природы располагается в американском городе Сьерра-Мадре. В период цветения ее окутывает водопад из более чем миллиона гроздей лавандового цвета.

Плетение из лозы – один из древнейших видов рукоделия. Наши предки создавали из этого материала множество различных вещей, которые были необходимы в быту. С помощью лозы можно сделать не только корзины и плетёную мебель, но и сундучки, подносы, вазы и даже скульптуры. Всё зависит лишь от фантазии автора.

 

Плетение корой - особая статья, здесь своя техника плетения, разнообразие материалов и изделий. Используют не только ивовую кору, но и жимолость, глицинию, виноградную лозу, мимозу, кудзу, паслен, тополь, не говоря уже о бересте и т. д.

 

Yuzen - резервированная роспись по ткани (резерв - состав, применяющийся для создания резервирующей линии, которая служит непреодолимым барьером для красителя в процессе росписи, что позволяет создавать по заданному рисунку замкнутые " витражные" пространства, различные по цвету и тону)

Yuzen - это особая техника нанесения рисунков на шелк, которую придумал Юдзэнсаи Миядзаки (Yuzensai Miyazaki), монах родом с полуострова Ното (Noto-hanto) недалеко от Канадзавы. По легенде, начинал он, разрисовывая веера у ворот храма Тионин в Киото, а в начале XVIII в. вернулся в Канадзаву и основал здесь свою школу росписи по шелку. Юдзэн развивалась в трех городах - Киото, Эдо (Токио) и Ка надзаве.

 

Главная отличительная черта техники - это четкие белые границы между элементами рисунка разных цветов, которые называются "итомэ" (itome). Получаются они в процессе окрашивания.

Процесс этот многоступенчатый и начинается с создания рисунка на листе бумаги в натуральную величину.

 

Затем этот лист кладут на стеклянный стол, подсвечиваемый снизу, накрывают отрезом шелка и переносят рисунок с помощью кисти и натурального синего красителя "аобана".

Следующая стадия - линии, прорисованные аобана, покрывают специальной рисовой пастой из приспособления типа кулинарного кулька. Границы из пасты предотвращают перемешивание разных цветов в процессе окрашивания.

 

Далее рисунок раскрашивают, используя тонкие кисти и искусственные красители.

На следующем этапе готовый рисунок покрывают слоем рисовой пасты толщиной не менее 3 мм - так шелк подготавливают к окраске фона. Пасту подсушивают, покрывая опилками, которые впитывают излишнюю влагу.

Обработанные таким образом куски ткани натягивают на высоте пояса человека и окрашивают фон особыми кистями из оленьего волоса. Далее краску закрепляют, выдерживая ткань в паровой камере (при температуре 100 градусов) около часа.

После этого ткань промывают в воде от избытка краски и рисовой пасты. Это часть процесса называется "юдзэн нагаси" (Yuzen Nagashi), и в свое время полосы шелка, развевающиеся в потоках обеих местных рек, были обычным явлением для Канадзавы. Сейчас ткань прополаскивают в искусственном подземном водоеме с проточной водой. На этом этапе синяя краска аобана полностью смывается с шелка вместе с рисовой пастой, оставляя те самые белые границы "итомэ".

 

В завершение процесса ткань растягивают до оригинальной ширины, отпаривая с изнанки. Теперь из нее можно шить кимоно. Добавляет сложности то, что ширина шелка, используемого для окрашивания, всего около полуметра. Соответственно, для создания кимоно нужно несколько полос, на каждой из которых - лишь часть целого рисунка, а в итоге все части должны идеально совпасть.

Техника, как видите, невероятно сложна и трудоемка. Ткань на одно кимоно расписывают до 10 мастеров в течение 3-4 месяцев, а иногда и полугода. Для того, чтобы научиться окрашивать фон, нужно 10 лет, чтоб наносить рисунок - 8 лет.

Было интересно? Поделитесь этой статьей с друзьями

нет комментариев Комментировать
    Оставить комментарий Напишите свой отзыв, он может помочь кому-то сделать выбор. Спасибо, что делитесь опытом!