Вход
Все о ножах и их заточке

Дерево палисандр с покрытием японским лаком Urushi (漆)

Палисандровые деревья, у которых есть ещё одно имя — жакаранда, относятся к семейству бигнониевых. Всего в природе существует около пятидесяти видов вечнозелёных палисандровых деревьев. Обычно это средние или большие деревья, произрастающие в тропиках и субтропиках. Чаще всего палисандр можно встретить в Бразилии.

Палисандр — это источник весьма ценной древесины разных тонов — от шоколадных и фиолетовых, до тёмно-красных. Самые распространённые оттенки палисандровой древесины — это тёмно-коричневый с добавкой фиолетового. Палисандр отлично полируется, прочен и тяжёл. Древесину используют при изготовлении элитной мебели, дорогих музыкальных инструментов, паркета, рукоятей ножей и так далее.

Разновидность палисандра, Rosewood — красное дерево, ценят за его плотность и легкий вес. Рукояти ножей, изготовленные из такого материала, невероятно твердые и очень долговечные. К примеру, именно из этой породы изготавливают рукояти кухонных ножей Victorinox. Лезвие закрепляют на деревянной рукояти посредством метода Full Tang. Накладки крепятся к повторяющему профиль рукояти хвостовику при помощи заклепок.

Уруши – это сок дерева уруши (лакового дерева). Ботаническое название Rhus vernicifera. Это дерево относится к группе Anacardiaceae (sumac) и встречается на территории Китая, Кореи, Японии и восточной части Гималаев. Сок этого дерева содержит смолу urushiol, которая при соприкосновении с влажностью в воздухе полимеризируется и превращается в очень прочный, пластичный слой лака.Фактически, уруши является натуральным пластиком. Похожее дерево, со сходными качествами, произрастает в южно-восточной части Азии.

На острове Кюсю много веков выращивают плантации деревьев уруси. Сок уруси (40 г в день с одного дерева) сгущают и ферментируют, получая знаменитейший лак, который предохраняет дерево от перепада влажности. Деревянная посуда, обработанная этим лаком, не трескается и служит долго. Уруси капризен, требует быстрой и качественной работы. Мастер при нанесении лака плотно закрывает все двери, чтобы на чашу или пиалу не села пылинка. Лаковая посуда имеет традиционную окраску - цвет натуральной древесины или красный, черный и белый при возможном вкраплении золотого.

 

Существуют доказательства того, что в каменном веке люди обнаружили полезные свойства сока дерева уруши.Его клеевые качества использовались при изготовлении стрел и копий. В ранней Японии люди, оценив прочность и блестящую красоту уруши, стали использовать его как покрытие для древесины, керамики, плетёных и костяных объектов. Начиная с первого использования уруши при изготовлении блюд, тарелок, подносов, чашек для саке, шкатулок, гребней и других объектов на протяжении веков продолжалось развитие использования уруши в культуре.

В Японии блюдо или чашка, отделанное уруши стало частью гармонии в традиционной церемонии еды. Техники Маки-е и Раден использовали в элегантной форме золото и серебро для украшения предметов мебели, письменных принадлежностей и игрушек. Уруши стало также важной частью в гармонии чайных шкатулок, курительниц и других инструментов и предметов для применения в чайной церемонии. Помимо этого уруши использовалось в Буддистких храмах и при изготовлении оружейных предметов, таких как шлемы, мечи и др. атрибуты.

 

Во время Эдо периода (1600 - 1867г) люди носили украшения в виде красивых инро (коробочка для лекарств), расчёсок и заколок для волос. В 17 веке Голландская Восточно - Индийская Компания представила Японские и Китайские лаковые предметы в Европе. В 18 веке в большом количестве стали импортироваться лаковые ширмы, часто с целью использовать слой лака для изготовления других предметов. Ширмы разделялись на две части по толщине для использования как декоративные настенные панели или распиливались на части для применения при изготовления мебели. В музеях и частных коллекциях можно встретить много образцов таких мебельных «гибридов». 

В начале 20 века во Франции некоторые дизайнеры стали применять японский лак при изготовлении мебели и др. декоративных предметов. Ейлин Грэй и Жан Дюнанд были самыми известными в этом жанре. В настоящее время наряду с мастерами, изготавливающими традиционные лаковые предметы, всё больше художников применяют уруши как «новый» материал при изготовлении предметов искусства.

 

Уруши — материал, который можно нанести почти на любую основу — древесину, металл, ткань, керамику и т.д. После затвердевания образуется очень прочный слой лака, защищающий основу от воздействия воды, различных кислот и щелочей. Только длительное воздействие прямых солнечных лучей в итоге может разрушить слой уруши.

 

Первое применение уруши было именно как клея. В преисторические времена люди использовали уруши для крепления каменных и металлических наконечников стрел и копий.В настоящее время клеевые свойства уруши используются для крепления различных материалов, используемых в лаковых техниках, таких как перламутр, металл, листовое золото и серебро и т.п.

При смешивании специальной глины с уруши образуется густая масса, которую возможно моделировать в различные формы. Также ткань может принимать различные формы с использованием клея, изготовленного из уруши и рисовой пудры.

Уруши может быть окрашен в различные цвета. Золото и серебро в виде листов или пудры может использоваться для декорирования объек тов.Также используется перламутр, коралл, полудрагоценные камни и другие материалы. Особенно в Японии декоративная «сила» уруши и многообразие техник стали неотъемлимой частью артистичной культуры.

Было интересно? Поделитесь этой статьей с друзьями

нет комментариев Комментировать
    Оставить комментарий Напишите свой отзыв, он может помочь кому-то сделать выбор. Спасибо, что делитесь опытом!