Все уже знают, что ножи китайского фабричного производства по своему уровню «доросли» до качества известных «американцев» и «европейцев», а продукция некоторых китайских компаний по качеству своего исполнения даже превзошла многие известные бренды. Не обошел значительный прогресс и отечественного производителя. Как знают любители ножей, раньше такие понятия, как «премиальный нож» и «кастом» в большей степени относились к российским фикседам, известным своими авторскими термообработками клинков и художественным оформлением рукоятей. Мастеров же, производящих кастомные складные ножи мирового класса, можно было посчитать по пальцам одной руки. Про относительно доступный премиальный серийный складной нож отечественного производства еще десяток лет назад сказать было вообще нечего
Теперь, к счастью наших любителей ножей, понятие «русский кастом» стало относиться не только к фикседам, но и к складным ножам молодых брендов, которые демонстрируют безупречное качество изготовления, инновационные решения и уникальное художественное оформление. И, как правило, молодые компании, производящие подобные кастомы, выпускают отличные премиальные ножи не в единственной модели, а в достаточно широком ассортименте. С одной стороны то, что весь ассортимент таких компаний относится к премиальным ножам, объясняется лишь следствием отсутствия большого производства, которое позволило бы практически исключить ручной труд из производственного процесса. Однако, меня, как ценителя ножей, такое состояние дел вполне устраивает, ибо такая ситуация обеспечивает большой процент ручного труда в выпускаемых ножах и не дает этим брендам постепенно скатиться до преобладающего выпуска простого бюджетного ножа посредственного качества, упростив и удешевив производственный процесс (и, соответственно, ухудшив качество ножа) до минимального предела.
Сейчас «русский премиальный нож» производится не в скромных мастерских, наподобие той, где увидел свет первый «Десептикон» Алексея Коныгина, и где гениальные Левши подковывают блоху, а в небольших, но полноценных производствах, выпускающих, т. н. мелкосерийный кастом. И особенно приятно то, что определение «мелкосерийный кастом» уже перешло из маркетинговой терминологии в определение, полностью соответствующее тому объему качеств, который мировое ножевое сообщество вкладывает в определение полноценного кастома.
Что же это за такое странное определение «мелкосерийный кастом»? Все очень просто и объясняется несколькими фразами. Мелкосерийный кастом — это ножи, в которых присутствует огромный процент ручной работы, часто уникальной, исполняемой талантливым мастером или не менее талантливой командой. При этом технологический процесс и художественная составляющая по возможности упрощаются, дабы снизить выходную стоимость ножа. Главное то, что снижение затратности производства рассматривается до того момента, когда начинают снижаться рабочие характеристики ножа — например, на самых дешевых моделях бренда присутствует кастомная закалка клинков. Качество таких ножей остается на максимально высоком уровне, и лишь внешний вид их упрощен для формирования цен, доступных подавляющему большинству любителей ножей. К таким ножам относится очень интересный нож CultroTech Chest, спустившийся к простому пользователю с заоблачных высот коллекционного художественного кастома.
Нужно сказать, что даже кастомные ножи и ножи из золотой серии компании CultroTech нередко поселяются в качестве рабочих инструментов на карманах их владельцев. Конечно, чтобы с полным душевным спокойствием использовать нож, который достоин занять место в музее, необходим солидный «золотой запас» за душой, и не каждый может себе позволить такое использование подобного ножа. Но как быть с теми пользователями, которые также хотят ощутить всю прелесть работы ножом с уникальными рабочими характеристиками клинков эксклюзивной закалки знаменитого Дениса Фролова? Для этого в линейке компании появилась «бюджетная» (относительно ценника кастомного ножа) бронзовая серия ножей, сохраняющая их рабочие характеристики сопоставимыми с характеристиками премиальных экземпляров такой же модели.
CultroTech Chest Bronze Line готов подарить своему владельцу всю прелесть агрессивного реза крупным клинком, выполненным из австрийской порошковой стали Uddeholm Elmax с уникальной кастомной сложной термоциклической обработкой Дениса Фролова (Yanhook). Великолепное качество реза в данном случае обеспечивает беспрецедентная (для серийных ножей с клинками из этой стали) твердость в 63–64 HRC, полученная при сохранении высокой вязкости закаленной стали.
Как и положено при эволюции
Приятную для глаз геометрию клинка мы отметили, теперь давайте посмотрим на то, какой функционал эта геометрия формирует. Очевидно, что длинный и узкий, ориентированный по оси рукояти, клинок с агрессивным кончиком имеет высокий колющий потенциал. Однако это больше относится к плюсам файтинговых ножей, а вот с точки зрения утилитарного применения о «Честе» можно говорить как об отличном резаке. Режущая кромка длиной 103 мм демонстрирует толщину сведения в 0.25 мм, доходящую до 0.3 мм на кончике клинка. Клинок имеет прямые
Сквозь чуть перламутровую матовую галтовку клинка просматривается весьма эффектное клеймо компании, а с другой стороны клинка — столь желанное для многих клеймо Дениса Фролова.
Теперь несколько слов об удалении из конструкции осевого узла премиальных бронзовых шайб и об идеальной центровке клинка с минимальными допусками и полнейшим отсутствием люфтов. Как известно, наличие в кастомах бронзовых шайб с прецизионной обработкой, обеспечивающих ход клинка, сопоставимый с ходом на подшипниках, является особым шиком. Однако за этот шик нужно платить большим количеством времени на обработку шайб и последующую настройку ножа. «Бронзовый» CultroTech Chest оказался лишенным этих шайб, исходя именно из экономии времени на его сборку. А вот подшипники, на которые были заменены эти шайбы, оказались непривычными для ножевого производства и стали инновационным решением. Осевой узел снабдили «подшипниками со ступицы автомобиля» — сдвоенными
Про рукоять CultroTech Chest можно сказать, что в ней нет никаких излишеств, но присутствует все необходимое для продуманного рабочего ножа премиального класса.
Вот таким получился «бюджетный» CultroTech Chest — интересным и эффективным дорогим инструментом. Конечно, потом, после укрупнения производства компании, мы, безусловно, увидим и бюджетные, в полном смысле этого слова, ножи. Однако не знаю, хочу ли я видеть такую динамику. Мне кажется, что такому развитию компании я бы предпочел просто увеличение количества выпускаемых ножей и расширение их ассортимента, при сохранении их относительной бюджетности. А «Чест», он просто хорош! И я рекомендую его тем любителям ножей, которые являются активными пользователями, ну, и тем, кто захочет сохранить в своей коллекции первую модель ножа с принципиально новым в ножевом производстве осевым узлом.