Я знал, что отечественный ножевой мир может похвастаться своими мастерами, из рук которых выходят кастомы высочайшего полета. Начиная этот обзор, я еще раз с удовольствием констатировал для себя этот приятный факт.
Не скажу, что, получив CultroTech Ares, я открыл для себя Америку — нет, я знал, что отечественный ножевой мир может похвастаться своими мастерами, из рук которых выходят кастомы высочайшего полета, от художественных штучных произведений, до более доступных «рабочих» моделей. Но, начиная этот обзор, я еще раз с удовольствием констатировал для себя этот приятный факт.
Недавно я рассматривал кастомный нож из «рабочей» серии Quantum Ursus от Мастерской братьев Широгоровых — потрясающий резак, относящийся к премиальным EDC-инструментам, а чуть позже мы говорили о «рабочей» версии ножа Фродо от компании NL Knives. Сегодня же мы поговорим о еще более амбициозной модели Арес из «рабочей» линейки Silver Line от компании CultroTech.
Почему CultroTech Silver Line Ares еще более амбициозная модель, чем рабочая версия победителя в номинации «Лучший тактический складной нож» на ножевой выставке Blade Show 2019 или совсем недешевый NL Knives Фродо? Вероятно, потому, что рабочий EDC-нож с ценником в диапазоне 70–80 тысяч — это все-таки очень амбициозно. Я, конечно, немного лукавлю, называя нож из серебряной линии исключительно рабочим инструментом. По-настоящему рабочими инструментами являются представители «бронзовой» линии компании CultroTech, имеющие достаточно доступную цену и обладающие отличным рабочим функционалом. Но у компании (и, что самое главное, у пользователей) есть уверенность в том, что ножи из Silver Line заслуживают того, чтобы не просто стоять на выставочной полке, а работать, принося кроме эстетического удовольствия еще и практическую пользу своему обладателю.
И действительно, в Silver Line модель Ares представлена как ножами со сложной фрезеровкой на титановых рукоятях, так и «нудистами» — стильными и благородными, но, конечно, более простыми, как по исполнению, так и по дизайну. А то, что ножи из серебряной линии часто воспринимаются как премиальные рабочие EDC-инструменты, является следствием того, что в своем ассортименте компания выпускает штучные ножи из золотой линии и уникальные кастомные ножи. Как же тогда еще позиционировать ножи Silver Line? Конечно, как премиальные рабочие. Высокий ценник ножей этой линии является следствием того, что планка качества и уровня сложности технологического процесса изготовления ножа и термообработки его клинка является беспрецедентно высокой. Поэтому ножи серебряной линии компании CultroTech относятся к той категории ножей, которые, будучи премиальными рабочими инструментами, могут оказаться как на коллекционной полке ценителя исключительного реза, так и на кармане успешного человека, купившего потрясающий премиальный EDC-инструмент на карман, зачастую просто по совету «продвинутого» друга. В любом случае, ножи из серебряной линии компании гораздо чаще становятся по-настоящему рабочими, чем «золотые» и кастомные, поэтому мы и поговорим о них не только с точки зрения их коллекционной ценности, но и с учетом их рабочих способностей.
Итак, передо мной лежат два экземпляра модели Арес: премиальный рабочий инструмент и, если хотите, суперпремиальный. Разница в классификации затрагивает как используемую марку стали на клинке, так и конструкцию, и сложность исполнения рукояти. Начнем с клинка.
10-сантиметровый клинок в форме классического и максимально понятного Drop Point выполняется из порошковой стали Bohler M390 на более дорогом ноже и порошковой стали Uddeholm Elmax на чуть более дешевом нудисте. Оба клинка могут похвастаться авторской термоциклической обработкой знаменитого Дениса Фролова, и оба имеют твердость по 63 HRC. Несмотря на тактическую толщину клинка, его геометрия с головой выдает в нем резак. Толщина клинка из Elmax составляет 3.5 мм, а из М390 — 3.3 мм, и все же, взглянув на их тонкие кончики, сложно предположить наличие у них иного функционала, кроме режущего. Кстати, при взгляде на клинок со стороны обуха, его толщина совершенно не выглядит на 3.5 или 3.3 мм из-за крупных фасок, снятых на большей части обуха, так что даже просто визуально клинок совершенно не является «тактиком» или «универсалом». Это подтверждается и при его ближайшем рассмотрении. При ширине клинка в 30 мм его прямые 20-миллиметровые прямые спуски формируют тонкое сведение толщиной 0.2–0.3 мм, обеспечивающее исключительный рез. Знаменитая сложная термоциклическая обработка Фролова делает Арес аристократом среди резаков. Подобное качество реза сложно найти даже среди кастомов, и знатоки поймут, о чем я говорю. Но понимание такой запредельной высоты качества реза имеют лишь те, кто уже сталкивался с резаками подобного класса, остальным же придется просто поверить на слово.
Финиш клинков данной модели является той частью производства ножа, которая занимает весьма большой промежуток времени. И в большей степени это обусловлено ручной полировкой спусков с комбинацией легкого стоунвоша на них. Оттеняет все это великолепие галтовка на плоскостных участках клинка и на снятых фасках, о которых я говорил выше. Клинок имеет мини-чойл, который позволит комфортно править и точить нож на любых точилках.
Извлекается клинок при помощи плавника удобной формы, однозначно указывающей направление приложения силы. Благодаря комфортной форме плавника и отличным керамическим подшипникам в латунных пыльниках извлечение клинка очень легкое и комфортное. Но сказать так — не сказать ничего о потрясающем флипе CultroTech Ares. Дело в том, что после недавних обзоров на «Русский» Александра Чебуркова и Shirogorov Quantum Ursus сразу ощущаются особенности флипа каждой модели. Если, например, у Shirogorov Quantum Ursus флип, что называется, «пушечный», то флип на Аресе — это просто песня, восторг и совершенно новое понимание подхода к механике флипа.
Глядя на CultroTech Ares, невольно задаешься вопросом: неужели мастера, изготавливающие этот нож, действительно пытались создать механику флипа, соответствующую образу ножа? Это совершенно неправдоподобная ситуация, но такая мысль появляется именно потому, что в моем ощущении флип Ареса является физическим отражением его ментального образа. Несмотря на мою давнюю любовь к механике ножей МБШ, флип Ареса гораздо более… «кастомный» что ли. Эта «кастомность» не относится к его исключительной легкости или эффектности. Флип Ареса легчайший, но при этом клинок раскрывается вальяжно, с чувством своего превосходства над всем и вся. Тут присутствует какое-то потрясающее соответствие солидности и респектабельности этого флипа пониманию статусности Ареса. Это уже гениальность мастеров на уровне психологии! Это не просто кастомный флип, доведенный до совершенства и одинаковый на всех моделях бренда. Это кастомный флип, созданный под конкретную модель. Ну, лично у меня сложилось такое ощущение, и если я не прав, то я хочу оставаться в этом счастливом заблуждении.
А какой сочный сдвоенный «клац» мы слышим при флипе! Сдвоенный звук обусловлен близкими по времени, уровню и тональности двумя звуками: в момент, когда клинок сходит с шарика детента, ударяясь фреймом замка о клинок, и сразу следующий за ним звук запирания клинка стальным сухарем. Этот звук описать нельзя, его можно только услышать, но любители ножей поймут мой восторг от этого глухого «оружейного» клаца.
В отличии от многих моделей компании, на осевом узле Ареса мы видим не гайки, а винты, из-за чего в конструкции узла использован опорный подшипник. В то же время не все так просто в конструкции осевого узла. Осевой винт со стороны фрейма имеет левую резьбу, что предотвращает раскручивание осевого узла и лишает смысла использование фиксаторов резьбы, и это хорошее решение для рабочего ножа, который придется обслуживать, разбирая рукоять.
Теперь несколько слов о форме рукоятей CultroTech Ares и Shirogorov Quantum Ursus. Почему именно Shirogorov Quantum Ursus? Просто потому, что недавно я купил себе этот нож и сейчас непроизвольно сравниваю эти два ножа.
Если флип Ареса, по моему мнению, гораздо интереснее в смысле создания единого образа ножа во всех его проявлениях, то про рукоять Ареса я этого сказать не смогу. И тут на первое место выходит субъективное понимание комфорта конкретного человека. У меня средний размер руки, и я привык использовать ножи, рукояти которых или несколько сужаются к навершию, или не увеличиваются более ширины в 26 мм. В противном случае при долгой работе без перчатки первая от ладони фаланга мизинца начинает болезненно ощущать край плашек рукояти. К примеру, на Shirogorov Quantum Ursus этот участок рукояти имеет ширину 22.8 мм, а на Аресе целых 28 мм. Понятно, что ощущение рукояти ножа — вещь субъективная и зависит от размеров и строения руки, но в данном случае я рекомендую подержать нож в руке, потому что рабочий нож за такие деньги должен сидеть в руке как влитой, и даже минимальное ощущение того, что-то не так, может нарушить ощущение идеальности ножа. А при такой цене рабочий нож должен быть идеальным во всем!
В качестве дизайна, конструкции и исполнения рукояти Ареса придраться не к чему даже при желании. Все находится на столь высоком уровне, что если бы нож лег мне в руку, то это был бы мой любимый карманный нож на каждый день.
Дизайн Ареса с клинком из М390 можно назвать скелетизированным. В сложных сквозных выборках эффектно виднеются полированные спуски клинка, а дизайнерская фрезеровка титановых плашек придает ножу футуристичности. Красивое матовое анодирование плашек рукояти перекликается с финишем осевого винта — галтовкой «под окалину». Также ощущение образа инструмента из будущего способствует сложная скелетизированная клипса с фрезеровками и великолепно реализованная идея «висящего в воздухе» титанового бэкспейсера с отверстием, дублирующим темлячные ушки в плашках рукояти. Дизайнерская идея заслуживает восхищения и особых похвал. И в этом плане нож просто потрясающе хорош!
Дизайн Ареса с клинком из Elmax выполнен в виде благородного нудиста с минимумом элементов, на которых может зацепиться глаз. Все внимание привлекает великолепное чуть шероховатое анодирование и серебристое клеймо бренда на карманной клипсе с потайным креплением. Конструкция этого ножа выполнена без бэкспейсера, а облегченные 3-миллиметровые титановые плашки в навершии скреплены через две крупные фигурные бонки.
Толщина рукояти составляет 10.5 мм, что делает нож максимально удобным в ношении его на кармане и просто в моменты медитации, когда вы будете наслаждаться его волшебным флипом.
Уникальная концепция очень дорогого премиального рабочего ножа, безупречно исполненная во всех элементах CultroTech Ares поразила и покорила меня. До абсолютного совершенства, для моей конкретной руки, этот нож чуть-чуть не дотянул формой навершия, но при несколько большей руке CultroTech Ares становится идеальным ножом.
В итоге хочу сказать, что именно такой многоплановый подход к ножу, формирующий его физический, психологический и эмоциональный образ, и делает компанию CultroTech одним из непререкаемых авторитетов ножевого кастомного мира.