Spyderco Tusk C06 Marlinspike увидел свет в 2013 году. Почему же эта модель имеет шестой порядковый номер, ведь модели компании нумеруются в момент их появления в разработке? Все очень просто - этот нож разрабатывался Сэлом Глессером в 1982-1983 годах и в то время именовался Yachtsman. Нож не был запущен в серийное производство из-за его сложности в производстве и недостатка мощностей. И вот, спустя 30 лет, нож, доработанный (или переработанный, т.к. чертежей прототипа предъявлено не было) сыном Сэла - Эриком Глессером, предстал на суд ножевого сообщества под именем Spyderco Tusk C06. Нож сразу привлек огромное внимание поклонников компании, а также моряков, яхтсменов и рыбаков и был по достоинству ими оценен. Итак, для кого разрабатывался этот необычный девайс и какой функционал на него был возложен, а также о заслуженной популярности ножа я расскажу ниже.
Разрабатывался нож преимущественно для людей связанных с морем. Недаром этим занялся заядлый яхтсмен Сэл Глессер, который не понаслышке знал о том, какой инструмент нужен людям, проводящим часть своей жизни на большой воде. И хотя Spyderco Tusk многие называют ножом, я бы, все-таки, назвал его инструментом, т.к. на основной функционал ножа (пусть в моем обзоре он тоже будет ножом) указывает даже его название -"Клык". Именно складная свайка (такелажный инструмент), выполненная в виде клыка, которая служит для разъединения прядей троса или каната и для помощи при развязывании узлов такелажа, и является основным инструментом в этом ноже. Необычное название этой свайки "Marlinspike" дала рыба марлин, чей нос очень похож на этот инструмент. Кроме того, нож был оценен моряками и людьми по роду своей работы или своего увлечения связанных с водой и иными агрессивными средами. Огромными плюсами Spyderco Tusk являются материалы из которых он изготовлен и некоторые конструктивные решения. Во-первых, это абсолютно нержавеющая сталь LC200N с высоким содержанием азота и возможностью закалки до высокой твердостьи, которая показала великолепные результаты при ее тестировании на устойчивость к коррозии и очень хороший функционал в области реза. Во-вторых, это массивная титановая рукоять. В третьих, это особо прочный замок на свайке - BallBearingLock с керамическим запирающим шариком.
Клинок Spyderco Tusk (начну с него по традиции, а не в силу его приоритета над свайкой) выполнен из высоко коррозионностойкой стали LC200N, имеющей твердость 60 Hrc, в форме Drop-Point с кончиком, характерным больше для Sheepfoot blade. Клинок достаточно прост по форме и в тоже время очень функционален. Небольшая длина клинка (60 мм и длина РК 57 мм) скорее является плюсом в условиях качки, когда удобнее контролировать короткий клинок. Кроме того, при такой длине снижен риск случайно повредить мягкий такелаж или травмировать напарника. Слабовогнутые спуски от 1/2 ширины клинка формируют сведение в 0.45-0.5 (хороший показатель для качественного реза пластичной, не выкрашивающейся сталью) являются тем решением, которое сохраняет работоспособным кончик, т.к. при толщине обуха в 3 мм 12-миллиметровые спуски не успевают его ослабить. На 7-миллиметровом участке рикассо частично расположился комфортный чейл, незаменимый для проведения точных и деликатных работ. Вероятно хват с использованием чейла многим понравится настолько, что будет основным в работе, хотя рукоять можно держать и по-другому (об этом в разделе рукояти). Обух клинка имеет традиционный горбик над SpyderHole (Ø 11 мм) при помощи которого клинок извлекается. Плавный ход клинка обеспечен достаточно толстыми бронзовыми шайбами. Финиш клинка - тонкий продольный сатин на плоскостных участках и обухе и поперечный на спусках. В раскрытом положении клинок запирается при помощи фрейма замка Frame-lock, к которому теоретически можно предъявить претензию об отсутствии элемента препятствующего обратное выгибание фрейма. Практически же, фрейм замка достаточно тугой из-за его небольшой длины и по факту отогнуть фрейм сильнее чем необходимо достаточно сложно.
Основной элемент ножа - полированная "в зеркало" свайка, выполненная из нержавеющей стали 300-й серии в форме клыка с D-образным сечением и в самой толстой части имеющая толщину в 10 мм. Спайка имеет отличный ход и падает под своим весом, что также обеспечено двумя бронзовыми шайбами на осевом узле. Внутри спайки выполнен специальный такелажный ключ - достаточно надежный, т.к. отверстие слота обрамлено сталью толщиной не менее 3-х мм. В раскрытом положении свайка фиксируется керамическим шариком Ø 8.5 мм замка BallBearingLock. Замок выполнен и работает великолепно.
Рукоять сложной формы выполнена из двух титановых плашек толщиной 3 мм и спейсера из нержавеющей стали толщиной 4 мм. Как несложно посчитать общая толщина рукояти -10 мм, что удобно как при использовании, так и при ношении ножа. Скреплена рукоять при помощи двух осевых винтов и двух винтов через бекспейсер. Форма рукояти хорошо просчитана и одинаково удобна, как при работе со свайкой, так и при работе клинком. И в одном, и в другом случае для работы можно применять чейлы (выполнен с обоих сторон, как для клинка, так и для свайки). Как при работе с использованием чейлов, так и при использовании основных подпальцевых выемок, длины рукояти достаточно для размещения на ней полностью всех пальцев (при работе в клинком мизинец ложится на скос навершия, зажимая между собой и безымянным пальцем выступ в конце вогнутого участка брюшка рукояти). Оба хвата удобны, а качественная обработка плашек рукояти делает работу комфортной для голой ладони. На рукояти присутствует уменьшенного размера достаточно жесткая вороненая клипса с возможностью двустороннего крепления в положении tip-down. Также на рукояти выполнено отверстие под обязательный для яхтсмена элемент инструмента - темляк или страховочную петлю.
Spyderco Tusk являет собой интересную идею крайне нужного инструмента для людей связанных с морем с великолепной реализацией в виде отличной компоновки, безупречного исполнения и оригинального дизайна. Этот инструмент по достоинству был оценен во время его практического применения о чем можно найти много отзывов на профессиональных форумах (в том числе и на форуме компании Spyderco).