Если вы его купили, то вы сможете в полной мере понять разницу между просто хорошим ножом и настоящим кастомом от лучших мастеров
Судьбы у удачных ножей, зачастую, бывают, как и у людей, интересными и разными, идущими не по проторенному пути. Достаточно часто мы можем наблюдать такое развитие истории успешного ножа: великолепная идея сначала была воплощена в кастомном варианте, затем, в силу ее успеха и желания огромного числа любителей ножей получить подобный нож, модель появляется уже в серийном варианте. В этом случае успех празднует бренд, которому удалось договориться с автором ножа, и потребитель. Возможен также выпуск ножа в версии Semi-Custom или Mid-Tech. Параллельно появляются копии и реплики популярного кастома.
С ножом модели «КрейсерЪ» ситуация сложилась обратная. Сначала модель появилась под брендом молодой компании Ural EDC, и эту модель можно было бы также назвать кастомом, ибо продукция трех мастеров, основавших бренд, в своем основании имела огромный процент ручного труда. Но так уж сложилось, что ножи, выполненные вручную в небольших мастерских России, не называют кастомами, пока они не переступят определенный ценовой порог, обусловленный финансовыми и временными затратами на изготовление одного ножа. Итак, «КрейсерЪ» появился как очень хороший охотничий фиксед, производимый перспективной компанией с Урала. Модель сразу была по достоинству оценена профессиональными пользователями ножей и стала популярной. Благодаря хорошим материалам и высокому качеству изготовления изначальный «КрейсерЪ» был не самым дешевым ножом, и погасить спрос желающих купить «такой же нож, но дешевле», помогали реплики модели, изготавливаемые мастерами-кустарями. По договоренности с авторами ножа «КрейсерЪ» стал изготавливаться и другими известными мастерскими. При этом было большое количество людей, желавших иметь полюбившийся нож в самом высоком качестве исполнения из наиболее премиальных материалов. Казалось бы, вот предел эволюции фикседа, но нет — у известного в ножевом мире Вадима Шайхитдинова появилась идея переместить «КрейсерЪ» на новый виток спирали эволюции! Вадим спроектировал нож и занялся организацией его производства. Для этого были задействованы лучшие мастера, из рук которых и вышел российский кастомный фолдер «КрейсерЪ», который мы и рассмотрим. Что же изменилось в модели и кто участвовал в ее создании, я расскажу ниже.
Давайте определим, что так полюбилось пользователям в фиксированном «Крейсере» и что из этого сохранилось в новой складной модели?
Фиксед «КрейсерЪ» выполнен в той ножевой концепции, которой придерживается множество искушенных производителей дорогих ножей. Эта концепция известна — нож должен резать. Почему я назвал этот подход прерогативой искушенных мастеров и дорогих ножей? Все достаточно просто — режущую геометрию клинка могут воспроизвести многие, а вот провести качественную термообработку, позволяющую в наиболее полной мере раскрыться премиальной стали, и показать ее максимально высокие эксплуатационные качества может не каждый. В новой модели складного «Крейсера» клинок сохранил и свою фирменную термоциклическую обработку Сергея Бурова, известного в ножевом сообществе как Burchitai, и упомянутую концепцию в целом. «КрейсерЪ» остался режущим инструментом.
Фиксированный «КрейсерЪ» воспринимался многими охотниками как инструмент для снятия шкуры и разделывания добычи. Иначе говоря, основной функционал «Крейсера» — режущий. Действительно, толщина сведения в 0.2 мм и в 0.4 мм на кончике клинка подразумевает отличный рез ножа, а достижение более высокой вязкости при термоциклировании минимизирует ущерб для режущей кромки при встрече с костями в процессе разделывании добычи. Подобный же функционал мы наблюдаем и на клинке нового фолдера. Изменения толщины клинка с 4 до 3.5 мм и его длины со 115 до 111 мм, при сохранении оригинального абриса, практически не изменили функционал ножа. В нашем случае клинок получил премиальную порошковую суперсталь CPM S90V, и при широких прямых спусках от обуха (32 мм в самом широком месте клинка) и сведении в 0.2 мм по всей длине режущей кромки, складной «КрейсерЪ» остался потрясающим резаком.
Еще один момент, который всегда импонирует охотникам и вообще людям, использующим свой нож на природе, где сломанный инструмент заменить проблематично, — это его надежность. Принцип «надежность — во главу угла» исповедуют и городские выживальщики, зачастую, отдавая предпочтение небольшим фикседам, даже при ношении ножей в городских условиях. Если изначальный «КрейсерЪ» имел цельнометаллическую конструкцию, то новый фолдер получил складную и также крайне надежную конструкцию, напоминающую «монолит» своего прототипа. Полные 2-миллиметровые титановые лайнеры со стальным сухарем на лайнере замка Liner-Lock, короткий титановый бекспейсер толщиной 3.9 мм и 4-миллиметровые плашки из цветного карбона обеспечивают высокую жесткость и прочность конструкции.
Не меньше людей, профессионально связанных с ножами, отдают предпочтение крупным ножам, здраво объясняя это тем, что крупным ножом можно выполнить все задачи, с которыми может справиться небольшой нож, а наоборот — не всегда. Именно поэтому складной «КрейсерЪ» сохранил размеры своего фиксированного тезки. Да и основная идея была дать людям полюбившийся нож с тем же функционалом и в тех же размерах и форм-факторе, только в складном, более компактном варианте. Соответственно не только клинок сохранил свой абрис, но и рукоять сохранила свои объем и великолепную эргономику, так понравившиеся пользователям «Крейсера».
И что же, складная новинка осталась все тем же «Крейсером»? Функционально — да! По своей сути — уже нет! Складной вариант реально переместился в нишу дорогих кастомов! Изготовленный, собранный и отрегулированный вручную Антоном Елистратовым, прошедший сложную термоциклическую обработку Сергея Бурова, щеголяющий ручным сатином на клинке и хаотичным токсиком на навевающих мысли о море и волнах красивейших плашках из черно-синего карбона, новый «КрейсерЪ» стал настоящим шедевром ножевых технологий. Торцевой флиппер с великолепной цепкой насечкой, отлично фиксирующей на обухе открытого клинка большой палец, вместе с крупным кованным долом отвечают за извлечение клинка из рукояти. Клинок можно выбросить и резким встряхиванием, но тогда вы не почувствуете ту неповторимую легкость и плавность хода клинка с толстыми бронзовыми шайбами на осевом узле.
Шайбы из специальной бронзы для подшипников скольжения… Знатоки знают ценность подобных шайб на кастомном ноже и моментальную разницу ценников с таким же ножом, но с подшипниками на осевом узле. Это обусловлено выполняемой прецизионной полировкой поверхности шайб, точнейшей и очень сложной подгонкой и регулировкой всех элементов ножа для формирования «кастомного» хода клинка.
При сборке рукояти применено технологическое ноу-хау — под всеми винтами (крепежными и осевым) стоят титановые втулки, что позволяет более жестко затягивать винты и более плотно прижимать плашки рукояти к титановым лайнерам, позволяя говорить о максимально высоком качестве сборки, сопоставимом качеству изготовления.
Последний плюс и преимущество этого ножа перед фиксированным «КрейсеромЪ» — это потрясающая кастомная титановая клипса глубокой посадки, несмотря на то, что в комплекте с ножом идет кожаный чехол-ножны работы Вадима Шайхитдинова. Крупная и очень жесткая клипса, позволяющая носить этот немаленький нож в кармане не опасаясь, что он в какой-то момент выскочит, имеет оригинальное темлячное отверстие, позволяющее закрепить на ноже темляк или петлю, значительно улучшающую контроль ножа.
Наш обзор прошел под знаком сравнения двух «КрейсеровЪ» и они, безусловно, хороши оба. При этом, говоря о фолдере, нужно сказать, что, конечно, не каждый может позволить себе приобрести подобный нож, но уж если вы его купили, то вы сможете в полной мере понять разницу между просто хорошим ножом и настоящим кастомом от лучших мастеров, а ощущения от пользования таким ножом нельзя измерить в деньгах.