Несмотря на явную коллекционную ценность кастома Вадима Шайхитдинова и Антона Елистратова, Simbiosis в первую очередь является рабочим инструментом. Грех не использовать этот максимально удачный нож по его прямому назначению, хотя его и может быть жаль снимать с полки.
Героем сегодняшнего обзора является складной нож Мастерской Nasgul — Simbiosis. Это дорогой и очень интересный нож, про который можно много рассказать.
Самым интересным в этом ноже является то, что он выполнен по проекту Вадима Шайхитдинова и Антона Елистратова самим Антоном почти стопроцентно вручную. Единственное, что было доверено машинам при изготовлении этого ножа, так это вырезание титановых плашек, клипсы и бекспейсера на электроэрозионном станке. Все остальное в этом ноже было выполнено золотыми руками Антона Елистратова.
Второй замечательный момент в этом ноже — это то, что его клинок может похвастаться фирменной термоциклической обработкой Сергея Бурова, известного ценителям ножей как Burchitai.
Третье, что примечательно в данном ноже — при его создании Вадимом была проведена компоновка наиболее удачных ножевых решений, форм и геометрий, заимствованных от разных ножей. Поэтому в этом «Симбиозе» искушенный любитель сможет найти элементы и решения из многих ножей, получивших признание пользователей, за свой удачный функционал. Я не буду заниматься проведением аналогий форм рукояти и клинка, особенностей бекспейсера и очень знакомого отверстия на клинке, т. к. в истории ножей подобные формы можно встретить не только на одной модели, а удачные решения в той или иной степени повторяются, осознанно или нет, во вновь создаваемых ножах. Я просто расскажу о ноже, который впитал не одно, а несколько удачных решений, зафиксированных в богатой истории создания столь важного и любимого нами инструмента.
Как правило, крупные ножи создаются на роль мощных универсалов или даже «ломов». Однако нередко крупные ножи наделяют узконаправленным режущим функционалом. И совсем не удивительно, что нож, созданный людьми, основным родом деятельности которых является наиболее полное раскрытие возможностей сталей при помощи улучшения ее характеристик путем сложных термо- и термомеханических обработок, получил в качестве основного функционала режущий. Ну не могут автор знаменитой «уральской узорчатой» и гениальный Сергей Буров делать клинки, которые не будут показывать максимально «вкусный» рез! Подобные резаки, как правило, являются кастомными продуктами, т. к. серийные, даже очень дорогие ножи, выполненные из хорошей стали, не могут продемонстрировать полное раскрытие характеристик стали, так как технологический процесс больших производств настроен на получение усредненных характеристик Datasheet конкретной стали, и максимально упрощен для удешевления конечной стоимости серийного ножа. Только кропотливая и долгая индивидуальная работа искушенного мастера с клинком может максимально раскрыть потенциал дорогой стали.
Итак, Simbiosis — резак, и не просто резак, а исключительно хороший резак-инструмент. Тут мы видим полную реализацию концепции резака-инструмента, для чего «Симбиоз» получил не просто крупную, а объемную рукоять без наминающих ладонь при долгой работе элементов. Подобные рукояти чаще можно встретить на крупных фикседах и совсем нечасто на карманных фолдерах. Именно такая рукоять является залогом комфортной и эффективной работы этим ножом.
Клинок «Симбиоза» выполнен в форме Clip Point и имеет длину 11 см. Толщина обуха составляет 3.4 мм, но благодаря 19-миллиметровым прямым спускам на режущей кромке сформировано сведение толщиной 0.3 мм, что однозначно указывает на основной режущий функционал ножа. Вторым крайне эффективным функционалом «Симбиоза» является колющий. Это обусловлено тонким кончиком с малым углом схождения обуха и режущей кромки, а сам обух в районе кончика имеет очень малую толщину, сформированную эффектным протяженным фальшлезвием, что также значительно увеличивает колющий потенциал клинка. Режущая кромка клинка имеет восходящую к кончику линию, и подобный небольшой сабельный изгиб позволяет комфортно работать на плоских поверхностях. Именно поэтому прототипы «Симбиоза», как и наш нож, не являлись флипперами — чтобы плавник не мешал при работе. Способом извлечения клинка был избран узнаваемый для всех ножеманов элемент — сквозное отверстие диаметром 12 мм в начале клинка. Клинок «выстреливает» легко и стремительно. Не могу точно сказать, что в конкретно моем ноже обеспечивает подобный ход клинка, т. к. качество подгонки элементов таково, что увидеть подшипник я не могу. При этом не вижу и бронзовых шайб, которые, по заявления Вадима Шайхитдинова, как и подшипник, могут присутствовать на осевом узле этой модели. В любом случае, ход клинка потрясающий, и если это обеспечивает подшипник, то я не наблюдаю зазоров, в которых со временем может накапливаться пыль.
Модель Simbiosis может иметь клинки из различных премиальных сталей. В моем случае это Uddeholm Elmax® SuperClean с потрясающим комбинированным финишем Stonewash и Bead Blast, создающим тактильно приятную бархатную поверхность, маскирующую потертости и царапины на поверхности клинка.
Теперь о крайне удачной рукояти «Симбиоза». В жертву концепции резака-инструмента принесена компактность рукояти EDC-ножа. Да, Simbiosis не самый удобный нож для ежедневного ношения в кармане, зато как резак-инструмент он великолепен в работе. И тут я все-таки сравню его с еще одним великолепным ножом и скажу, что по своей концепции этот нож полностью совпадает с концепцией знаменитого «Ворона» А. Чебуркова, долгие годы остающегося любимцем ножеманов. Однако, «Симбиоз» Шайхитдинова и Елистратова в большей степени резак, за счет более тонкого клинка и в большей степени EDC-инструмент, т. к. он легче за счет меньшего количества титана и большего карбона, использованных при изготовлении данного ножа. Вот мы и видим преимущества симбиоза — от каждого ножа лучшее и доведенное до совершенства.
Полуоткрытая конструкция рукояти Simbiosis выполнена из полных 2-миллиметровых титановых лайнеров (один из которых снабжен стальным сухарем и выполняет роль лайнера замка Liner-Lock), титанового бекспейсера толщиной 4 мм и 4.5-миллиметровых карбоновых накладок. Несложно посчитать, что толщина такой рукояти составляет значительные 17 мм. Форма рукояти максимально продумана для удобства работы, и главное в этом не отлично обработанные края плашек, а форма брюшка рукояти, на котором сформировано небольшое «брюшко» и два выраженных упора — в навершии и перед клинком. Ширина рукояти в середине брюшка составляет 27 мм. Подобные размеры и форма не только позволяют отлично заполнить ладонь и обеспечить формирование комфортного молоточного хвата, но и исключают скольжение рукояти в мокрой ладони как вперед, так и назад. Также удержанию ножа помогают крупные насечки на бекспейсере. Кстати, эти же насечки выполнены на бескпейсере и в навершии рукояти, что обеспечивает идеальное удержание ножа и в обратном хвате при колющем ударе. Кроме того, в бекспейсере мы видим крупное темлячное отверстие, на которое можно прикрепить как темляк, так и петлю, что может быть критически важным моментом при определенных обстоятельствах. Такого отверстия нет в упомянутом мной выше «Вороне» Чебуркова, и тут мы снова вспоминаем слово «симбиоз».
Говоря о самых удачных решениях, использованных на рукояти, нужно сказать и о титановых втулках, стоящих под всеми винтами (крепежными и осевым), что позволяет более жестко затягивать винты и более плотно прижимать плашки рукояти к титановым лайнерам. Ну и самым необычным элементом рукояти является титановая клипса, на которой методом электроэрозионной резки создана дополнительная пружина. Вот уж, действительно, яркий образец кастомной клипсы! При этом в комплекте с ножом идет мягкий кожаный чехол работы Вадима, что позволяет бережно носить нож в сумке.
В итоге обзора у меня сложилось мнение, что, несмотря на явную коллекционную ценность кастома Вадима Шайхитдинова и Антона Елистратова, Simbiosis в первую очередь является рабочим инструментом. Честное слово, просто грех не использовать этот максимально удачный нож по его прямому назначению, хотя его и может быть жаль снимать с полки.