Иметь такой экспонат в своей коллекции, смотреть на него и держать его в руках каждый день — это то, что делает жизнь ножемана светлее и радостней.
После нескольких обзоров премиальных, но все-таки достаточно доступных ножей от самых знаменитых российских мастерских, на мой стол лег по-настоящему уникальный кастомный красавец с потрясающим дизайном, скорее являющийся кадром из сказочного мультфильма, чем предметом из нашей реальности. Однако эта сказочная картинка материализовалась сначала в мастерской Сергея Бобкова «Холодное пламя», а затем уже у меня на столе. Честно говоря, нож с легендарным мозаичным дамаском от Сергея Бобкова так близко для изучения я получил впервые (минуты «на подержать» такой нож на ножевых выставках знакомством назвать сложно). И если первое ощущение, которое появилось, когда я впервые увидел клинки Сергея на одной из ножевых выставок, можно было сравнить с мгновенным шоком, то ощущение от долгого общения с ножом за время написания обзора я бы сравнил с чувством постоянного непроходящего восторга. Этот восторг сродни детскому, от великолепной сказки с каким-то добрым волшебником. Я сразу понял, что держу в своих руках сказочное ночное небо из красивого мультфильма, по которому пролетают ковры-самолеты, Дед Мороз на своих волшебных оленях или даже Баба Яга в своей ступе. И поверьте мне, это детское ощущение не выглядит идиотским, и мне даже не стыдно о нем рассказать, потому что оно совершенно органичное и нормальное. Но для тех, кому такое детское сравнение претит, и кто желает получить более взрослое определение ощущения этого ножа, я использую определение «гламурный». «Тотем» Сергея Бобкова — самый гламурный из всех гламурных ножей, когда-либо виденных мной. Он переигрывает ножи, инкрустированные драгоценными материалами, именно своим волшебным стилем, ощущение которого возвращает нас в сказочное детство. Нет, те, кто хочет получить определение этого ножа без слов «волшебство», «сказка» и «детство», придумывайте его сами! Я же скажу несколько слов о Сергее Бобкове и начну рассмотрение элементов этого сказочного красавца.
Желание заняться «железом» у Сергея Бобкова появилось в момент, когда у него был небольшой, но успешный бизнес, и иначе как велением сердца этот порыв назвать нельзя. Решительно начав новый вид деятельности, Сергей и не думал, что через какое-то время его мастерство создания мозаичного дамаска достигнет столь высокого уровня. В тот момент ему просто так понравилось работать с металлом, что он бросил свой бизнес и ушел с головой в этот сложный творческий процесс. Сейчас можно только радоваться, что Сергей сделал такой выбор, ибо ножевой мир увидел уникальные ножи с узнаваемым рисунком мастера, который появляется только на его клинках. Причиной этой узнаваемости ножей Сергея было его желание стать непохожим ни на кого. Без путеводного маяка в таком пути обойтись сложно, и таким ориентиром его творчества стали работы Пьера Реверди (Pierre Reverdy), однако, достигнул определенного мастерства Сергей Бобков пошел своим, новым путем, создав свой уникальный и всеми узнаваемый мелкий, отлично читаемый рисунок.
Другим огромным преимуществом дамасских клинков Сергея является их «рабочесть». Что это значит? Уникальность клинков Сергея заключается и в том, что они представлены в чистом виде, т. е. без дополнительных мягких обкладок, позволяющих дамасским клинкам других мастеров выдерживать высокие боковые нагрузки без угрозы сломаться по линии рисунка. Клинки Сергея выполнены без таких мягких обкладок и без сердечников увеличенной твердости, формирующих режущую кромку. Клинок Бобкова по своим характеристикам напоминает гомогенную или однородную сталь и не ломается при чрезмерных нагрузках по линии сварки. Это уникальное качество для «чистого» дамаска, и это одна из причин для Сергея гордиться своими дамасскими клинками.
После постоянного участия Сергея в таких международных выставках, как FiCX (Париж), Sicac (Париж), Coutellia (Тьер), Milano Knife Show (Милан) мастерство Сергея было настолько высоко оценено профессионалами ножевого и ювелирного дела, что он стал Кавалером Ордена «Карл Фаберже — Придворный ювелир». Еще одним подтверждением высочайшего мастерства мастера является то, что реплика охотничьего кинжала Егора Самсонова работы Сергея Бобкова находится на ответственном хранении в Государственном Эрмитаже. Сергей Бобков является действительным членом Гильдии мастеров-оружейников с 2002 г., Московского областного союза художников с 2005 г., Общества Тульских оружейников с 2006 г., Союза Художников России с 2015 г., Творческого Союза художников декоративно-прикладного искусства с 2016 г., Corporazione Italiana Coltellinai в звании Maestro с 2018 г.
Кроме всего этого подкупает трогательное и нежное отношение Сергея к своим работам и отношение к процессу творчества в целом. Сам он говорит, что его творения не делаются, а рождаются, и к ним он относится как к детям, которых отпускает в собственную жизнь после завершения их создания. После всего сказанного сложно добавить еще что-то, характеризующее мастерство Сергея и уникальность его творений.
Про нож Сергея Бобкова «Тотем», лежащий передо мной на столе говорить так же сложно, как сложно говорить о ночном звездном небе с легкими облаками, подсвеченными ярким лунным светом. Лишь единожды вживую я видел подобное небо, абсолютно похожее на кадр из сказочного фильма, и вот теперь я вижу такое же небо в лежащем на моем столе ноже. Это непередаваемое чувство, когда в неживом предмете ты вдруг обнаружил то редкое, что не можешь описать словами в реальном мире. Ощущение неба в этом ноже делает его не только красивым, это ощущение выходит за контур ножа, и он кажется безграничным. На сайте мастерской я обнаружил, что не у одного меня рождаются подобные ассоциации. Для выполнения одного из заказов Сергей получил в качестве материала фрагмент метеорита, по химическому составу, представляющему собой сталь с высоким содержанием никеля. Клинок, изготовленный с использованием этого метеорита, красиво назвали «клинком из небесного металла». В таком клинке ощущается уже не земное ночное небо, а целая вселенная. И это не преувеличение ощущений от клинков Бобкова! Это то, что чувствуют многие любители ножей, которые ощущают нож на уровне его ауры.
89-миллиметровый клинок «Тотема» толщиной 3.5 мм выполнен в форме Spear-Point из углеродистого дамаска в состав пакета которого входят стали ХВСГ и У-12. Торцевой мозаичный дамаск формирует мелкий и очень четкий рисунок в виде серебряных контуров четырехлучевых звездочек неправильной формы на черном фоне. Шлифовка и полировка клинка (как, кстати, и всех элементов рукояти) выполнены на таком уровне, что поверхность кажется покрытой лаком. Особое значение в формировании дизайнерского образа ножа играет стремительная форма его клинка. Эта стремительность, обусловленная наличием небольшой шириной клинка (24 мм), малого угла схождения обуха и режущей кромки, формирующего узкий кончик, и протяженного узкого фальшлезвия, дарит ощущение движения с большой скоростью, и именно это ощущение «оправдывает» вытянутую формой звездочек на клинке, как бы смазанных от наблюдения их в движении.
Если у кого-то поднимется рука использовать этот коллекционный экземпляр в качестве имиджевого EDC-аксессуара и инструмента, то, говоря о его рабочих характеристиках, нужно сказать, что кончик клинка максимально деликатен, несмотря на приличную толщину лезвия, а тончайшее сведение толщиной 0.1–0.15 мм сформировано 15-миллиметровыми вогнутыми спусками. Иначе говоря, «Тотем» по своему функционалу является исключительным резаком с твердостью клинка в 58–60 единиц по шкале Роквелла.
Извлечение клинка «Тотема» настолько легкое и настолько стремительное, что после нажатия на узкий и элегантный плавник движение лезвия вплоть до сильной отдачи при его остановке, практически не ощущается. Рука, держащая рукоять ножа, не ощущает никакого сопротивления движению клинка, который движется как в разряженном пространстве. И подобный ход клинка является еще одной составляющейся его небесно-космического образа. При такой механике клинок, конечно же, падает под своим весом, и все это великолепное движение обеспечивают подшипники на осевом узле, выполненные с использованием стальных шариков в сепараторе из бериллиевой бронзы.
Клинок «Тотема» сказочно великолепен. Однако, если кто-то подумал, что рукоять ножа является лишь обрамлением этого великолепия, то он сильно заблуждается. Во-первых, больстеры рукояти и его оригинальная клипса демонстрируют схожий с клинком рисунок, только «звезды» на нем полностью серебряные, а не только по своему контуру. А во-вторых, ценители идеальной обработки различных вариантов изысканного авторского карбона смогут поспорить, что эффектнее выглядит в этом ноже. И действительно, потрясающая обработка и великолепное раскрытие рисунка авторского карбона Carbonplate на рукояти является важнейшей частью волшебного образа ножа, создавая видимость облаков на ночном небе или далеких туманностей вселенной. И мне сложно представить, как можно было бы реализовать этот сказочный образ при использовании другого материала или даже просто при выборе обычного карбона. В данном случае, как мне кажется, был выбран единственно правильный вариант оформления рукояти ножа.
Конструкция рукояти состоит из 1.9-миллиметровых полных титановых лайнеров, сложных фигурных больстеров и бэкспейсера из мозаичного дамаска и плашек из авторского карбона. Все элементы рукояти отшлифованы и отполированы в зеркало, в том числе и карбоновые накладки. Потрясающий визуальный эффект такой полировки карбона сложно передать словами. Полное отсутствие видимой фурнитуры позволяет создать чистый образ, не замутненный присутствием следов технических объектов. Сложная форма больстеров формирует крупную подпальцевую выемку, которая вместе с плавником обеспечивает отличное удержание рукояти.
Если говорить о габаритах рукояти, то я считаю, что они идеально подобраны. Благодаря им нож, если снять его с выставочной полки, мгновенно становится удобнейшим рабочим инструментом. Подобный вывод можно сделать исходя из значительной толщины рукояти (14.5 мм и почти 20 мм с учетом высоты клипсы), которая даже при небольшой ее ширине отлично заполняет ладонь. При этом рукоять ножа имеет так мной любимое сужение к навершию, позволяющее комфортно расположить на ней мизинец и безымянный палец.
Замок, который используется в ноже — Liner-Lock, и еще одним кастомным элементом ножа является стальной сухарь, интегрированный в титановый лайнер замка.
Шедевр, который попал ко мне на обзор, восхитил и вернул на мгновение в волшебное детство. Безусловно, по своей стоимости «Тотем» Сергея Бобкова недоступен для большинства любителей ножей, но те ценители безупречного стиля и исполнения уникальных клинков Бобкова, которые могут себе позволить иметь этот нож — просто счастливчики. Иметь такой экспонат в своей коллекции, смотреть на него и держать его в руках каждый день — это то, что делает жизнь ножемана светлее и радостней.