Несмотря на хороший утилитарный универсальный функционал, кастомизированный «Дракон», конечно же, в первую очередь является настоящим произведением искусства и уникальным коллекционным экземпляром, даже если он и используется в качестве статусного премиального EDC-ножа.
Когда на свет появляется удачный по своему функционалу (т. е. по сочетанию общей продуманности геометрии и подобранных материалов) рабочий нож, у наиболее ярых его поклонников появляется желание его персонализировать, т. е. придать ему уникальный дизайн. Это непростая творческая и инженерная работа, заслуживающая уважения. В России есть компания, которая занимается кастомизацией ножей ручной работы. Лучших из лучших ножей от самых известных мастеров. «Когда мы раз за разом задумываемся над тем делать или нет очередной проект кастомизации того или иного ножа, основное влияние на принятие решения оказывает качество исполнения, дизайн и механика» — говорят мастера компании. Только самые лучшие и самые любимые (читай «удачные») ножи знаменитых найфмейкеров попадают в работу к мастерам студии MadRussianCustom.
Для владельца ножа важно видеть его товарищем, т. е. одушевленным существом с тем набором черт, которые по тем или иным причинам наиболее близки обладателю. Если же изначально нож отличался необычным внешним видом и дизайнерским единым образом, то кастомизировать его становится даже проще — нужно только увидеть этот изначальный образ и развить его.
Когда же дело касается кастомизации кастомных ножей, то это уже верхняя планка ножевого и дизайнерского мастерства и о результатах этого творчества говорить иначе, как о миниатюрных произведениях искусства, просто невозможно. Посудите сами, что значит кастомизировать нож ручной работы? Это значит не просто переделать, а улучшить его таким образом, чтобы он стал значительно эффектнее, чем когда он вышел из рук одного из лучших мастеров ножевого дела, получил бы более яркий и броский внешний вид, а его образ стал бы максимально полным. Иногда такие ножи получают даже небольшое улучшение функционала. Задача не просто непростая, а сверхсложная, т. к. и техническая база мастерской, и дизайнерский и исполнительный таланты ее сотрудников должны быть на предельно высоком уровне. Великолепный дизайнер, творец и созидатель и талантивый исполнитель, реализующий творческую идею, может быть одним лицом либо группой сотрудников. Кто-то из погруженных в тему скажет, что компанией заявлено, что нож кастомизирует только один мастер, дабы достичь полного контроля качества работы, однако я напомню, что в известных кастомизациях мастерами студии MadRussianCustom ножей МБШ принимал участие Алексей Коныгин, вносящий свою лепту работой над клинками. И в итоге неважно, один или несколько мастеров участвует в воплощении в жизнь очередного произведения ножевого искусства, важно лишь, что эти воплощения происходят, и они потрясающие!
Сегодня мы поговорим о ноже «Дракон» любимого мной русского мастера Александра Ивановича Чебуркова. Само название модели говорит за себя. Дракон. Восточная аура уже окутывает нож с оригинальным серийным дизайном, вышедший из золотых рук Чебуркова. Почему-то я не удивлен прямой геометрии рукояти в традиционном японском стиле. Не удивлен и формой прямого клинка, практически зеркально отображающего абрис рукояти, в названии профиля которого фигурирует слово «танто». Самобытность этого клинка не оставляет вариантов в выборе тематики для оформления рукояти — конечно же, японские мотивы! Выбор упал на японскую мифологию, а именно на кинуцэ — лису-демона из японского фольклора, также известную в синтоистских и в буддийских верованиях. Кинуцэ — мифическое существо с очень сложным трактованием персонажа. С одной стороны, это демон, часто злой и питающийся жизненной и духовной силой людей. С другой стороны, в дословном выражении «лисий дух» слово «дух» имеет восточный смысл, связанный с озарением. Кицунэ живет очень долго, и каждые сто лет у нее вырастает хвост. В мифологии наиболее часто упоминают пяти- и девятихвостых кицунэ. Именно пятисотлетние кицунэ могут получать озарение и становиться великодушными дарителями счастья и богатства. Девятихвостые же кицунэ становятся великим духом-хранителем Кюби, защитником, помогающим заблудшим душам на их пути в текущей реинкарнации.
На рукояти нашего «Дракона» выполнена потрясающая по своей красоте художественная гравировка пятихвостой кицунэ в традиционном кимоно, что позволяет считать нож талисманом, приносящим счастье и богатство. Великолепно подобранная цветовая гамма анодирования титановых плашек превращает рукоять в миниатюрную полноценную картину в восточных мотивах — с кинуцэ в сиренево-золотом кимоно, сочно-зеленым растущим бамбуком и строгим серо-синим фоном. Интересно, что одна плашка рукояти является продолжением сюжета другой плашки, а выполненный в стилистике стебля бамбука бэкспейсер, усиливает это ощущение перехода. Нужно сказать, что дизайнерская составляющая этого ножа абсолютно безупречна. Мало того, что бэкспейсер-бамбук изумительно сочетается с такой же по цвету и стилистике клипсе, так и гравированный объемный фон картин на плашках мы видим и на их торцах, что создает абсолютную гармоничность ощущения единой картины на обеих плашках рукояти. Казалось бы, такой необычный нюанс, но, при толщине плашек в 3.5 мм, несоздание этого фона на торцах могло в корне зарубить всю безупречность «перетекания» картины с одной стороны рукояти на другую. Именно с этой целью текстура фона повторена и на крупных осевых винтах.
Говоря о карманной клипсе, хочется обратить внимание на то, как она выполнена — при взгляде на рукоять со стороны клипсы она даже не сразу просматривается как выступающий элемент. Кроме того, гравированный бамбук, идущий вдоль края фрейма замка Frame-lock великолепно маскирует его контур и тонкий пропил, а рукоять при этом выглядит монолитным барельефом или холстом картины. Недаром мастера студии говорят, что они видят нож как холст для воплощения самых смелых задумок ручной работы. Безусловно, выборка на фрейме сделана со внутренней части плашки. Титановый фрейм имеет стальной сухарь, который не виден и ни на йоту не нарушает гармонию картины-барельефа, т. к. он утоплен по отношению к торцу фрейма, а образовавшаяся ступенька скрывает от глаз даже видимую часть пяты клинка в раскрытом состоянии ножа. Все эти моменты не могут не восхищать при наблюдении такой абсолютной законченности идеи! Стоп-пин клинка расположен в глубине рукояти и частично закрывается пятой клинка в обоих его положениях.
Если рассмотреть рукоять с точки зрения ее удобства, с ее прямой геометрией и небольшой подпальцевой выемкой, основное назначение которой сделать удобным отжатие фрейма замка, то можно сказать, что она удобна при диагональном и кухонном хватах, которые являются основными для полноразмерного EDC-универсала. Комфортными хваты делаются за счет хорошей ширины рукояти в 26 мм и толщины в 12 мм, а хороший контроль обеспечивает сочетание небольшой подпальцевой выемки и плавника удачной геометрии с насечками.
Теперь посмотрим на клинок «Дракона». Он выполнен из дамасской стали Stainless Damascus Zladinox® ZDI–1016 и имеет форму, идеально созвучную рукояти ножа, которую кто-то назовет английским термином Wharncliffe blade, а я назову обратным танто. Просто наличие слова «танто» гораздо более правильно при характеристике клинка именно этого ножа. В состав пакета дамаска входят сталь 140×18 и сталь 60×14, формирующие т. н. «дикий» сварной дамаск без определенного рисунка (Random Pattern Damascus). Края обуха и пяты клинка идеально скруглены и заполированы, как и сам обух и торцевые участки плавника. В сложенном состоянии клинок располагается заподлицо с краями плашек рукояти, оставляя для взора только красивейший барельеф рукояти. Клинок имеет твердость 58–60 HRC, и для тех, кто захочет пользоваться этим красавцем, это хороший бонус к его функционалу.
Про функционал клинка хочется сказать отдельно. Чебурков создавал этот нож полноценным универсалом. Именно поэтому клинок имеет толщину 4 мм. При ширине клинка в 24 мм и прямых 20-миллиметровых спусках на клинке сформировано мощное сведение толщиной 0.55 мм, доходящее на кончике до 0.7 мм. Подобным клинком можно уверенно выполнять самые сложные силовые резы, а кончиком можно успешно ковырять плотные материалы.
Механику клинка, основанную на исключительно качественных подшипниках на осевом узле, сложно назвать просто отличной — она безупречная, идеальная. При отжатом фрейме клинок просто находится в свободном полете, не ощущая никакого, даже малейшего сопротивления. Хочется сказать, что понятие трения просто отсутствует при движении этого клинка. При этом нет даже намека на люфт.
Несмотря на хороший утилитарный универсальный функционал, кастомизированный «Дракон», конечно же, в первую очередь является настоящим произведением искусства и уникальным коллекционным экземпляром, даже если он и используется в качестве статусного премиального EDC-ножа. Глядя на эту кастомизацию, даже не встает вопрос почему этот нож имеет такую стоимость — она вполне обоснована не только объективными затратами ручного труда при сотворении этого художественного и технологического чуда, но и теми субъективными ощущениями общей безупречности, которые может почувствовать искушенный ножеман, который оценит и поставит эти ощущения выше всех других факторов. Кастомизированный студией MadRussianCustom «Дракон» Чебуркова является тем редким ножом, который можно назвать шедевром ножевого мира и который заслуживает самого глубокого восхищения!