Паспорт подлинности уникального изделия
Авторская настольная композиция «Наутилус»
Авторы: Евгений Чариков, Юрий Саркисян
Техника исполнения: литье по выплавляемой модели, пайка, монтировка, патинирование.
Материал клинка: дамаск, цветной мозаичный дамаск
Материал рукояти: сталь, бронза
Материал ножен: сталь, бронза
Материал подставки: нефрит
Длина клинка (см): 17.7
Полная длина ножа (см): 30.0
Ширина клинка (см): 5.0
Толщина обуха (мм): 5.0
Вес (г): 770
Вес с подставкой (г): 1935
Страна изготовления: Россия
Дата изготовления: 2007 г.
Арт-композиция «Наутилус» авторства Евгения Чарикова была вдохновлена творчеством знаменитого фламандского художника Питера Брейгеля Старшего, а именно картиной «Большие рыбы поедают малых» (1556 г.). В проекте «Наутилус» центральная идея этой картины была взята за основу, однако воплощена она была в эффектном стиле «стимпанк». К реализации данного проекта Евгений Чариков привлек кузнеца Юрия Саркисяна, который отковал клинок из дамаска, а также тело внутренней маленькой рыбки из цветного мозаичного дамаска.
Клинок ножа (дамаск) — ромбовидный, кинжального типа. Он имеет динамичную и лаконичную форму. В центральной части клинка, с обеих его сторон, выполнены широкие долы. В середине долов сделано сквозное фигурное отверстие, в котором установлена маленькая рыбка (цветной мозаичный дамаск с декоративным оксидированным покрытием). Рыбка из мозаичного дамаска в свою очередь является миниатюрным кинжалом и может быть снята со своего места на клинке.
Рукоятка ножа сочетает в себе черты хвоста рыбы и хвостовой части подводной лодки, при этом ножны играют визуальную роль основной части корпуса подводной лодки. Ножны вдохновлены легендарной подводной лодкой «Наутилус» из произведений знаменитого писателя-фантаста Жюля Верна. Ножны-подводная лодка снабжены тремя люками, открыв которые можно увидеть большую рыбу-клинок и проглоченную ей маленькую рыбку из цветного мозаичного дамаска. Заклепки, вентили и другие декоративные элементы формируют полноценный образ «Наутилуса». Нож в ножнах установлен на подставке из куска нефрита, намеренно оставленного без ювелирной обработки и потому сохранившего великолепную естественную природную фактуру. Подставка придает композиции особый шарм: кажется что нож-подлодка притаился на морском дне.
Легендарный «Наутилус», воплощенный в арт-проекте Евгения Чарикова — изделие эксклюзивное, несущее в себе, помимо великолепной внешней формы, множество тонких смысловых подтекстов.
Сочетание эксклюзивного ножа и подставки является довольно распространенным приемом в сфере художественных ножей, однако внушительные размеры и техническая сложность «Наутилуса» превратили его в нечто среднее между художественным ножом и малой интерактивной скульптурой, что придает этому арт-объекту еще большую степень уникальности.
Реализация
Концепция, а также изготовление и обработка всех деталей «Наутилуса», сборка и финишная доводка композиции — Евгений Чариков. Два вида дамаска (обычный и цветной мозаичный) для данного арт-объекта изготовлены кузнецом Юрием Саркисяном.
Достижения, известность
Авторская настольная композиция «Наутилус» экспонировалась на выставке «Клинки России. Современное художественное холодное оружие» (выставочный зал Успенской звонницы Музеев Московского Кремля) в 2008 году
Об авторах
Евгений Чариков родился во Владикавказе в 1976 году.
Образование: Художественное училище имени Азанбека Джанаева (г. Владикавказ), Государственная художественно-промышленная академия (г. Санкт-Петербург).
Профессия: скульптор, ювелир.
Некоторые работы (арт-ножи): «Рыбацарь», «Виверн», «Колибри», «Цикада», «Улитка», «Птица Феникс», «Жар-птица», «Цапля», «Принцесса», «Султанский», «Султанский 2», «Наутилус».
Участие в выставках:
- 2002 год: «Ювелирный авангард. Истоки. Параллели», Государственный Эрмитаж (г. Санкт-Петербург).
- 2004 год: «Шедевры и раритеты клинкового оружия», Центральный Военно-Морской Музей (г. Санкт-Петербург).
- 2008 год: «Клинки России. Современное художественное холодное оружие», Успенская звонница Московского Кремля (г. Москва).
- 2014 год: «Пластика в металле и камне. Произведения современных мастеров», Государственный Эрмитаж (г. Санкт-Петербург).
Юрий Саркисян родился в Баку в 1955 году.
Образование и звания: ЛВХПУ им. Мухиной (с 1994 года-СПбГПХА), впоследствии доцент и преподаватель кафедры художественной обработки металла СПбГПХА им. А. Л. Штиглица (г. Санкт-Петербург), член Союза художников России с 2009 года.
Профессия: мастер художественной обработки металла.
Некоторые работы (ковка) : «Муза Пикассо», «Мадонна с младенцем», «Тайная вечеря», «Голгофа», «Тарелка», фонтан «Грантовое дерево» (совместно с архитектором Юрием Арамовичем Бабаяном).
Многие работы Юрия Саркисяна находятся в частных коллекциях, а также в собрании мастерской-студии «Межов» (г. Санкт-Петербург).