В этот раз фикседом, который мы рассмотрим, стал не простой рабочий нож, а настоящее произведение ножевого искусства, вышедшее из рук двух известных российских мастеров: Дмитрия Пудова и Дмитрия Стрельцова (Modern Custom Knives и Streltsov P&A).
И снова пришло время поговорить о фикседах. Но в этот раз фикседом, который мы рассмотрим, стал не простой рабочий нож, а настоящее произведение ножевого искусства, вышедшее из рук двух известных российских мастеров: Дмитрия Пудова и Дмитрия Стрельцова (Modern Custom Knives и Streltsov P&A), а сам нож стал результатом их совместного проекта под названием MITKY. Говоря о проекте, нужно сказать, что он уже успел завоевать очень престижную награду, обеспечивающую громкий старт всех новых проектов и компаний — в сентябре 2022 года на международной выставке USN Gathering в Лас-Вегасе, дуэт мастеров получил награду «Лучший новый найфмейкер».
Два слова о мастерах, вручную создающих свои уникальные шедевры.
Дмитрий Пудов — уральский мастер, ученик Дениса Шефера и один из лучших общепризнанных найфмейкеров, создающих уникальные штучные фикседы.
Дмитрий Стрельцов — специалист, мастерство которого в области обработки титана сродни мастерству лучших ювелиров. Уникальные творения Стрельцова создаются с использованием особых технологий обработки. На той же выставке в 2022 году уникальный браслет Стрельцова Streltsov P&A «Дракон» победил в номинации «Лучшее украшение», а ручка Streltsov P&A «Цеппелин» стала лучшим аксессуаром года.
Теперь о самом предмете нашего обзора. Нож, лежащий у меня на столе, представляет собой удивительно сбалансированную компиляцию строгой благородной изысканности, оригинальной сложности и потрясающей функциональности. Все это воплощено в премиальных материалах кропотливым ручным трудом талантливых мастеров, досконально разбирающихся в благородном ножевом функционале и безупречном стиле его исполнения. Сам же MITKY Modern Custom Knives является тем ножом, который может много сказать окружающим о развитом чувстве стиля своего владельца, его понимании ножевой красоты и глубоком понимании природы ножей в целом.
Начнем, как обычно, с функционала ножа, который, очевидно, напрямую зависит от геометрии его клинка. Так вот, несмотря на то что в нашем случае сложная геометрия клинка, изготовленного из премиальной порошковой стали S90V, теоретически позволяет говорить о смешанном режуще-универсальном функционале, я не буду заниматься софистикой и скажу, что рассматриваемый нами нож — чистокровный резак. И это несмотря на то, что из 112 мм длины его клинка первые 45 мм имеют толщину в 3.35 мм, что как бы позволяет говорить об универсальности этой части лезвия. Идею универсальности первой половины клинка (режущая кромка этого участка составляет 54 мм) подтверждает и его геометрия: прямые 20-миллиметровые спуски на лезвии шириной 26 мм и даже финиш на спусках, характерный для клинков, которым суждено выполнять сложные работы — Stonewash. Однако все эти умозаключения разбиваются о внешний вид сведения, толщина которого на первом участке режущей кромки составляет всего 0.1 мм, что однозначно указывает нам, что даже на своем первом «универсальном» участке клинок нашего героя в качестве основного имеет благородный режущий функционал. И в итоге можно лишь сказать, что первый участок клинка несколько лучше приспособлен к силовым работам, нежели его следующий участок, и при необходимости застрогать деревяшку более правильным будет выполнять данную работу именно этим, первым участком клинка.
Второй участок клинка с длиной режущей кромки 62 мм имеет совсем небольшую толщину обуха — 2.15 мм, постепенно утончающегося до иглоподобного кончика. Прямые спуски от обуха формируют сведение экстремально малой толщины — всего 0.05 мм, и этот участок по своим характеристикам напоминает уже даже не скальпель, а что-то родственное лазерному резаку. Очень важна для понимания функционала ножа и ориентация второго участка клинка. При тантоидном клинке с сочленением участков примерно в районе середины режущей кромки, поднимающийся кверху от оси рукояти второй участок клинка обеспечивает максимальный комфорт и производительность при резе ножом на плоских поверхностях. Для такого реза на рукояти очень грамотно выполнен утончающийся к клинку участок, позволяющий при толстой и объемной рукояти, хорошо заполняющей ладонь, сформировать удобный «кухонный» хват. Но более подробно о рукояти мы поговорим ниже.
Если же все сказанное мы помножим на высокие режуще-секущие свойства, как известно, присущие клинкам в форме различных модификаций танто, и на великолепные режущие качества одной из самых интересных сталей, используемой, как правило, лишь при производстве кастомных ножей, то мы поймем, что рассматриваем сейчас один из самых настоящих и самых высококлассных резаков. К слову, эта интересная сталь в нашем клинке получила знаменитую в кругах специалистов сложную термоциклическую обработку Сергея Бурова (Burchitai) и при твердости 60–61 HRC сохранила достаточно высокие пластичность и ударную вязкость.
Закончив говорить о функционале, скажу несколько слов о красоте клинка. Безусловно, клинок нашего ножа просто великолепен во всех своих проявлениях. Сложный гринд, харизматичная и при этом очень практичная форма клинка и сложный финиш — вот то, что делает этот клинок завораживающим взгляд. Финиш клинка как бы разделяет по функциональности два участка тантоида. Тончайший продольный сатин на втором участке тантоида указывает на максимально благородный функционал этой части лезвия — режущий. Легкий стоунвош с последующей полировкой на первом участке клинка намекает на то, что этот участок более универсальный, и силовые резы выполнять следует именно этой частью лезвия. Участки обуха в начале и в конце клинка, как и узкое изящное фальшлезвие на красиво изогнутой части обуха, частично захватывающей оба участка тантоида, имеют продольный сатин с последующей полировкой, а плоскостные участки клинка уже щеголяют полировкой в зеркало. Учитывая сложность ручной полировки такой стали, как S90V, понимающий человек по одному этому признаку определит ценовую категорию демонстрируемого вами ножа.
Теперь поговорим о рукояти MITKY Modern Custom Knives. Глупо обсуждать чувство стиля и понимание красоты человеком, чьи работы были так высоко оценены жюри USN Gathering, поэтому просто посмотрим на эргономику рукояти и интересные дизайнерские решения при ее изготовлении и на качество их исполнения.
Форму рукояти можно назвать практически идеальной, поскольку она обеспечивает великолепную эргономику во всех рабочих хватах. Начнем с фехтовального. Крупная подпальцевая выемка под два «сильных» пальца вместе со слабовогнутым участком спинки перед клинком обеспечивают сужение рукояти перед лезвием, что позволяет сформировать надежный запор из большого и указательного пальцев перед небольшим выступом-упором латунного больстера. После выраженного выступа в середине брюшка рукояти, идеально ложащегося между средним и безымянным пальцами и формирующего еще один элемент для надежного удержания ножа, начинается сужение рукояти к навершию, что делает удобным расположение на ней мизинца. Молоточный хват, востребованный при возможном строгании первым участком клинка, достаточно удобен благодаря значительным ширине и толщине рукояти в крайних позициях (31.5 мм и 19.5 мм), создающим хорошо заполняющий руку объем рукояти. Особое внимание было уделено т. н. кухонному хвату, при котором, как известно, наиболее часто выполняются режущие работы на плоской поверхности. Удобство работы в таком хвате, как я сказал выше, обусловлено благодаря крупным плоскостным участкам по бокам рукояти, утончающим ее перед клинком. Надежность хвата все также обеспечивается удобным упором среднего пальца в заднюю часть подпальцевой выемки. Так же крайне удобен и обратный хват в котором большой палец идеально ложится на точно просчитанный скос навершия.
Если эргономика рукояти MITKY Modern Custom Knives выше всяческих похвал, то ее стильный благородный дизайн ничуть не хуже ее эргономики. Рукоять нашего ножа выполнена по методу Hidden Tang, и основным ее элементом является большой фрагмент идеально обработанного карбона. Сразу бросается в глаза безупречное исполнение сочленения клинка и латунного больстера, которое сродни ювелирному. Больстер выполнен из латуни, однако, благодаря потрясающе исполненному финишу в виде окалины, выглядит он как бронзовый, что делает нож еще более благородным.
Решение использовать цельный брусок карбона для основной части рукояти позволил раскрыть его общий рисунок совершенно по-разному на разных участках рукояти из-за разной геометрии форм и срезов на этих участках.
Но самым интересным решением было формирование участка, выполненного из карбона и визуально продолжающего латунный больстер. В теле этого карбонового «больстера», неожиданно и совсем не явно, а лишь временами, проскальзывают перламутровые волокна глубокого темно-синего цвета. Сам карбоновый больстер для его визуального выделения был установлен на рукоять не с продольным рисунком слоев нитей, а с поперечным, да еще с выделением его с двух сторон двумя тонкими вставками с идеально прямым поперечным рисунком тонких нитей.
Шикарные фигурные кожаные ножны завершают формирование комплекта этого уникального премиального ножа, который безусловно указывает окружающим на глубокое понимание владельцем ножей как с точки зрения их функционалов, так и с точки зрения безупречной ножевой дизайнерской работы.