Нож, который я рассмотрю сегодня вызывает чувство восхищения, как настоящее произведение искусства и, одновременно, инструмент с отличным функционалом. Речь идет о ноже дизайна Александра Анатольевича Руковишникова «Малая финка А02». Вообще, говоря о моделях Рукавишникова, подобными эпитетами можно наделить практически все его ножи. Недаром, некоторые из этих творений имеют сертификат художественной ценности от Министерства культуры, а сами ножи находятся в коллекциях самых успешных и влиятельных людей мира и украшают кабинеты первых лиц многих государств.
В своей мастерской Александр Анатольевич был не просто ножевым дизайнером, художником, ювелиром и металлургом, создавшим свой собственный, узнаваемый профессионалами стиль. Он был не только генеральным конструктором, ставящим задачи, но и душой всего, поначалу небольшого производства. Очень хорошо раскрыл суть того, что делал Руковишников, будущий мастер рукоятей его ножей — Борислав Манушин (мастерская «РЕММАНИ» — Ремесленная мастерская Манушиных по изготовлению инкрустированных изделий): «В мастерской Александра Анатольевича мне удалось увидеть процесс создания настоящего ножа, посмотреть на то, как мастер объединяет и завершает работу кузнеца, литейщика, инкрустатора, и из его рук выходит нож, способный одновременно легко выдержать сложные условия охоты и достойно украсить дорогой интерьер».
Каждый клинок ножей Руковишникова — безупречен, ибо мастера, выполняющие эти клинки — высочайшие профессионалы своего дела. Каждая рукоять ножей Руковишникава — неповторима, ибо они изготавливаются вручную по уникальной технике из красивейших, отобранных фрагментов дорогой древесины. Сегодня я расскажу о клинке и рукояти ножа «Малая финка А02», выполненного вручную в уникальном дизайне.
Редкостной красоты
При ширине клинка 23 мм, его вогнутые
Рукояти ножей Руковишникова изготавливаются из ценных пород африканской древесины, а художественное исполнение является результатом редкого и очень ценимого знатоками художественного промысла — тульской всечки, появившейся еще в начале XVIII века на тульском оружейном заводе. Отцом сегодняшней школы тульской всечки является великолепный
«Малая финка А02» — особенная финка. В ее форме искушенный коллекционер легко узнает руку известного дизайнера. Александр Анатольевич был профессиональным охотником и, создавая свои ножи, он исходил из своего собственного опыта, понимая, как несколько лишних или недостающих миллиметров могут изменить комфортность ножа в использовании. Именно поэтому Рукавишников дотошно выверял до миллиметра параметры своих ножей — ширину и длину клинков и их спусков, габариты и форму рукоятей. Рукоять «Малой финки А02» потрясающе удобна. В формировании этого комфорта участвуют и минимальная подпальцевая выемка, позволяющая применять к ножу термин «финка», и идеально просчитанное увеличение толщины и ширины рукояти к навершию, и, конечно, безупречная обработка всего этого великолепия.
Потрясает не только качество художественного оформления, но и высочайшее качество сборки ножа. В рукояти, выполненной по всадному методу (Hidden Tang), невозможно найти даже минимальные зазоры, углубления или выступы в местах сопряжения клинка с рукоятью и на стыках больстера и навершия с деревянным фрагментом рукояти. За это в настоящее время отвечает высочайший профессионал своего дела — сборщик Андрей Кириллов, которому доверил это ответственное дело еще сам Рукавишников. Ножи ИП «Рукавишников» демонстрируют всестороннюю продуманность во всем, включая и безупречное качество великолепных ножен, которые тоже изготавливаются мастерами своего дела (как правило, в творческой мастерской Сергея Мурашова).
Александр Рукавишников умер 8 ноября 2009 года. Однако сейчас в его компании, заложившей основу нового направления в декоративной отделке холодного оружия, работают увлеченные творческие люди, которые, сохраняя традиции и тот самый рукавишниковский дизайн, продвигают ножи мастера вперед, в ногу с новейшими техническими достижениями.