Нож, который я рассмотрю сегодня вызывает чувство восхищения, как настоящее произведение искусства и, одновременно, инструмент с отличным функционалом. Речь идет о «Малой финке А02» дизайна Александра Анатольевича Руковишникова.
Нож, который я рассмотрю сегодня вызывает чувство восхищения, как настоящее произведение искусства и, одновременно, инструмент с отличным функционалом. Речь идет о ноже дизайна Александра Анатольевича Руковишникова «Малая финка А02». Вообще, говоря о моделях Рукавишникова, подобными эпитетами можно наделить практически все его ножи. Недаром, некоторые из этих творений имеют сертификат художественной ценности от Министерства культуры, а сами ножи находятся в коллекциях самых успешных и влиятельных людей мира и украшают кабинеты первых лиц многих государств.
В своей мастерской Александр Анатольевич был не просто ножевым дизайнером, художником, ювелиром и металлургом, создавшим свой собственный, узнаваемый профессионалами стиль. Он был не только генеральным конструктором, ставящим задачи, но и душой всего, поначалу небольшого производства. Очень хорошо раскрыл суть того, что делал Руковишников, будущий мастер рукоятей его ножей — Борислав Манушин (мастерская «РЕММАНИ» — Ремесленная мастерская Манушиных по изготовлению инкрустированных изделий): «В мастерской Александра Анатольевича мне удалось увидеть процесс создания настоящего ножа, посмотреть на то, как мастер объединяет и завершает работу кузнеца, литейщика, инкрустатора, и из его рук выходит нож, способный одновременно легко выдержать сложные условия охоты и достойно украсить дорогой интерьер».
Каждый клинок ножей Руковишникова — безупречен, ибо мастера, выполняющие эти клинки — высочайшие профессионалы своего дела. Каждая рукоять ножей Руковишникава — неповторима, ибо они изготавливаются вручную по уникальной технике из красивейших, отобранных фрагментов дорогой древесины. Сегодня я расскажу о клинке и рукояти ножа «Малая финка А02», выполненного вручную в уникальном дизайне.
Редкостной красоты 130-миллиметровый клинок «Малой финки А02» из полированного нержавеющего дамаска, изготовлен в форме Drop Point из Damasteel® DS93X™ (RWL 34™ + PMC 27™) шведской компании Damasteel® AB, Inc. Крученый (торсированный) дамаск с рисунком «Виток Бьеркмана» (Björkmans Twist™ Pattern Damascus) представляет собой густую паутину из тончайших черных нитей на зеркальной поверхности клинка. На этот клинок можно смотреть как на воду и огонь — вечно, притом, как на вогнутые спуски, так и на безупречный обух клинка (толщиной 3.2 мм), также щеголяющий вместе с небольшими фасками (или минимальным фальшлезвием) красивейшим узором дамаска. Клинок украшают столь желанные для коллекционеров клеймо дизайнера в виде автографа Александра Анатольевича и клеймо производственной компании.
При ширине клинка 23 мм, его вогнутые 19-миллиметровые спуски формируют сведение толщиной 0.55 мм на заполированной в зеркало режущей кромке. Безусловно, рассматриваемый нож — резак, и, как полагается такому инструменту, обладает кончиком средней толщины, оптимальной как для выполнения грубых, так и для более деликатных и точных работ, для чего на клинке выполнен удобный 16-миллиметровый чейл практически не ограниченный со стороны рукояти минимальным больстером с тонкой окантовкой.
Рукояти ножей Руковишникова изготавливаются из ценных пород африканской древесины, а художественное исполнение является результатом редкого и очень ценимого знатоками художественного промысла — тульской всечки, появившейся еще в начале XVIII века на тульском оружейном заводе. Отцом сегодняшней школы тульской всечки является великолепный художник-инкрустатор, работающий по экзотической и ценной древесине — Константин Пушкарев. Именно он усовершенствовал старую школу, создав свой способ инкрустации изделий из дерева и свои инструменты, а также поделился своим мастерством с основателями мастерской «РЕММАНИ» — Екатериной и Бориславом Манушиными, в настоящее время создающими для ножей ИП «Рукавишников» настоящие художественные шедевры инкрустации — уникальные рукояти ножей. Таким же шедевром стала рукоять нашего ножа, выполненная из черного дерева (African Blackwood), от которой просто невозможно оторвать взор, наслаждаясь точными и выверенными тонкими линиями и великолепным перламутром абстрактного рисунка.
«Малая финка А02» — особенная финка. В ее форме искушенный коллекционер легко узнает руку известного дизайнера. Александр Анатольевич был профессиональным охотником и, создавая свои ножи, он исходил из своего собственного опыта, понимая, как несколько лишних или недостающих миллиметров могут изменить комфортность ножа в использовании. Именно поэтому Рукавишников дотошно выверял до миллиметра параметры своих ножей — ширину и длину клинков и их спусков, габариты и форму рукоятей. Рукоять «Малой финки А02» потрясающе удобна. В формировании этого комфорта участвуют и минимальная подпальцевая выемка, позволяющая применять к ножу термин «финка», и идеально просчитанное увеличение толщины и ширины рукояти к навершию, и, конечно, безупречная обработка всего этого великолепия.
Потрясает не только качество художественного оформления, но и высочайшее качество сборки ножа. В рукояти, выполненной по всадному методу (Hidden Tang), невозможно найти даже минимальные зазоры, углубления или выступы в местах сопряжения клинка с рукоятью и на стыках больстера и навершия с деревянным фрагментом рукояти. За это в настоящее время отвечает высочайший профессионал своего дела — сборщик Андрей Кириллов, которому доверил это ответственное дело еще сам Рукавишников. Ножи ИП «Рукавишников» демонстрируют всестороннюю продуманность во всем, включая и безупречное качество великолепных ножен, которые тоже изготавливаются мастерами своего дела (как правило, в творческой мастерской Сергея Мурашова).
Александр Рукавишников умер 8 ноября 2009 года. Однако сейчас в его компании, заложившей основу нового направления в декоративной отделке холодного оружия, работают увлеченные творческие люди, которые, сохраняя традиции и тот самый рукавишниковский дизайн, продвигают ножи мастера вперед, в ногу с новейшими техническими достижениями.