Нож «Японский» завораживает своим потрясающим исполнением, внешним видом, выдержанном в безупречном традиционном японском стиле, и, конечно, харизмой.
Многие из моих друзей, видя у меня на обзоре очередной шикарный нож, говорят: «Как же тебе, наверное, легко писать про такие великолепные ножи!». На что я всегда объясняю, что в этом утверждении присутствует очень большая ошибка — мне очень приятно писать про подобные ножи, но, отнюдь, не легко. Гораздо легче писать про обычные серийные «середнячки». Посудите сами, про хороший и качественный, но обычный нож очень легко рассказать, описывая его функционал и хорошие формы. Чуть сложнее описать не совсем удачный нож — приходится рассказывать, что именно меня смущает в этом ноже, при том, что для многих, это мнение будет казаться субъективным и поэтому его необходимо обосновать. Писать про великолепные ножи — чрезвычайно сложно. Наиболее сложны для обзора ножи, которые потрясают оформлением и исполнением. Дизайнерское решение, формирующее цельную композицию, которую задумал мастер и сумел идеально воплотить в жизнь, автоматически включает подсознательные ассоциации, формирующие в представлении один или сразу несколько цельных образов, из которых, все равно, остается только один, ибо такой нож — одушевлен и индивидуализирован. Ведь каждый ножеман знает, что существует категория «живых» ножей-друзей, которые обладают своим собственным образом и выраженной сутью. Именно таким великолепным и сложным существом является нож Алексея Федотова «Японский».
Нож «Японский» завораживает своим потрясающим исполнением, внешним видом, выдержанном в безупречном традиционном японском стиле, и, конечно, харизмой. Стилистику ножа и его исполнение нельзя рассматривать одно без другого. Именно мастерство Алексея Федотова, создавшего потрясающий клинок из дамаска, позволило так «заиграть» рукояти ножа. Нож на данный момент уникальный, т. к. в подобном исполнении создан пока в единственном экземпляре.
128-миллиметровый клинок толщиной 4.6 мм, как можно догадаться, выполнен в форме, если не классического танто сёбу-дзукури, то в ее несколько модифицированной форме, в соответствии с современным пониманием автором ножа геометрии танто. Клинок не дотягивает всего каких-то два сантиметра до полного соответствия короткому мечу самурая — танто, длина клинка которого находится в границах от 15 до 30 см. Однако, учитывая русские корни этого танто, мы закроем глаза на это несоответствие и назовем наш нож практически аутентичным коротким мечем танто. Почему я так «притягиваю» нож «Японский» к определению танто? По той простой причине, что в Японии каждый танто (кроме тех, которые изготовлены в массовом порядке во время Второй мировой войны) считается национальным культурным достоянием, и очень приятно осознавать, что ты владеешь девайсом, аутентичным культурному достоянию Японии. При этом, наш нож обладает высокой художественной ценностью и тут мы плавно возвращаемся к клинку «Японского».
Дамаск с тонким и плотным рисунком выполнен в оригинальной и очень интересной манере. Густое переплетение серебристых нитей напоминает узор спутанной ветром паутины и, что самое необычное, эту ассоциацию, также, подтверждают и тактильные ощущения, позволяющие почувствовать эту паутинку пальцами. Подобный эффект «выступающей паутины рисунка дамаска» позволяет получить глубокое травление, во время которого менее стойкие к едким растворам стали из пакета дамаска приобретают темный оттенок и немного «просаживаются» относительно поверхности более стойких марок стали. Выполнить красивый клинок из дамаска сегодня могут многие кузнецы, а вот создать не только красивый рисунок, но и уникальное «текстурирование» поверхности клинка может не каждый. Обычно для гарантированного формирования красивого рисунка нужно минимальное время воздействия кислоты на металл, а для создания глубокого контрастного травления необходим опыт и особое мастерство мастера, обладающего своими секретами травления уникальных клинков из дамаска.
С функционалом все достаточно просто и очевидно. При ширине клинка в 26 мм, его прямые 15-миллиметровые спуски формируют на всем протяжении длины его прямой режущей кромки сведение толщиной 0.5–0.55 мм, что является универсальным сведением для складного ножа и не совсем характерно для мощного фикседа. Соответственно, мы получаем нож с очень неплохим (даже по меркам складных ножей) режущим функционалом.
Кончик клинка, как вы понимаете, при подобном сведении и достаточно агрессивном фальшлезвии на половину длины обуха, по своей прочности также соответствует кончикам клинков складных универсалов и тактиков, т. е. способен решить почти все городские задачи и выполнить большую часть работ, возникающих за городом. Однако, назвать его кончиком клинка основного фикседа, выдерживающего самые высокие боковые нагрузки, не получится. Зато подобный кончик хорош за городом, благодаря его великолепному балансу, позволяющему решать, как задачи средней сложности, так и точные и деликатные работы.
Рассказывая о функционале клинка, нужно еще раз остановиться на форме его участка «боси», на котором режущая кромка резко поднимается к кончику клинка. Именно эта форма окончания клинка обеспечивает японскому мечу при выпаде вперед способность не только и не столько прокалывать, сколько прорезать препятствие, оказавшееся на его пути. Кстати, подобный нюанс был очень важен для самураев (для облегчения колющих ударов), которые в совершенстве владели техникой боя, основанной на движении бедер, из чего становится понятно, что каждый японский меч (даже очень маленький), в большей степени, рассчитан на рез, а не на укол.
И последнее, что я хотел бы сказать о клинке «Японского» — это снова восхититься потрясающей «объемной» структурой его дамаска, которая поразила меня своей четкостью и выраженной дискретностью линий не только на обухе клинка, но и на весьма тонком кончике.
Рукоять «Японского» выполнена по методу Full Tang, и в нашем случае полный хвостовик клинка играет очень большую роль в художественном образе ножа. Сложная форма наблюдаемых торцов хвостовика со многими резкими изгибами дает пищу для воображения. Кто-то увидит в этих линиях «изъеденный» столетиями фрагмент легендарного меча, чему, кстати, способствуют изображения черепов на титановых накладках. Кто-то представит шипы на стебле фантастического растения. Кстати, и этот участок клинка демонстрирует все тот же выдающийся дамаск с ощущаемой тактильно паутинкой рисунка.
Оригинально выполнен монтаж титановых накладок на хвостовике клинка — они фиксируются на хвостовике винтами с необычным шлицом через крупные и толстые титановые шайбы, имеющие такое же переливающееся сиреневое анодирование, как и сами плашки. За счет подобной системы монтажа формируются тонкие зазоры между плашками и хвостовиком клинка, усиливающие художественный эффект сложной линии торцов хвостовика.
5-миллиметровые по своей толщине титановые плашки имеют интересную гравировку, выполненную на фоне текстурирования в виде миниатюрных каверн, что также удачно вписывается в образ древнего артефакта. Гравировка рукояти выполнена в виде трех смотрящих в разные стороны черепов на одной из плашек и вертикальной половины черепа в капюшоне (напоминающего устрашающий мифологический персонаж) на второй плашке. Подобный дизайн чем-то напоминает концепцию дизайнерского оформления российского мастера Андрея Колесникова которую можно иногда встретить на ножах компании Olamic Cutlery.
По габаритам, форме и удобству рукояти могу сказать, что «Японский» мастерской Алексея Федотова является тем самым редким ножом, который имеет досконально просчитанные идеальные габариты. Эта рукоять настолько парадоксальна, что в моей средней руке я совершенно не чувствую края плашек, на которых не снята фаска и не выполнено никакого скругления. И это удивительно! Необработанные края рукояти практически не ощущаются. Это граничит с волшебством — столь велико мастерство человека, создававшего этот волшебный нож. При этом рукоять ножа достаточно хорошо заполняет ладонь имея толщину 17.5 мм и ширину 25.5 мм перед клинком и 17.5 мм в своем навершии.
Ножом «Японский» хочется восхищаться снова и снова и, честно говоря, если бы я обладал подобным ножом, то постоянно бы боролся с одновременным желанием использовать это чудо ножевого искусства, хвастаясь (что тут скрывать) этим ножом перед друзьями и желанием сохранить этот произведение в его первозданном виде. Вероятно, я бы склонился ко второму варианту, к чему меня подтолкнул бы очевидный намек производителя, поставившего в комплект ножа оригинальную подставку и лишившего его ножен. Классический танто всегда использовался только как оружие и никогда как нож. Скажем спасибо Алексею и за эту ненавязчивую помощь в принятии подобного выбора и пожелаем автору «Японского» постоянного самосовершенствования — кайдзэн.