Скримшоу в найфмейкинге

Китобойный  промысел

Китобойный промысел. Рисунок: ru.wikipedia.org

 

Cкримшоу (англ. — scrimshaw) это техника тонкой гравировки по кости с подкраской создаваемого рисунка. Использование техники скримшоу для украшения костяных рукояток преимущественно кастомных ножей является частным случаем применения техники скримшоу, которая используется гораздо более широко и имеет увлекательную историю происхождения. Гравировка по кости встречалась у разных народов, занимавшихся охотой, задолго до возникновения скримшоу, но в современном виде искусство скримшоу изначально возникло на американских китобойных кораблях в конце XVIII — начале XIX века. Первая половина XIX века была временем расцвета американского китобойного промысла. О тяжелой и опасной, но романтической профессии американских китобоев того времени рассказывает знаменитый роман «Моби Дик, или Белый кит» (1851 г.) американского писателя Германа Мелвилла, который в молодости был моряком на китобойном судне. Китовый жир в ту пору был почти таким же ценным ресурсом, каким сегодня является нефть. Им заправляли керосиновые лампы в домах и на улицах. Столицей американского китобойного промысла в ту пору был остров Нантакет (штат Массачусетс), к которому в конце XVIII века была приписано порядка 125 китобойных судов. Из гавани Нантакета уходили в плавания Герман Мелвилл и Джордж Вашингтон Сирс, впоследствии создавший знаменитый походный нож «Нессмук».

 

Нож с клинком типа  «модифицированный нессмук», со скримшоу на рукоятке
Нож с клинком типа «модифицированный нессмук», со скримшоу на рукоятке. Фото: forum.guns.ru

 

В американской печати термин «скримшоу» появляется в начале XIX века, однако первое сохранившееся до наших дней морское скримшоу датируется 1817 годом. При этом происхождение и значение термина скримшоу неясны. Судя по всему, изначально слово «скримшоу» обозначало технику гравировки по кости, и только потом стало употребляться для обозначения предметов искусства, созданных посредством этой техники. Мастера, занимающегося созданием скримшоу, называют скримшандер (англ. — skrimshander).

Плавания американских китобойных кораблей в этот период порой длились годами, а морякам в перерывах между вахтами или во время длительного штиля (безветрия) зачастую было попросту нечем занять себя в ограниченном пространстве своих кораблей. Некоторые американские моряки на торговых и военных кораблях занимались резьбой по дереву еще до возникновения скримшоу. А на китобойных кораблях, где разделывали добытых китов, у моряков появился новый побочный материал — китовый зуб. Первые скримшоу вероятно не сохранились во многом и потому, что не имели особой художественной ценности. Эта была грубая гравировка по китовому зубу простейших надписей или рисунков с помощью карманных (складных) ножей. Затем техника скримшоу усложнилась — для создания рисунков моряки стали использовать парусные иглы, а окраска рисунка осуществлялась с помощью сажи со свечей или чернил кальмара. Впоследствии моряки стали специально брать с собой в плавание чернила для создания скримшоу, а также пополнять свои запасы чернил при увольнениях на берег во время стоянок в портах.

 

Портрет Джеймса Кука (1775 г.) работы  Натаниэла Дэнс-Холланда и татуировка в стиле маори
Портрет Джеймса Кука (1775 г.) работы Натаниэла Дэнс-Холланда и татуировка в стиле маори (та-моко). Фото: ru.wikipedia.org и tattoo-photo.ru

 

Нанесение рисунка на китовые зубы с помощью иголок очень похоже на технику татуировки. В обеих техниках рисунок наносится иглами, хотя и на разные материалы. Татуировки стали пользоваться большой популярностью у моряков из разных стран мира в последней четверти XVIII века, после первого кругосветного плавания (1768—1771 гг.) Джеймса Кука. Некоторые матросы Джеймса Кука привезли полинезийские татуировки в Европу на своем теле в качестве своеобразных сувениров, по одним данным с Таити, а по другим — из «Страны длинного белого облака» (маори — Aotearoa), будущей Новой Зеландии (возможно, верны обе версии). Поэтому вполне вероятно, что между техникой татуировки и техникой создания скримшоу есть смысловая взаимосвязь, то есть скримшоу возникло в результате переноса концепции нанесения рисунка иглами на другой материал.

 

Морское  скримшоу
Морское скримшоу. Фото: en.wikipedia.org

 

За годы практики на кораблях, в свободное от морской службы время, некоторые моряки достигали очень высокого уровня мастерства в скримшоу, а их работы уже без преувеличения можно было называть предметами декоративно-прикладного искусства. Если первые скримшоу создавались в основном в качестве незамысловатых подарков родным и любимым, оставшимся на берегу, либо в качестве сувениров на память о плавании, то затем моряки стали продавать их желающим во время стоянок в портах. Вслед за этим в портах появились и перекупщики, продающие скримшоу в своих сувенирных лавках. А где появляются перекупщики предметов искусства, там вскоре возникают ценители и коллекционеры, что случилось и со скримшоу. На морских скримшоу чаще всего изображались корабли и сцены охоты на китов.

Закат классического морского скримшоу случился во второй половине XIX века, когда чрезмерное истребление китов привело к резкому сокращению их популяции и постепенно сделало коммерческий китобойный промысел маловыгодным предприятием.

 

Джон  Кеннеди в овальном кабинете Белого дома (на столе скримшоу) и обложка книги  Clare Barnes Jr: <nobr / / / / />John F. Kennedy: Scrimshaw Collector</nobr>
Джон Кеннеди в овальном кабинете Белого дома (на столе скримшоу) и обложка книги Clare Barnes Jr: «John F. Kennedy: Scrimshaw Collector» (1969 г.). Фото: adafca.org и amazon.com

 

Нельзя сказать, что техника скримшоу в первой половине XX века перестала существовать. Некоторые мастера создавали предметы в этой технике, однако работая уже на берегу, а не в море. Но отсутствие популярности и соответственно большого спроса на скримшоу мешало дальнейшему художественному прогрессу этого искусства.

Возрождение скримшоу началось в 1960-е годы и, как ни странно, ключевой фигурой в этом процессе традиционно считается 35-й президент США Джон Фицджеральд Кеннеди. Будучи военным моряком американского флота во время Второй мировой войны, Кеннеди в мирное время стал страстным поклонником и коллекционером скримшоу. Его коллекция включала в себя 37 предметов. Помимо исторических скримшоу, приобретенных Джоном Кеннеди, она включала в себя скримшоу, специально заказанные Джоном, а также его женой Жаклин, у профессиональных художников. Несмотря на то, что Джон Кеннеди как президент США был очень занятым человеком и специально не занимался популяризацией скримшоу, некоторая мода на этот вид искусства возникла еще во время того как он занимал пост президента. А после трагической гибели Джона Кеннеди в 1963 году мода на скримшоу только усилилась. В 1969 году в США была издана книга Клэра Барнса младшего «Джон Ф. Кеннеди: коллекционер скримшоу» с фотографиями коллекции скримшоу Кеннеди.

 

Складной  нож со скримшоу по кости мамонта на рукоятке от итальянского найфмейкера  Вальтера Мерли
Складной нож со скримшоу по кости мамонта на рукоятке от итальянского найфмейкера Вальтера Мерли (Walter Merli)

 

1960-е и 1970-е годы в США стали расцветом сразу трех областей, имеющих отношение к тематике данной статьи. Помимо второго рождения искусства скримшоу, 1960-е годы стали в США периодом расцвета телевидения — наличие хотя бы одного телевизора стало стандартом практически для каждой американской семьи. Также это было время формирования субкультуры найфмейкинга в ее современном виде, с медиа-известностью профессиональных найфмейкеров, специализированными выставками и журналами, коллекционерами ножей и ножевыми дилерами. В 1970 году была основана американская «Гильдия найфмейкеров» (Knifemakers' Guild), а в 1973 году начал издаваться авторитетный журнал о ножах Blade. И гильдия найфмейкеров, и журнал существуют до настоящего времени. Тема искусства скримшоу в этот период была подхвачена и популяризирована СМИ (печать, радио, телевидение), вошла в массовую культуру, а через нее проникла и в индустрию создания кастомных ножей.

Конкуренция между скримшандерами привела к усложнению техники скримшоу. Во-первых, для нанесения рисунка стали использоваться тонкие иглы, что позволяло создавать более сложные и детализированные рисунки на сравнительно небольшой площади поверхности материала. Во-вторых, для создания рисунков тонкими иглами стали использоваться оптические приборы — лупы, бинокуляры и микроскопы. В-третьих, рисунки скримшоу стали создавать с помощью не одной черной краски, а нескольких разных красок. Конкуренция между найфмейкерами, создающими художественные кастомные ножи, привела к тому что некоторые найфмейкеры стали использовать технику скримшоу на костяных рукоятках своих ножей.

 

Скримшоу на рукоятке из микарты
Складной нож от Al Mar Knives, США, 1983 год. Скримшоу на рукоятке из микарты. Скримшандер Бонни Шульте (Bonnie Schulte). Фото: worthpoint.com

 

Что касается материала для скримшоу, то, вопреки распространенному мнению, классическое морское скримшоу делалось не только на китовых зубах. Моряки американских китобойных судов, которые вели промысел в арктических широтах, иногда делали скримшоу на моржовом клыке, который они выменивали у местных охотников на морского зверя (эскимосов и береговых чукчей). В настоящее время считается допустимым создание скримшоу практически на любой кости, включая слоновую кость и кость мамонта — это материалы, которые были практически недоступными для китобоев XIX века. Чисто технически возможно создания скримшоу и на синтетических материалах, к примеру, на микарте. Боле того, ножи со скримшоу на рукоятках из микарты действительно создавались некоторыми американскими компаниями и найфмейкерами. Однако большой популярности они не снискали. Скримшоу на синтетической рукоятке в глазах покупателей значительно теряет в привлекательности, так как, в отличие от скримшоу на кости, в нем меркнет символическая связь с легендарными китобоями. Рисунки для скримшоу чаще всего делаются на морские темы, а также на темы культуры североамериканских индейцев и дикой природы (животные, птицы, растения).

 

Нож со скримшоу от новозеландского найфмейкера Маркоса Дорана
Нож со скримшоу от новозеландского найфмейкера Маркоса Дорана (Marcos Doran). Фото: customknifeworx.co.nz

 

Скримшоу является частью американской культуры, поэтому неудивительно, что сегодня больше всего известны мастера ножевого скримшоу из США. Впрочем, в странах Европы Канаде и России скримшоу, в настоящее время, также пользуется значительной популярностью. Кроме того, в последние 10–15 лет обучающие материалы по созданию скримшоу, включая видеоролики, стали доступны в интернете, а инструменты для создания скримшоу также можно легко заказать через интернет. При наличии достаточного таланта это позволяет освоить технику скримшоу без учителя. Несколько реже скримшоу встречается среди найфмейкеров ЮАР и Южной Америки. Найфмейкеры в Азии в основном работают на внутренний рынок и делают ножи в традиционных стилях, поэтому для этого региона скримшоу на рукоятках ножей не характерно. В качестве исключения вспоминаются только ножи со скримшоу тайских мастеров от фирмы Appaloosa, ориентирующейся преимущественно на западный рынок. На кастомных ножах Австралии и Новой Зеландии скримшоу встречается довольно редко. Впрочем, для этой части света художественные кастомные ножи вообще не особенно характерны и изготавливаются лишь немногими мастерами.

 

Рукоятка ножа работы Гаэтана Бошана
Рукоятка ножа работы Гаэтана Бошана. Обратное скримшоу. Фото: beauchampknives.com

 

Сегодня наибольшую популярность в создании кастомных ножей получила модель разделения труда, в рамках которой найфмейкер изготавливает кастомный нож, а скримшоу на рукоятку наносит его партнер — скримшандер. При этом имя и фамилию скримшандера считается хорошим тоном указывать в официальном описании ножа. У тех же найфмейкеров, которые делают скримшоу на рукоятках своих ножей самостоятельно, рисунки чаще всего получаются довольно среднего художественного уровня. Но в качестве исключения из этого правила невозможно не упомянуть выдающегося франко-канадского найфмейкера и скримшандера Гаэтана Бошама (Gaetan Beauchamp). Освоив сначала скримшоу, Гаэтан Бошам впоследствии научился созданию кастомных ножей. Впрочем, на данный момент Бошам не является найфмейкером полного цикла. Он сосредоточился на создании рукояток со скримшоу и ножен, а также на заточке клинков, включая клинки из дамаска, которые он покупает у других найфмейкеров. Помимо обычного скримшоу, Бошам популяризировал метод «обратного скримшоу» (reverse scrimshaw), который заключается в том, что рисунок создается на темной кости белой краской.

Любопытно, что скримшоу в отдельных экземплярах кастомных ножей может сочетаться не только с клинками из дамаска, но и с гравировкой по металлу. К примеру, в некоторых кастомных ножах работы американского найфмейкера Эдмунда Дэвидсона (Edmund Davidson) сочетается скримшоу и гравировка по металлу, причем обе техники украшения ножа выполнены не Дэвидсоном, а другими мастерами — скримшоу по накладкам из слоновой кости сделано Линдой Карст Стоун (Linda Karst Stone) а гравировка по металлу — Джере Дэвидсоном (Jere Davidson).

 

Кастомный нож от Эдмунда Дэвидсона
Кастомный нож (интегральный саб-хилт) от Эдмунда Дэвидсона. Фото: edmunddavidson.com

 

Техники, аналогичные скримшоу, существовали и до сих пор существуют в ряде регионов мира. Чукотская и эскимосская резьба по кости также включают в себя подкраску рисунка, однако по поводу данных техник резьбы является дискуссионным вопрос о степени влияния на них со стороны скримшоу, так как американские китобои, ведущие промысел в арктических широтах, контактировали с чукчами и эскимосами. Однако есть регионы мира, в которых техники типа скримшоу явно имеют независимое местное происхождение.

 

Нанайские  костяные ножи согбоко от Николая Цоя
Нанайские костяные ножи «согбоко» от Николая Цоя. Фото: vk.com/@northerngate

 

По информации мастера Николая Цоя из Хабаровска, специализирующегося на создании костяных ножей, для традиционных нанайских костяных ножей «согбоко», использующихся для разделки рыбы, характерна гравировка с одноцветной подкраской рисунков.

 

Саамский нож
Саамский нож (унна ниибас), автор Игорь Баруткин

 

Для традиционных ножей саамов — «унна ниибас», характерно скримшоу на рукоятках, а также на ножнах, в виде национальных орнаментов. Рукоятки и ножны (либо их нижняя часть) саамских ножей изготавливаются из рога оленя.

В настоящее время скримшоу в США переживает не лучшие времена из-за юридических запретов на оборот многих категорий кости, которые ранее считались элитными и часто использовались для создания скримшоу. С 1989 года в США запрещен оборот слоновой кости, а моржовая кость ныне считается в США легальной, только если она добыта эскимосами Аляски в рамках традиционного промысла. Во многих штатах США также запрещен оборот китовой кости, а в 2016 году Калифорния стала первым американским штатом запретившим оборот кости мамонта под тем предлогом, что контрабандисты могут ввозить в США нелегальную слоновую кость под видом кости мамонта. В настоящее время запрет кости мамонта был введен еще в ряде американских штатов. Это привело к возникновению несколько парадоксальной ситуации, когда американские скримшандеры, живущие и работающие в штатах с менее строгими правилами оборота различных видов кости, не могут продавать свою работы по всей территории США, так как в штатах со строгими запретами на оборот кости она наверняка будет конфискована как контрабанда.

 

Складной  нож со скримшоу по кости мамонта на рукоятке от итальянского найфмейкера Франко Бонасси
Складной нож со скримшоу по кости мамонта на рукоятке от итальянского найфмейкера Франко Бонасси

 

Ножи со скримшоу относятся к категории художественных ножей, и если складные ножи со скримшоу в принципе можно использовать в городских условиях, то ножи со скримшоу с фиксированным клинком не слишком подходят для использования в условиях дикой природы, так как скримшоу не рекомендуется подвергать существенным перепадам температуры и влажности. А на складных ножах со скримшоу не принято устанавливать клипсу, так как постоянные удары кончика клипсы по кости могут привести к растрескиванию кости и порче рисунка. Тем не менее, с точки зрения коллекционирование ножей, ножи со скримшоу представляют значительный интерес и многие их экземпляры, созданные известными найфмейкерами и скримшандерами, имеют большую художественную ценность.

Текст: Сергей Грачев
© Rezat.Ru, 2020

Последние статьи в этом разделе:
22.09.20     Эсклюзивное интервью с гравером по металлу Амаяком Степаняном
15.09.20     Ножевая география мира: 12 ножевых городов
09.09.20     Граверы по металлу в мире ножей
31.08.20     Ножи Гранта и Гэвина Хоуков
Все статьи
Напишите свой отзыв, он может помочь кому-то сделать выбор. Спасибо, что делитесь опытом!
X
1 Ужасно 2 3 4 5 Отлично
Отправить
Всего 1 отзыв
5
Для расчета рейтинга используются оценки в отзывах. Оставьте свой отзыв
Мария
03.09.20
Замечатнльная и очень интересная статья.Ждем следующей статьи про сувениры со вставками из кости со скримшоу))
Всего 1 отзыв
5
Для расчета рейтинга используются оценки в отзывах. Оставьте свой отзыв
Мария
03.09.20
Замечатнльная и очень интересная статья.Ждем следующей статьи про сувениры со вставками из кости со скримшоу))