Вход
Все о ножах и их заточке

Шведские ножи: страницы истории

Старинные ножи, произведенные в Эксильстуне. Фото: rusknife.comСтаринные ножи, произведенные в Эксильстуне. Фото: rusknife.com

В отличие от традиционных финских ножей «пуукко», ножи соседней с Финляндией Швеции привлекают гораздо меньшее внимание отечественных авторов. Те же публикации о шведских ножах, которые доступны в интернете на русском языке, как правило, посвящены отдельным аспектам шведской ножевой культуры, будь то история современных шведских ножевых компаний или же биографии и работы отдельных шведских найфмейкеров. Мы решили устранить этот пробел и сделать небольшой обзор истории и современности шведских ножей.

В современном виде шведские ножи сформировались примерно в 19–20 веках, так как до этого времени в Швеции наиболее распространенными были ножи общескандинавского типа, история которых восходит еще ко временам викингов. В захоронениях скандинавов VIII века н. э. были находки ножей с клинком длинной порядка 80–100 мм и формой клинка, которая в современных классификациях именуется дроп-пойнт (drop-point). Речь в данном случае идет о небольших хозяйственно-бытовых ножах викингов, которые не стоит путать с их большими и тяжелыми боевыми ножами/кинжалами, которые назывались сакс (скрамасакс).

По мнению современного шведского найфмейкера Конни Персона касательно популярности различных видов ножей, Швецию еще в девятнадцатом веке можно было разделить на три региона. В южной Швеции были популярны ножи из города Эксильстуна, в центральной Швеции — ножи из города Мура (Мора), а в северной Швеции люди отдавали предпочтение традиционным саамским ножам (унна ниибас) с рукоятками из оленьего рога. Каждая из этих разновидностей ножей заслуживает более детального рассмотрения.

Город Эксильстуна. Фото: wikipedia.orgГород Эксильстуна. Фото: wikipedia.org

Начнем с ножей из города Эксильстуна (Eskilstuna), на гербе которого находится рука с молотом, занесенным над наковальней. Поселение Эскильстуна было названо так монахами в честь святого Эскиля в 1266 году. Этот священник, который по одной из версий был епископом, происходил из Англии и проповедовал христианство в Швеции. Он был убит в этой местности, скорее всего, во время восстания Свейна Язычника. До этого данная местность носила название Туна. Слово Эксильстуна соответственно появилось в результате соединения слов «Эскиль» и «Туна».

В начале XVII века оружие для шведской армии производилось кузнечными мастерскими, находящимися в разных местностях Швеции. Это постоянно вело к срывам сроков государственных заказов и проблемам со своевременной доставкой оружия. Раздосадованный этим шведский король Карл IX однажды повелел переселить в Эксильстуну умелых кузнецов из разных частей Швеции. Однако статус города Эксильстуна получила только в 1659 году, согласно указу шведского короля Карла X Густава. За несколько лет до этого, около 1654 года, Карл X Густав переселил в Эксильстуну известного промышленника Рейнхольда Радемахера (Reinhold Rademacher), владевшего кузнечной мануфактурой неподалеку от Риги. Рига в тот момент входила в состав Швеции, а Рейнхольд Радемахер имел голландское происхождение. Король даровал ему многочисленные привилегии, поставив задачу увеличения производства огнестрельного оружия (пистолетов, ружей и пушек). Кроме того, мастерские Радемахера производили ножи, топоры, замки, гвозди и другие металлические изделия. Этот городок кузнецов стал называться в честь короля «Городком Карла Густава» (Karl Gustavs stad).

Портреты Карла X Густава (слева) и Рейнхольда Радемахера (справа). Фото: wikipedia.orgПортреты Карла X Густава (слева) и Рейнхольда Радемахера (справа). Фото: wikipedia.org

Тем не менее, после первоначального прогресса в развитии кузнечного дела в Эксильстуне, продлившегося несколько десятилетий, дела у местных кузнецов постепенно пошли на спад, и в 1770 году здесь было всего 27 кузнецов. Однако в 1771 году на основе «Городка Карла Густава», властями был основан вольный город Фристаден, в котором кузнецам разрешено было работать без вступления в гильдии и с многочисленными льготами (займы на выгодных условиях, предоставление земельных наделов, юридическая помощь и т. д.). В наши дни подобные территории принято называть свободными экономическими зонами. За проект «Фристаден» отвечал Самюэль Шрёдер (Samuel Schröder), впоследствии получивший за это дворянскую фамилию Шрёденштирна (Schröderstierna). Эксперимент оказался успешным — в последующее столетие Фристаден динамично развивался как кузнечный город, так что его даже неофициально стали называть «Городом стали» (Stalstaden). С 1870-х годов Эксильстуну затронула шведская промышленная революция, в результате чего на основе некоторых небольших кузниц здесь сформировались крупные предприятия. В 1880 году в Эксильстуне насчитывались уже 137 кузнецов. В 1883 году Фристаден был объединен с Эксильстуной — так появился город Эксильстуна в современном виде.

Ножи работы Карла Альфреда Норрстрёма. Фото: cultur.nuНожи работы Карла Альфреда Норрстрёма. Фото: cultur.nu

Однако, прежде чем перейти к рассмотрению наиболее известных исторических ножевых компаний из Эксильстуны, нам предстоит перенестись на три десятилетия назад, в середину XIX века. Примерно в это время в Эксильстуне получил известность кузнец Карл Альфред Норрстрём (Carl Alfred Norrstroem) (1828—1902 гг.). Этот мастер делал дорогие ножи со скульптурными рукоятками из слоновой кости, вырезанными в форме фигурок людей. Ножны для своих ножей он делал из металла и даже из серебра. Вероятно, дух грядущей промышленной революции еще тогда витал в шведском воздухе, так как класс богатых промышленников и купцов, имеющих тонкий вкус, и желание приобретать столь утонченные предметы декоративно-прикладного искусства, уже появился. Карл Альфреда Норрстрёма считают основоположником шведского стиля ножей под названием «драконий стиль» или «стиль викингов». В конце XIX-начале XX века на этот ножевой стиль повлияло общеевропейское культурное течение «декаденс» (декадентство).

В более широком историческом контексте Карла Альфреда Норрстрёма считают даже прародителем современного шведского стиля кастомных ножей, для которого характерны составные и богато украшенные рукоятки, клинки из мозаичного дамаска, и украшенные (как правило, кожаные) ножны. Но о работах современных шведских мастеров мы более подробно расскажем ниже. Впрочем, сводить шведский «драконий стиль» ножей к работам одного лишь Карла Альфреда Норрстрёма все-таки будет преувеличением. Во второй половине XX века в Эксильстуне работало еще несколько известных ножевых мастеров, которые делали ножи в этом стиле, хотя и не все из них наделяли свои детища скульптурными рукоятками.

Охотничий нож от компании Понтуса Хольмберга (вверху) и финка НКВД (внизу)Охотничий нож от компании Понтуса Хольмберга (вверху) и финка НКВД (внизу)

Перейдем к рассмотрению известных ножевых компаний из Эксильстуны. В 1876 году ножевую фирму в этом городе открыл Понтус Хольмберг (Pontus Holmberg). Его фирма специализировалась на производстве охотничьих ножей и прекратила работу в 1961–62 году. Одна из моделей ножей от компании Понтуса Хольмберга послужила прототипом для знаменитой советской Финки НКВД (Вачинской финки), выпускавшейся с 1935 года заводом «Труд» (бывшая фабрика промышленников Кондратьевых) в Посёлке Вача Нижегородской области. В заводских документах этот нож именовался «ножом шведского типа». Сленговое название «финка», применяющееся по отношению к данному ножу, не должно вводить в заблуждение. Речь в данном случае идет о «русских финках», которые имели гарды и были более близки к шведским ножам, а не к традиционным финским ножам пуукко, которые гард не имеют.

Нож AxeBlade от компании EKA. Фото: ekaknives.comНож AxeBlade от компании EKA. Фото: ekaknives.com

В 1882 году ножевую фирму в Эксильстуне открыл Хадар Халльстрем (Hadar Hallström). Она носила длинное название Hadar Hallström Kniffabriks Aktiebolag. В 1917 году данную фирму выкупил Иохан Элмквист (Johan Elmqvist) и переименовал ее Eskilstuna Kniffabriks Aktiebolag, а через несколько лет название сократили до EKA. Под этой аббревиатурой фирма существует и производит высококачественные ножи до сих пор. Компания EKA в первые несколько десятилетий своего существования специализировалась на производстве многопредметных складных ножей швейцарского типа. Однако сегодня в ассортименте ее продукции представлены в основном обычные складные ножи и ножи с фиксированным клинком, а также кухонные ножи и точилки для ножей.

Многопредметные складные ножи доступны в качестве сувениров в линейках Clasics и Premium — они могут быть выпущены небольшими партиями с логотипами заказчика, в качестве корпоративных сувениров. EKA на данный момент является единственной крупной ножевой компанией в Эксильстуне. Она также является официальным поставщиком шведского королевского двора и дает на свои ножи 10-летнюю гарантию.

Охотничий нож от компании <nobr / / / / / / / / //>J. A. Hellberg</nobr>. Фото: icollector.com
Охотничий нож от компании J. A. Hellberg. Фото: icollector.com

В 1891 году ножевую компанию в Эксильстуне основал Йохан Альфред Хеллберг (Johan Heldenbergh). Вернее сказать, в первые годы своего существования компания J. A. Hellberg выпускала опасные бритвы, и лишь затем стала выпускать, наряду с ними, охотничьи ножи и кинжалы, а также ножи-бочонки, о которых мы подробнее расскажем ниже.

<nobr / / / / / / / / //>Ян-Петер</nobr> Хаммар и его мастерская—магазин, 2010 год. Фото: rusknife.com
Ян-Петер Хаммар и его мастерская-магазин, 2010 год. Фото: rusknife.com

Считается что компания J. A. Hellberg прекратила работу в 2007 году, однако в реальности производство ножей под этим брендом продолжается до настоящего времени, хотя скорее в символическом виде. Владельцем бренда J. A. Hellberg с 2007 года является найфмейкер и бывший сотрудник компании J. A. HellbergЯн-Петер Хаммар (Jan-Peter Hammar). Он изготавливает ножи для туристов с клеймом J. A. Hellberg в своей небольшом мастерской — магазине в Эксильстуне. Кроме того, этот мастер занимается реставрацией старинных ножей из Эксильстуны.

Нож-бочонок</nobr / / / / / / / / //> от фирмы Йохана Энгстрёма, 1874 год
Нож-бочонок от фирмы Йохана Энгстрёма, 1874 год

В Швеции Эксильстуна считается родиной, так называемых ножей-бочонков (barrel knife). Это складные ножи, имеющие внешнюю рукоятку в форме бочонка и хранящиеся в сложенном положении внутри нее. Для того чтобы привести нож-бочонок в рабочее положение, необходимо вытащить складной нож из внешней рукоятки, разложить его вручную и вставить обратно во внешнюю рукоятку, но уже открытым клинком вперед.

С изобретением ножей-бочонков связана поистине детективная история. Согласно шведским источникам, нож-бочонок начал выпускать мастер Йохан Энгстрём (Johan Engstrom) в 1874 году — в этом же году он основал свою фирму в Эксильстуне. Однако первый патент на нож-бочонок был получен в том же 1874 году в США неким Хансом Нильсоном (Hans Nilson), который, судя по всему, не смог наладить его производство в Америке. Другие патенты на ножи-бочонки, были выданы в Германии и Швеции десятилетие и более спустя, а потому должны считаться вторичными. Имя и фамилия Ханса Нильсона подозрительно шведские, поэтому можно выдвинуть гипотезу о том, что он был эмигрантом из Швеции, который знал конструкцию ножа-бочонка и запатентовал его в США. По теории вероятности представляется крайне маловероятным чтобы два человека на разных континентах независимо друг от друга изобрели столь необычный тип складных ножей практически в одно время. Конечно, задача в течение одного года доплыть из Швеции до США и оформить там патент, в 1874 году было очень сложной. Но не исключено что Йохан Энгстрём делал небольшие партии ножей-бочонков еще ранее 1874 года, до основания своей фирмы, или их производили другие мастера из Эксильстуны, так как даже современный шведский эксперт по ножам и коллекционер Андерс Халльден (Anders Halldén) осторожно говорит о том, что имя изобретателя ножа-бочонка доподлинно неизвестно.

Ножи-бочонки</nobr / / / / / / / / //> Вячеслава Харькова (слева), <nobr>Жана-Мишеля</nobr> Ремо (в центре) и Томаса Гернера (справа). Фото: bladeforums.com и <nobr>couteaux-courty</nobr>.com
Ножи-бочонки Вячеслава Харькова (слева), Жана-Мишеля Ремо (в центре) и Томаса Гернера (справа). Фото: bladeforums.com и couteaux-courty.com

На данный момент ножи-бочонки практически сошли со сцены истории и не выпускаются серийно, так как мода на них прошла, а процесс их приведения в рабочее положение при нынешнем темпе жизни представляется чрезмерно сложным и длительным. Тем не менее, ряд найфмейкеров создают кастомные версии ножей-бочонков. Наиболее известны в этом плане работы россиянина Вячеслава Харькова, француза Жана-Мишеля Ремо (Jean-Michel Remaud) и австралийца норвежского происхождения Томаса Гернера (Thomas Gerner). Харьков стилизует свои ножи-бочонки под саамские ножи, Ремо делает ножи-бочонки с клинками из дамаска, а Томас Гернер создает двухклинковые ножи-бочонки, в том числе с клинками из дамаска.

Одна из витрин в городском музее Эксильстуны и обложка книги «Ножи из Эксильстуны» на шведском языке. Фото: rusknife.comОдна из витрин в городском музее Эксильстуны и обложка книги «Ножи из Эксильстуны» на шведском языке. Фото: rusknife.com

В городском музее Эксильстуны одна из экспозиций посвящена истории ножей в этом городе, а в холле музея можно купить книгу «Ножи из Эксильстуны», изданную на шведском языке.

Город Мора. Фото: adven.comГород Мора. Фото: adven.com

В отличие от Эксильстуны, которая фактически трижды была создана как государственный проект, второй ножевой город Швеции является абсолютной противоположностью данной модели, так как ножевой промысел в нем зародился в частном порядке. Это город Mora, и относительно транскрипции его названия на русский язык существует разночтение. Русская Википедия дает транскрипцию «Мура», а в русском ножевом сленге, при упоминании данного города используется транскрипция «Мора». Далее по тексту мы будем использовать транскрипцию Мора как устоявшуюся в русских публикациях на ножевые темы. Из исторических источников известно, что кузнецы в этой местности были еще в XVII веке, однако в те времена свой кузнец был практически в каждой деревне. Превращение данной местности в ножевой город началось в XVIII веке, после обнаружения здесь залежей болотной руды (болотного железа). Это привело к увеличению количества кузнецов и прогрессу в кузнечном деле, включая производство ножей. В первые несколько десятилетий после открытия залежей болотный руды, каждый кузнец из Моры ставил на ножи собственное клеймо, однако, когда с течением времени слава этих ножей в Швеции вышла далеко за пределы данной местности, и кузнецы из Моры стали ставить на своих ножах одинаковое клеймо — «Mora», вскоре ставшее своеобразным знаком качества.

Нож скандинавского типа MORA Outdoor 2000Нож скандинавского типа MORA Outdoor 2000

Вплоть до конца XIX века ножи в городе Мора и его окрестностях производили в небольших кузницах. Считается что первую фирму по производству ножей в городе Мора, а вернее сказать в его пригороде — деревне Остнор (Ostnor), основал в 1891 году кузнец Эрик Фрост (Erik Frost). Она называлась Frosts Knivfabrik. В 1904 года в этой фирме работало всего 10 человек, а в год она производила порядка 1900 ножей. Однако реальное количество работников, занятых в этом производстве, было существенно выше, так как Эрик Фрост использовал модель разделения труда, то есть передавал некоторые производственные задачи фирмам-подрядчикам. Сталь он закупал у сталелитейщиков из местности Викмансхюттан (Vikmanshyttan), а свилеватая березу для создания рукояток ножей доставлялась из местности Смоланд (Smaland). Ножны для ножей из папье-маше делали в городке Тидахольм (Tidaholm). В 1912 году, также в Остоноре, свою ножевую фирму основал кузнец К. Ё. Эрикссон (KJ Eriksson). Третьим крупным производителем в Море была фирма Карла Андерсона (Carl Andersson. О дате ее основания источники не сообщают — вероятно она была основана после основания компаний Фроста и Эрикссона. В 1961 году фирма К.Ё. Эрикссона приобрела разорившуюся фирму Карла Андерсона. А в 2004 году фирмы К.Ё. Эрикссона и Эрика Фроста объединились в компанию Mora (Morakniv), продукция которой сегодня известна во многих странах мира.

Шейный нож MORA Eldris с огнивомШейный нож MORA Eldris с огнивом

В 2016 году компания Mora выпустила оригинальный шейный нож Eldris, в комплекте с которым идет небольшое огниво (кремень) и кусочек кожи для правки лезвия. По соотношению качества и цены бюджетные туристические и рыбацкие ножи от компании Мора являются одним из лучших вариантов среди всех ножевых компаний мира. Традиционные ножи из города Мора имели деревянные рукоятки, однако сегодня в каталоге компании Mora преобладают ножи с рукоятками из пластика. Компания Mora является официальным поставщиком шведского королевского двора.

Нож Fallkniven F1. Фото: meshok.netНож Fallkniven F1. Фото: meshok.net

Совсем недавно по историческим меркам, в 1987 году, на ножевой рынок Швеции внезапно ворвалась фирма Fallkniven, базирующаяся в городе Буден. Она была основана в 1984 году Питером Хьортбергером (Peter Hjortberger), однако ножи начала выпускать только три года спустя. В 1995 году нож модели Fallkniven F1 от данной компании был принят на вооружение шведскими ВВС, в качестве элемента комплекта выживания для летчиков, в случае катапультирования их в ненаселенной местности. Компания Fallkniven использует для клинков своих ножей ламинированную сталь, в которой твердый сердечник сочетается с мягкими обкладками. Рукоятки ножей компании Fallkniven делаются из пластика или дерева, а ножны — из пластика либо кожи. Помимо ножей с фиксированным клинком, в ее каталоге есть модели складных ножей. С 2009 года компанией Fallkniven руководит Эрик Хьортбергер (Eric Hjortberger), сын основателя. Компания Fallkniven является официальным поставщиком шведского королевского двора.

Нож с фиксированным клинком скандинавского типа KaresuandoНож с фиксированным клинком скандинавского типа Karesuando

На крайнем севере Швеции, за полярным кругом, расположено самое северное поселение в этой стране — деревня Каресуандо, население которой составляет всего 300 человек. Удивительно, но в этом маленьком и оторванном от мира поселении базируется небольшая ножевая компания Karesuando. По данным справочных материалов в этом мультикультурном поселении используется целых три языка — шведский, саамский и финский, или, вернее сказать, диалект финского языка (по мнению некоторых шведских ученых — отдельный язык) под названием меянкиели. Фирма Karesuando была основана в 1975 году. Ее ножи сложно классифицировать как однозначно шведские, скорее их стоит назвать ножами общескандинавского типа, потому что в их стиле прослеживается некоторое сходство с саамскими ножами и традиционными финскими ножами пуукко. Ножи фирмы Karesuando несколько более консервативны чем ножи от других шведских производителей. В каталоге данной фирмы преобладают ножи с рукоятками из древесины либо стабилизированной древесины, иногда дополненные вставками из оленьего рога и металлическими больстерами. Большинство моделей снабжается кожаными ножнами. В комплекте с некоторыми моделями идет огниво (кремень), переносящееся в специальном держателе на кожаных ножнах. Впрочем, нельзя сказать, что компания Karesuando совсем чужда новшеств. В ее каталоге есть складные ножи, ножи с рукоятками из пластика и ножи с клинками из шведского нержавеющего дамаска под названием Damasteel (дамастил), о котором мы подробнее расскажем ниже. На каждый нож от компании Karesuando дается 10-летняя гарантия.

Саамский нож («унна ниибас»), автор Игорь Баруткин. Фото: pikabu.ruСаамский нож («унна ниибас»), автор Игорь Баруткин. Фото: pikabu.ru

В некоторых классификациях традиционных финских ножей «пуукко» саамские ножи «унна ниибас» считаются одним из стилей пуукко. Однако нам представляется что в этом мнении есть некоторое упрощение реальности. В Финляндии по данным справочников живет порядка 9–10 тысяч саамов, тогда как в Швеции их насчитывается от 15 до 36 тысяч (подобное разночтение вероятно связано с большим количеством смешанных браков), а в Норвегии саамов живет еще больше — от 38 до 60 тысяч. При этом саамские ножи в этих трех скандинавских странах не имеют каких-либо серьезных отличий, что позволяет с полным правом считать их единым типом ножей. Поэтому саамские ножи в равной степени могут считаться частью ножевых культур Финляндии, Швеции и Норвегии. Для них характерны рукоятки из дерева или рога оленя (встречаются комбинированные варианты «дерево + рог»). Ножны делаются из кожи либо являются комбинированными — верхняя часть изготавливается из кожи, а нижняя из рога. На рукоятке и ножнах часто нанесены национальные саамские орнаменты в технике, напоминающей американское искусство скримшоу (гравировка с подкраской рисунка), однако сформировавшейся независимо от него.

Нож работы Андре Андерссона. Фото: andreandersson.comНож работы Андре Андерссона. Фото: andreandersson.com

Сегодня в Швеции насчитывается порядка 20–25 профессиональных найфмейкеров. Работы многих из них известны не только в Скандинавии, но и далеко за ее пределами. Мы перечислим основные имена, не претендуя на полноту нашего списка: Андре Андерссон (Andre Andersson), Рогер Берг (Roger Bergh), Дан Дегерман (Dan Degerman), Томми Алатало (Tommy Alatalo), Матиас Стейфорс (Mattias Styrefors), Йохан Густафссон (Johan Gustafsson), Кай Эмбретсен (Kaj Embretsen), Андерс Хедлунд (Anders Hedlund), Джонни Волкер Нильсон (Jonny Walker Nilsson), Карл Микаэль Альмквист (Carl Michael Almquist), Майкель Эклунд (Maihkel Eklund), Клаэс Лофгрен (Claes Lofgren), Томас Лофгрен (Thomas Lofgren), Конни Перссон (Conny Persson), Рикард Перман (Rickard Perman), Тони Карлссон (Tony Karlsson), Магнус Аксельсон (Magnus Axelson), Майкл Хеннингссон (Michael Henningsson), Владик Данилюк (Vladic Daniluk).

Нож работы Владика Данилюка.ЕНож работы Владика Данилюка. Фото: vladicknives.com

Владик Данилюк родился в Москве в 1968 году, и учился ковке в России, в деревенской кузнице. В 1992 году он эмигрировал в Швецию, в 2004 году учился кузнечному делу у Рогера Берга, затем изучал книги по металлургии и в 2006 году создал собственную кузницу у себя дома. Данилюк создает ножи в шведском стиле, который, вероятно, перенял преимущественно у своего учителя.

Во второй половине XX века шведские кузнецы стали экспериментировать с дамаском и к настоящему времени достигли в этой сфере впечатляющих успехов. Шведский кузнец и найфмейкер Кай Эмбретсен знаменит тем, что в сотрудничестве с Пеле Биллгреном, на тот момент генеральным директором одного из подразделений компании Erasteels, занимающегося производством порошковых нержавеющих сталей, разработал технологию промышленного производства нержавеющего дамаска. В 1995 году партнеры запатентовали эту технологию и основали компанию Damasteel, занимающуюся его производством. Этот материал получил одноименное название Damasteel (дамастил), и в настоящее время компания Damasteel выпускает широкий ассортимент разновидностей нержавеющего дамаска, имеющих различные узоры. Нержавеющий дамаск от компании Damasteel сегодня используют для создания клинков некоторых моделей своих ножей целый ряд ножевых компаний из разных стран мира. А у известной немецкой компании Boker есть даже несколько моделей опасных бритв с клинками из дамастила. Ближайшим аналогом дамастила является дамаск Zladinox от компании «АиР» из Златоуста.

Складной нож Spyderco VrangoСкладной нож Spyderco Vrango

Странно, но несмотря на развитую ножевую культуру Швеции, шведские найфмейкеры почему-то не имеют популярности у иностранных ножевых компаний в роли ножевых дизайнеров. В качестве исключения тут можно вспомнить разве что модель стильного складного ножа Vrango от известной американской компании Spyderco, дизайн которой разработал шведский найфмейкер Майкл Хеннингссон. Вранго (Vrango) — это название шведского острова (население ок. 370 человек), на котором живет Майкл Хеннингссон со своей семьей. Помимо создания кастомных ножей и обладания рядом ножевых наград, полученных на ножевых выставках в Швеции и США, этот мастер известен как автор цикла статей по найфмейкингу, опубликованного в авторитетном американском ножевом журнале Blade Magazine.

Коллекционный авторский складной нож ручной работы Gustafsson Supreme FolderКоллекционный авторский складной нож ручной работы Gustafsson Supreme Folder

Шведские найфмейкеры создают преимущественно ножи с фиксированным клинком, однако складные ножи среди их работ также встречаются. В частности, складные ножи делает выдающийся шведский мастер дамаска Йохан Густафссон. Йохан Густафссон также изготавливает из дамаска пишущие ручки и циферблаты для часов от шведского часовщика Патрика Съоргена (Patrik Sjögren), выпускаемых под их совместным брендом Gustafsson & Sjogren (GoS).

Многопредметный нож работы Кая Эмбретсена.Многопредметный нож работы Кая Эмбретсена. Фото: fototime.com

А среди работ шведского найфмейкера Кая Эмбертсена есть даже многопредметные кастомные ножи, в которых используется дамаск (клинки, инструменты притины, задние притины). Вообще широкое использование дамаска как материала для элементов рукояток складных ножей характерно для шведских кастомных ножей.

Обложки журнала Knivmakaren.Обложки журнала Knivmakaren. Фото с сайтов bokborsen.se и issuu.com

Если говорить о современных шведских ножах, то стоит похвалить шведских найфмейкеров и ножевые компании не только за высокое качество их продукции, но и за то, что большинство из них имеет понятные и информативные сайты, а также странички в инстаграме и Фейсбуке, на английском языке, снабженные к тому же великолепными фотографиями ножей в высоком разрешении. Кроме того, в Швеции с периодичностью 4 раза в год выходит национальный журнал о ножах «Knivmakaren», издаваемый на шведском языке. Его основными темами являются скандинавские ножи и найфмейкинг, а также вопросы коллекционирования ножей. Однако единственный ножевой форум на шведском языке на данный момент практически мертв, так как не выдержал конкуренции с фейсбуком и другими модными ныне информационными площадками.

Нож работы Клаэса Лофгрена, представленный на Helsinki Knife Show 2019.Нож работы Клаэса Лофгрена, представленный на Helsinki Knife Show 2019. Фото: bladeforum.ru

Что касается ножевых выставок, то в Швеции в 2019 году (10—13 июля) прошел 32 чемпионат кастомных северных ножей (32nd Nordic Championship in knife crafts) в городе Лудвика. Кроме того, некоторые шведские мастера представляют свои работы на ежегодной выставке Helsinki Knife Show в столице Финляндии (Хельсинки), имеющей международный статус. На Helsinki Knife Show 2019, прошедшей 4–5 января этого года, присутствовали шведские найфмейкеры Майкель Эклунд, Клаэс Лофгрен и Владик Данилюк.

Слева — вейри пуукко, справа — тойяла пуукко.Слева — вейри пуукко, справа — тойяла пуукко. Фото: nordiskaknivar.wordpress.com

Шведские ножи не развивались изолированно — с одной стороны они иногда влияли на ножи других стран мира, а с другой стороны сами формировались не без внешних влияний. Два типа традиционных финских ножей пуукко — вейри пуукко и тойяла пуукко, возникли под сильным влиянием со стороны шведских ножей. Кроме того, как уже говорилось выше, шведская компания EKA в первые несколько десятилетий своего существования производила многопредметные складные ножи, явно вдохновленные швейцарскими складными ножами, появившимися в 1890-е годы. В 1970-е и 1980-е годы на дизайн шведских ножей серьезно повлиял стиль ножей выдающегося норвежского найфмейкера Осмунна Волдбаккена (Aasmund Voldbakken) (1943—1990 гг.). Но в настоящее время ситуация изменилась с точностью до наоборот — в последние десятилетия скорее шведские производители ножей оказывают существенное влияние на норвежских производителей ножей. Некоторые современные кастомные ножи от шведских найфмейкеров вдохновлены ножами производства США, России и других стран мира. Сегодня Швецию можно, без сомнения, включить в число 10–15 стран мира с наиболее богатой ножевой культурой. А шведские ножи ныне объективно подразделяются на два направления, фактически являющихся антиподами друг друга: сравнительно недорогие рабочие ножи от шведских ножевых компаний и очень дорогие шведские кастомные ножи, представляющие собой настоящие произведения декоративно-прикладного искусства.

Текст: Сергей Грачев
© Rezat. Ru, 2020

Было интересно? Поделитесь этой статьей с друзьями

3 комментария Комментировать
  • А
    Алексей
    Почему не упомянут Erik Anton Berg Eskilstuna ?
  • А
    Александр
    Очень познавательная статья
  • Т
    Тихорецкий.
    Весьма пространная статья с экскурсом в историю. Автор постарался рассмотреть и изложить и истоки ножевого дела, и основные направления его развития, и ведущих изготовителей прошлого и нынешнего времени. Что приятно- отсутствие навязчивой рекламы покупать что-либо у конкретной фирмы. Автору удачи в поиске и изложении малоизвестных страниц истории в теме, интересной настоящим мужчинам!
    Оставить комментарий Напишите свой отзыв, он может помочь кому-то сделать выбор. Спасибо, что делитесь опытом!

    Последние статьи в этом разделе