Вход
Все о ножах и их заточке

Русские ножи BiKnife: кто и как создает шедевры для уникального проекта

Сегодня у нас в гостях представители объединения ножевых мастеров BiKnife: Равиль Биктимиров и Геннадий Дедюхин, и нас ждет очень интересная беседа. Будем говорить о самом объединении, о прекрасных авторских ножах и их создателях. В студии RezatTV ведущий Владимир Берестецкий.

Ножи BiKnife

Владимир: Добрый день Равиль, Геннадий, здравствуйте все ценители качественных ножей. Начать я предлагаю с простого. Равиль, скажи, откуда появилась идея создания творческого объединения BiKnife?

Равиль: Скажу сразу, ножами я давно увлекаюсь, они мне нравятся, нравятся необычные ножи, качественно изготовленные ножи. Соответственно, я был зарегистрирован на разных профильных форумах. На одном из них познакомился с Геннадием, потом общение пошло более плотное и тесное, был даже какой-то бизнес-опыт, когда мы отправляли ножи за рубеж. Потом политическая обстановка изменилась, а продолжать-то начатое дело нужно было, потому что мы уже набрали обороты, построили определенные планы, обозначены перспективы. И потом было принято решение поучаствовать в выставке. Не полноценно, мне один мой товарищ выделил небольшой закуток, чтобы можно было попробовать. И мы вышли на выставку с ножами Геннадия и Дмитрия Кострова. И достаточно успешно мы презентовали ножи, нашли понимание покупателей.

Геннадий: И на выставку пришли наши форумчане, это было очень приятно, и мы получили много приятных отзывов.

Кастомный авторский нож Геннадия Дедюхина БалемКастомный авторский нож Геннадия Дедюхина Балем

Равиль: Ну и с выставки мы вернулись практически полностью без ножей, все просто разобрали. Но главное: все это хозяйство увидели и другие мастера, и предложили мне создать творческое объединение, и на следующей выставке уже принять самостоятельное участие. Добавились мастера: Сергей Бондарь, Сергей Букша, Игорь Кулешов, Алексей Поляков. И вот все как-то пошло-поехало. Соответственно, время вносит и свои коррективы: кого-то что-то здесь не устраивает, кто-то не вписывается в наш формат, в концепцию нашего объединения. Эти мастера берут паузу. Кто-то добавляется — вот, совсем недавно к нам пришел из Карачаево-Черкесии мастер Резуан Боташев. Его работы у нас уже представлены. Мы поддерживаем мастеров, плотно общаемся, постоянно, совместно решаем все вопросы, намечаем пути развития, как-то дальше идем. Так, вроде получается, все хорошо. У нас есть постоянные клиенты — почитатели творчества мастеров, появляются новые заказчики. Сейчас мы принимаем участие не только в Московском «Клинке», мы уже также выезжали и в Санкт Петербург. В этом году планируем посетить «Клинок» в Краснодарском Крае, география наша расширяется. К сожалению, во всех значимых выставках мы не можем принять участие, мы просто ограничены количеством производимых ножей. Потому что, вот у Геннадия, у него мелкосерийное производство…

Кастомный нож работы Резуана Боташева «Карачаевский Бычак»Кастомный нож работы Резуана Боташева «Карачаевский Бычак»

Ножи Резуана Боташева

Геннадий: Я вообще в шоке, что меня на выставку вытянули (смеется).

Равиль: Но, тем не менее, ножей просто не хватает…

Геннадий: Я вот так, на секундочку просто, у меня просто физически не получается. И если бы Равиль не настаивал на этом, я бы, наверное, и не посетил выставку. Потому что у меня очень плотный график: я работу работаю и отдаю ножи, у меня времени даже на фотографии нет. Вот люди некоторое думают, что я не работаю, потому что меня нигде нет, и меня действительно почти нигде и нет. Я делаю, делаю, я бы поехал на выставку, но у меня заказы, работа, работа, заказы, и все.

Владимир: Геннадий, открою тебе небольшой секрет — по легенде у тебя не частная мастерская, у тебя огромное производство, на котором трудится большое количество людей, и вот потому-то тебя нигде и нет.

Равиль: Да, многие такую ерунду пишут (смеется).

Геннадий: Да-да, я слышал об этом.

Владимир: Так что, ты только выходишь и водишь рукой, такой рукой водитель.

Кастомный авторский нож работы Сергея Букши СкандинавскийКастомный авторский нож работы Сергея Букши Скандинавский

Ножи Сергея Букши

Владимир: Кстати, о руководстве. Равиль, какова твоя роль вообще в этом творческом объединении?

Равиль: Моя роль изначально — это некоторые финансовые вложения, и работа с мастерами, в плане определения, распределения работы так, чтобы каждый мастер занимался своими профильными делами. Соответственно, есть моменты, в которых я, может быть, не соображаю (мне это, может быть, и не нужно), есть тонкости — это лежит на мастерах. А вот материалы, массовые закупки и прочие подобные дела — это на мне.

Геннадий: Там одних сталей — ого-го ассортимент, дамаски, ламинаты, материалы рукояти, прочее…

Равиль: Да, мне же еще и приходится общаться и с кузнецами, которые все это производят, и с термистами, потому что ножи у нас кастомные. Вот Геннадий сам занимается термообработкой…

Геннадий: То, что касается порошковых сталей — да, а то, что касается дамаска и ламината — это делают кузнецы, потому что человек, который все эти слои пакета «женит», он должен знать режимы, иметь опыт и гарантировать результат. Потому что это очень серьезная, сложная работа, и неопытный, незнающий может очень сильно пролететь в этом.

Кастомный авторский нож работы Алексея Полякова УниверсалКастомный авторский нож работы Алексея Полякова Универсал

Равиль: Я скажу больше — есть некоторые ламинаты (потому что мы экспериментируем, мы отходим от стандартов), где, в большинстве своем хороший центр и обкладки из 95×18 через никель, все! Это стандарт. Но лучших параметров можно достичь, если мы на обкладки положим другую порошковую сталь и подберем режим закалки. Мы максимально вытащим характеристики. А здесь мы отдаем в работу мастерам, у которых уже эти материалы наработаны, у них имеется свой проверенный рецепт. И такой мастер сам уже подбирает режимы закалки, отпуска, термоциклирования. И, соответственно, клинок приобретает уже другие физико-механические и режущие свойства.

Геннадий: И мы получаем гарантированные, заранее уже известные свойства, результаты, а не гадание на картах, что там получится или не получится.

Равиль: Да, получаем гарантированный результат, мастера берут калибры, по калибрам это калят, у них поверенные твердомеры и, соответственно, параметры по твердости, которые указываются, они там точно присутствуют. И вот такие все вопросы нужно решать. Теперь вот то, что касается Геннадия: ему нужно приезжать на выставку, не только чтобы лично поприсутствовать, но и чтобы пообщаться с другими мастерами.

Походный полевой шеф - нож ручной работы Влад Волкоморов ШефПоходный полевой шеф - нож ручной работы Влад Волкоморов Шеф

Ножи Влада Волкоморова

Геннадий: У меня нет времени заниматься организацией, у меня нет времени, чтобы пообщаться с людьми об этом, порою это физически невозможно. У меня супруга все время жалуется, что я не уделяю времени ей и детям, поэтому я стараюсь всегда после работы еще немного с детьми погулять, забрать жену после работы и потом еще вечером дорабатываю, до 10–11 вечера по времени. И потом мне супруга звонит из дома в мастерскую и говорит: «Ты время видел, уже одиннадцать! Я младшего сына укладываю спать, ты хотя бы приди, покажись на глаза». Это факт, я не выдумываю. Ну вот и когда мне заниматься подготовкой к выставке? А мне хочется, и надо работу сделать. Ну я не знаю, может, потому что… я раскрою тайну (смеется) — я все-таки один работаю. Возможно, я один работаю (все смеются). И руками, физически, все это делать, чтобы по качеству подвести к уровню — нужно время. Не буду я делать тяп-ляп. Я хочу сделать так, чтобы оно было красиво, чтобы было как мне хочется. И я этому уделяю время. Поэтому я должен заниматься своим делом — я делаю ножи, все. Это мое.

Владимир: Геннадий, а как Равиль влияет на твою работу?

Геннадий: Да никак, по сути. У нас как-то все нормально организовано.

Равиль: У нас каждый занимается своим делом. Это как в любом бизнесе: общение общением, но каждый отвечает за свой участок работы, своя зона ответственности.

Геннадий: У нас как обычно: созвонились, поговорили, и тут Равиль подкидывает что-нибудь. Вот есть такая-то железка, вот что бы из нее сделать? И вот мы пообщались, бам-бам-бам — и уже что-то из нее делается.

Коллекционный складной нож Мастерская Геннадия Дедюхина СкиндуКоллекционный складной нож Мастерская Геннадия Дедюхина Скинду

Ножи Геннадия Дедюхина

Владимир: Равиль, то есть, ты вообще не влияешь на творческий процесс?

Равиль: На творческий нет.

Геннадий: У него шансов нет (смеется). Если я и сам не могу. Начинаю одно — получается другое, абсолютно.

Равиль: Мы там принципиально проговариваем техзадание, что бы хотелось, базовое. А там уже по факту. Ну, он же видит: начинает одно, а выходит другое, совсем, и это лучше. Ему же виднее. И потом мы уже обсуждаем, что в результате. Ну и сам итог — это отзыв покупателя, востребованность на рынке. Соответственно, мы на правильном пути. У нас нет стагнации или чего-то такого, у нас продукции не хватает. У нас даже потенциальные клиенты обижаются из-за отсутствия цен на ножи на сайте, хотя я объясняю — это прошлые работы, их нет. У нас в наличии ножей нет, могут быть у партнеров, например, вот у Rezat. Ru представлены ножи. А так все, у нас ножей нет. Если вы пришли на выставку и смогли что-то приобрести, то вам повезло, а так все. Остальное — это просто для ознакомления.

Кастомный авторский нож работы Сергея Бондаря Якут ДзаКастомный авторский нож работы Сергея Бондаря Якут Дза

Владимир: Я вообще хочу восхититься плодовитостью BiKnife, я вот смотрю, у нас ежемесячно выходят новинки месяца и у нас стабильно один-два ножа от BiKnife попадает. И, как правило, это там еще и от разных мастеров.

Геннадий: А как каждый раз новинки делать? Это нужно все время что-то новое придумывать. Вот у меня мелкосерийное производство, малыми партиями. Я вижу, как у кого-то презентуют по пять-шесть новинок, молодцы. Но у меня всего две руки (смеется). Мне вот иногда пишут: у вас конкуренция с тем-то. Да нет у меня никакой конкуренции, я просто делаю ножи и все.

Равиль: Геннадий, вот у тебя складные ножи — это же формы практически все из твоих же фиксов.

Геннадий: Да, но не во всех случаях. Вот, например, новый Wharncliffe blade — такого фикса нет. А в других случаях, так и есть, складни — это переработанные фиксы. Опять же, все ножи разные. Я рад, что смог победить некоторые моменты, ушел от «гранености», в сторону «джентльменистости», если так можно выразиться. Опять же, это все делается вручную. Тут все делается долго и кропотливо: уход от объема, везде, даже на лайнере, облегчения. И там все от руки промаркировано — на бэкспейсере указано «Мастерская Дедюхина» и марка стали. И у меня новые подшипники там, керамические, которые я сам собираю из двух комплектов, плюс своя оригинальная система детента, шарик которого упирается под углом в 15 градусов и создает антипроворот. Вот это все установлено на новом фолдере с клинком Wharncliffe blade и такую систему получат все последующие складные ножи. А так как там тонкий перешеек, там получается достаточно большой, массивный подшипниковый комплекс, и вся подшипниковая группа не заглублена в клинок, она в титановых накладках — это прочно и надежно.

Коллекционный складной нож работы Геннадия Дедюхина ГекконКоллекционный складной нож работы Геннадия Дедюхина Геккон

Владимир: Кстати, как-то к нам Равиль заезжал, рассказывал то, что у вас мастера в BiKnife постоянно общаются, обмениваются опытом. Вот такой, Геннадий, тебе вопрос в связи с этим: нет ли к тебе предложения или твоего пожелания, сделать с кем-нибудь совместный нож?

Геннадий: Коллаборация? У нас тут такой момент, что каждый своим делом занимается. Мы обсуждаем технологии, материалы, а если посмотреть на формы — у всех ножи разные. Вот посмотри на фикседы: тут вот такая красота с ножнами, где тиснение обалденное по коже, тут якутские кованые… Ну, какая коллаборация, в каком месте коллаборация?

Равиль: Ну, у нас коллаборация была в кухонных ножах. Это Дмитрий Костров и Влад Волкоморов. Я скажу, как это было. Дмитрий делает классические спуски конвекс, без долов, все ровно. Влад делает ножи со всевозможными долами, с гриндом сложным. Поэтому решили сделать коллаборацию, две уже было, раз в год они у нас выходят. Это что касается кухонных ножей. А что касается фикседов, то тут уже давно все, в сущности, придумано. И тут сложно что-то совместить, так, чтобы это не обезличивало мастера. Вот Дмитрий Костров делает на своих ножах очень тонкий продольный сатин — это на кухонном ноже, большого размера. Крайне кропотливая и сложная работа, тем более, что у него всегда стали непростые.

Геннадий: Да, его ножи — это конфетка. Спуски ровненькие, симметричные, все красиво, без недостатков, сатин ровненький, идеальный. Просто пушка. Но я бы таким не занялся никогда, у меня просто терпения не хватит.

Эксклюзивный шеф-нож работы Влада Волкоморова и Дмитрия Кострова КрамерЭксклюзивный шеф-нож работы Влада Волкоморова и Дмитрия Кострова Крамер

Владимир: Ну, то есть, кухню от тебя, Геннадий, мы не увидим?

Геннадий: Нет, не буду больше делать. Я пытался делать серию — не мое. Если с порошковой сталью еще куда ни шло, то вот что-то дальше, более сложное — нет, не могу.

Владимир: Равиль, если у тебя есть рычаги влияния на Гену…

Равиль: Нет, никаких рычагов влияния нет (смеется)

Владимир: Ну хочется, хочется еще раз увидеть кухню от Дедюхина.

Геннадий: Ну, я вам так скажу — та кухня, которая была изначально (я там еще проект «Мясоед» сделал), тогда я в кухне не разбирался вообще. Я сделал ножи… во-первых, там толщина безумная была на тот момент (что-то в районе 3.5 или 4.0 мм), рукояти там были… ну, пусть куда ни шло, граненые, я там еще закрытую пятку делал, ужас. Я сейчас вот фотографии смотрел, это же кошмар.

Равиль: А помнишь, ты же там делал все с прямыми спусками, а я попросил подлинзовать, был один такой комплект.

Геннадий: Да, помню. И в итоге потом я сделал два ножа — они были хорошими, они были правильными. И я потом уже их просто не делаю, не знаю… не мое. А когда я работаю над каким-то ножом, каким-то проектом, у меня периодически в голове щелкает: а вот что бы еще сделать, чем бы себе еще усложнить жизнь? И то же самое со складными ножами. Вот делаю и делаю. Вот мне как-то написал один доброжелатель: пожелал здоровья (я как раз тогда приболел), написал, мол, фикседы у меня замечательные, а вот складные ножи… вроде бы и похвалил, но не совсем. Я так посидел, погрустил минут десять, а потом пошел в мастерскую и стал снова складни делать. Ну вот руками — это понятно, все упирается в технологии, но можно сделать? Можно, вот и делаю.

Коллекционный складной нож работы Геннадия Дедюхина Универсал СкладнойКоллекционный складной нож работы Геннадия Дедюхина Универсал Складной

Равиль: Гена, что касается кухни, у нас же были персы? Это походная кухня, это нормальный вариант. Это такая чисто дамская тема, но и для мужской аудитории она тоже интересна. Кстати, Владимир, две пробные модели были у вас в магазине. Вот эти ножи будут. Кстати, Гена, был же еще такой проект «Пчак». Это же кухня!

Геннадий: Да, кухня. Ну я зря туда начал впихивать эти долы, которые алмазными кругами делают. Надо было просто технологически эти долы сделать и было бы шикарно.

Равиль: Технопчак!

Геннадий: Да, технопчак! И было бы шикарно, просто великолепно, а я мучился. Также можно пяточку стончить и она будет резать, а не давить.

Равиль: И можно даже его сделать и не особо тонким, у нас же пчак — это с приподнятым острием, Upswept Point.

Геннадий: Вот, Владимир, ты спрашивал, как это работает. Вот так это работает — посидели, обсудили и проект уже почти вырисовался.

Владимир: Так и рождаются ножи! Кстати, про кухню: ведь у BiKnife кухня занимает достаточно большое место. В России есть несколько производителей, которые делают и кухню, и туризм, но вроде как-то без складных ножей, а у вас все как-то равномерно, но кухня занимает значимое место. Вот разве что у Owl Knife кухня идет вровень с туризмом. А у BiKnife кухня — это фишка, причем фишка достаточно мощная. Откуда эта любовь к кухне?

Нож ручной работы Влада Волкоморова СербскийНож ручной работы Влада Волкоморова Сербский

Равиль: Я очень люблю готовить и сам очень хорошо готовлю. Соответственно, так или иначе начинаешь разбираться в геометрии ножей, в эргономике, материалах. Плюс я сам увлекаюсь заточкой. И у меня в коллекции имеются ножи не только димины. У нас в России есть еще мастера, достойные внимания. И, соответственно, все познается в сравнении. И ты видишь слабые и сильные стороны ножей, изготовленных разными мастерами, и чему хотелось бы уделить дополнительное внимание, и что мне хотелось бы самому. Соответственно, все те ножи, которые есть у меня, они и в доступе у Димы, я их ему отправляю с тем, чтобы он посмотрел. Мы их не копируем, но извлекаем полезную информацию, смотрим, что и как сделано, что можно использовать в нашем опыте. И то же самое мы говорим сейчас про выставку: Гена приезжает, Дима приезжает, почти все мастера у нас приезжают на стенд. Я сам себе строю планы, что посмотреть и что посетить, но, как правило, получается максимум от стенда отойти кофе попить. А так — утром шел с кем-то поздоровался, вечером уходишь — с кем-то парой слов перекинулся, и все. Ну вот сейчас есть у нас там Кирилл Чиж, тоже мастер хороший, он подстраховывает, и чуть больше времени начинает появляться.

Владимир: Равиль, а что в твои ближайшие планы сейчас входит? Будешь подключать каких-то новых мастеров?

Кастомный авторский нож работы Романа СтефюкаКастомный авторский нож работы Романа Стефюка

Ножи Романа Стефюка

Равиль: Подключать новых мастеров можно, вопрос только в том, насколько меня хватит? Замов у меня нет. Ведь помимо того, что делать ножи, продавать ножи, делать какое-то снабжение, необходимо еще и общение, нужно на это время. У меня есть свои дела, это не основной мой бизнес, это хобби, которое мне нравится, на это есть время и в семье это нормально воспринимается. Но когда круг людей будет возрастать, времени у меня практически не будет оставаться. Это одно ограничение, а второе — нужно же еще посмотреть на качество изделия. Мы же даем гарантию на наши изделия и по отзывам тоже реагируем. В общем, много есть факторов, которые сдерживают дополнительные вливания мастеров в объединение. Есть их какое-то количество, есть стартапы — появляются новые кузнецы, с которыми мы начинаем работать на базе клинков, которые они изготавливают. Тут два варианта: есть мастера, которые делают поковки, а мастера из них делают клинки, а есть кузнецы, которые делают поковки и сами слесарят из них клинки. И вот во втором варианте не каждый мастер возьмет в работу чужую слесарку. И таких нюансов много. В общем, есть стартапы, и открою секрет, у нас осенью будут клинки из наших хороших быстрорежущих сталей, которые даже получше чем REX и HAP72. Проект будет называться, возможно, «Русская сталь», мы пока еще думаем. Сейчас эти ножи проходят тесты, и показатели там шикарные.

Владимир: Равиль, а не было ли у тебя мысли открыть свою собственную мастерскую, со своим оборудованием, чтобы сделать мастеров еще ближе друг к другу? Потому как я знаю, что мастера BiKnife все находятся в разных местах. Ну вот хотя бы тех, кто находится в пределах московского региона?

Кастомный разделочный нож работы Игоря Кулешова СкинерКастомный разделочный нож работы Игоря Кулешова Скинер

Ножи Игоря Кулешова

Равиль: А в пределах Московского региона у нас только Алексей Поляков. А остальные — Костромская область, Воронежская область, Белгородская область, Курск, Карачаево-Черкесия. Геннадий — Краснодарский край. И вот как-то собраться всем вместе, ведь у каждого своя налаженная жизнь. И самое дорогое, что есть у мастера — это его время. Соответственно, если мастер куда-то отъехал в сторону, он не производит ножи. А для многих мастеров это основной источник дохода и источник семейного бюджета. И вот этим все определено. Нет смысла тратить на это время. Тем более, что сейчас есть все эти мессенджеры, видео, можно общаться, А логистику по материалам, выполнению различных работ — травление там или термичка — мы уже выстроили, разработали пути и схемы работы.

Геннадий: Я сейчас делаю Балем, я его полностью подготавливаю, вытягиваю, там кристаллический титан будет, я сделаю, а Дима займется его обработкой. И туда как раз пойдет CPM S125V в. дамаске клинок. Я его сам не вытяну, я все подготавливаю, а Дима его уже доводит.

Равиль: Каждый принимает участие в создании определенного ножа. У нас выходят лимитки такие: вот у Гены мелкосерийный выпуск, к которому мы добавляем что-то такое особенное, вот в данном случае версия с кристаллическим титаном или авторский нержавеющий дамаск, и так далее.

Кастомный авторский нож работы Алексея Полякова и Сергея Доманова СержантКастомный авторский нож работы Алексея Полякова и Сергея Доманова Сержант

Ножи Алексея Полякова

Геннадий: Я сейчас купил специальный станок распилочный, чтобы работать с перламутром. И пачек 6–7 пилочек, и я хочу сделать складень, где в клипсе будет выборка и там перламутр, и специальное облегчение, и перламутровую накладку с лицевой стороны рукояти. Зачем мне это? Хочется! Вот там будет какая-то суперсталь, не помню, может быть даже дамастил. И будет красиво!

Равиль: По сталям, по ламинатам и дамаскам. Эти авторские вещи — их, бывает, ждешь по году. От момента, когда я закупил хороший центр, отправил кузнецу, он подобрал пакет, собрал его, подобрал режимы, затермичил, и до момента, когда до мастера доходит подготовленный материал, бывает до года по времени. А то и полтора. Понятно, что центр я закупаю не одну полосу, соответственно, килограмм десять. Ну вот представь, килограмм 10 ZDP-189 или Vanadis-10, сами понимаете, сколько это стоит. Плюс потом еще с кузнецом разобраться по работе, и это совсем не бюджетно. А зачем это нужно мастеру, одному? Мастер как обычно работает: есть какие-то проекты, по предоплате, по стопроцентной. Ну возьмет он одну-две полоски. Максимум. Он будет год ждать? Ему это невыгодно. Вот для этого и есть объединение.

Эксклюзивный шеф-нож работы Дмитрия Кострова Prince of PersiaЭксклюзивный шеф-нож работы Дмитрия Кострова Prince of Persia

Ножи Дмитрия Кострова

Геннадий: Все эти нюансы проговариваются, но люди, зачастую, не понимают ситуации. Вот, допустим, сделал я хороший нож — надежный, прочный, красивый. Из дорогих материалов. Человек посмотрел картинки и говорит: хочу такой же. Отвечаю: вот такая цена. Вопрос: а почему так недешево? Отвечаю: вот титан, дамаск — они в природе не водятся. А если там еще и с цирконием, а вопрос брака? Там же все эти моменты возможны. А есть у нас возможность купить в любое время такие материалы? Есть мастера, которые умеют слоить титан, но в свободной продаже такие штуки есть? Нет. Это надо заказывать, это человек делает своими руками, это кузнец. Тот же дамаск — я знаю только троих мастеров, которые делают потрясающий дамаск, но у этих людей своей работы под завязку, у них загруженность. И приходится ждать, а что делать? Эти люди: Герасимов, Пономарев и Карпов. Красавчики! Делают отлично. Но нужно ждать. А делают они и дамаски, и ламинаты потрясающие. Это такая красота!

Кастомный авторский нож работы Сергея Бондаря ПаукКастомный авторский нож работы Сергея Бондаря Паук

Ножи Сергея Бондаря

Равиль: Красота еще и функциональная! У меня есть ножи димины на кухне -все полноценно работает.

Геннадий: Это вещь, изначально кузнецом сделанная. Такого не найдешь просто так. И это неповторимая все-таки штука. Вот даже любой нож трудно повторить, если ты делаешь руками — где-то все равно есть нюансы. А если речь о рисунке ламината? Он уникален.

Владимир: Ну, раз речь уже плавно перешла к ножам, то во второй части мы поговорим о том, что непосредственно лежит у нас на столе.

Смотрите и читайте продолжение!

© Rezat.Ru, 2024

Было интересно? Поделитесь этой статьей с друзьями

нет комментариев Комментировать
    Оставить комментарий Напишите свой отзыв, он может помочь кому-то сделать выбор. Спасибо, что делитесь опытом!

    Последние статьи в этом разделе