267
Русские ножи BiKnife: кто и как создает шедевры для уникального проекта
Сегодня у нас в гостях представители объединения ножевых мастеров BiKnife: Равиль Биктимиров и Геннадий Дедюхин, и нас ждет очень интересная беседа. Будем говорить о самом объединении, о прекрасных авторских ножах и их создателях. В студии RezatTV ведущий Владимир Берестецкий.
Владимир: Добрый день Равиль, Геннадий, здравствуйте все ценители качественных ножей. Начать я предлагаю с простого. Равиль, скажи, откуда появилась идея создания творческого объединения BiKnife?
Равиль: Скажу сразу, ножами я давно увлекаюсь, они мне нравятся, нравятся необычные ножи, качественно изготовленные ножи. Соответственно, я был зарегистрирован на разных профильных форумах. На одном из них познакомился с Геннадием, потом общение пошло более плотное и тесное, был даже
Геннадий: И на выставку пришли наши форумчане, это было очень приятно, и мы получили много приятных отзывов.
Кастомный авторский нож Геннадия Дедюхина Балем
Равиль: Ну и с выставки мы вернулись практически полностью без ножей, все просто разобрали. Но главное: все это хозяйство увидели и другие мастера, и предложили мне создать творческое объединение, и на следующей выставке уже принять самостоятельное участие. Добавились мастера: Сергей Бондарь, Сергей Букша, Игорь Кулешов, Алексей Поляков. И вот все
Кастомный нож работы Резуана Боташева «Карачаевский Бычак»
Геннадий: Я вообще в шоке, что меня на выставку вытянули (смеется).
Равиль: Но, тем не менее, ножей просто не хватает…
Геннадий: Я вот так, на секундочку просто, у меня просто физически не получается. И если бы Равиль не настаивал на этом, я бы, наверное, и не посетил выставку. Потому что у меня очень плотный график: я работу работаю и отдаю ножи, у меня времени даже на фотографии нет. Вот люди некоторое думают, что я не работаю, потому что меня нигде нет, и меня действительно почти нигде и нет. Я делаю, делаю, я бы поехал на выставку, но у меня заказы, работа, работа, заказы, и все.
Владимир: Геннадий, открою тебе небольшой секрет — по легенде у тебя не частная мастерская, у тебя огромное производство, на котором трудится большое количество людей, и вот
Равиль: Да, многие такую ерунду пишут (смеется).
Геннадий:
Владимир: Так что, ты только выходишь и водишь рукой, такой рукой водитель.
Кастомный авторский нож работы Сергея Букши Скандинавский
Владимир: Кстати, о руководстве. Равиль, какова твоя роль вообще в этом творческом объединении?
Равиль: Моя роль изначально — это некоторые финансовые вложения, и работа с мастерами, в плане определения, распределения работы так, чтобы каждый мастер занимался своими профильными делами. Соответственно, есть моменты, в которых я, может быть, не соображаю (мне это, может быть, и не нужно), есть тонкости — это лежит на мастерах. А вот материалы, массовые закупки и прочие подобные дела — это на мне.
Геннадий: Там одних сталей —
Равиль: Да, мне же еще и приходится общаться и с кузнецами, которые все это производят, и с термистами, потому что ножи у нас кастомные. Вот Геннадий сам занимается термообработкой…
Геннадий: То, что касается порошковых сталей — да, а то, что касается дамаска и ламината — это делают кузнецы, потому что человек, который все эти слои пакета «женит», он должен знать режимы, иметь опыт и гарантировать результат. Потому что это очень серьезная, сложная работа, и неопытный, незнающий может очень сильно пролететь в этом.
Кастомный авторский нож работы Алексея Полякова Универсал
Равиль: Я скажу больше — есть некоторые ламинаты (потому что мы экспериментируем, мы отходим от стандартов), где, в большинстве своем хороший центр и обкладки из 95×18 через никель, все! Это стандарт. Но лучших параметров можно достичь, если мы на обкладки положим другую порошковую сталь и подберем режим закалки. Мы максимально вытащим характеристики. А здесь мы отдаем в работу мастерам, у которых уже эти материалы наработаны, у них имеется свой проверенный рецепт. И такой мастер сам уже подбирает режимы закалки, отпуска, термоциклирования. И, соответственно, клинок приобретает уже другие
Геннадий: И мы получаем гарантированные, заранее уже известные свойства, результаты, а не гадание на картах, что там получится или не получится.
Равиль: Да, получаем гарантированный результат, мастера берут калибры, по калибрам это калят, у них поверенные твердомеры и, соответственно, параметры по твердости, которые указываются, они там точно присутствуют. И вот такие все вопросы нужно решать. Теперь вот то, что касается Геннадия: ему нужно приезжать на выставку, не только чтобы лично поприсутствовать, но и чтобы пообщаться с другими мастерами.
Походный полевой шеф - нож ручной работы Влад Волкоморов Шеф
Геннадий: У меня нет времени заниматься организацией, у меня нет времени, чтобы пообщаться с людьми об этом, порою это физически невозможно. У меня супруга все время жалуется, что я не уделяю времени ей и детям, поэтому я стараюсь всегда после работы еще немного с детьми погулять, забрать жену после работы и потом еще вечером дорабатываю, до 10–11 вечера по времени. И потом мне супруга звонит из дома в мастерскую и говорит: «Ты время видел, уже одиннадцать! Я младшего сына укладываю спать, ты хотя бы приди, покажись на глаза». Это факт, я не выдумываю. Ну вот и когда мне заниматься подготовкой к выставке? А мне хочется, и надо работу сделать. Ну я не знаю, может, потому что… я раскрою тайну (смеется) — я
Владимир: Геннадий, а как Равиль влияет на твою работу?
Геннадий: Да никак, по сути. У нас
Равиль: У нас каждый занимается своим делом. Это как в любом бизнесе: общение общением, но каждый отвечает за свой участок работы, своя зона ответственности.
Геннадий: У нас как обычно: созвонились, поговорили, и тут Равиль подкидывает
Коллекционный складной нож Мастерская Геннадия Дедюхина Скинду
Владимир: Равиль, то есть, ты вообще не влияешь на творческий процесс?
Равиль: На творческий нет.
Геннадий: У него шансов нет (смеется). Если я и сам не могу. Начинаю одно — получается другое, абсолютно.
Равиль: Мы там принципиально проговариваем техзадание, что бы хотелось, базовое. А там уже по факту. Ну, он же видит: начинает одно, а выходит другое, совсем, и это лучше. Ему же виднее. И потом мы уже обсуждаем, что в результате. Ну и сам итог — это отзыв покупателя, востребованность на рынке. Соответственно, мы на правильном пути. У нас нет стагнации или
Кастомный авторский нож работы Сергея Бондаря Якут Дза
Владимир: Я вообще хочу восхититься плодовитостью BiKnife, я вот смотрю, у нас ежемесячно выходят новинки месяца и у нас стабильно
Геннадий: А как каждый раз новинки делать? Это нужно все время
Равиль: Геннадий, вот у тебя складные ножи — это же формы практически все из твоих же фиксов.
Геннадий: Да, но не во всех случаях. Вот, например, новый Wharncliffe blade — такого фикса нет. А в других случаях, так и есть, складни — это переработанные фиксы. Опять же, все ножи разные. Я рад, что смог победить некоторые моменты, ушел от «гранености», в сторону «джентльменистости», если так можно выразиться. Опять же, это все делается вручную. Тут все делается долго и кропотливо: уход от объема, везде, даже на лайнере, облегчения. И там все от руки промаркировано — на бэкспейсере указано «Мастерская Дедюхина» и марка стали. И у меня новые подшипники там, керамические, которые я сам собираю из двух комплектов, плюс своя оригинальная система детента, шарик которого упирается под углом в 15 градусов и создает антипроворот. Вот это все установлено на новом фолдере с клинком Wharncliffe blade и такую систему получат все последующие складные ножи. А так как там тонкий перешеек, там получается достаточно большой, массивный подшипниковый комплекс, и вся подшипниковая группа не заглублена в клинок, она в титановых накладках — это прочно и надежно.
Коллекционный складной нож работы Геннадия Дедюхина Геккон
Владимир: Кстати,
Геннадий: Коллаборация? У нас тут такой момент, что каждый своим делом занимается. Мы обсуждаем технологии, материалы, а если посмотреть на формы — у всех ножи разные. Вот посмотри на фикседы: тут вот такая красота с ножнами, где тиснение обалденное по коже, тут якутские кованые… Ну, какая коллаборация, в каком месте коллаборация?
Равиль: Ну, у нас коллаборация была в кухонных ножах. Это Дмитрий Костров и Влад Волкоморов. Я скажу, как это было. Дмитрий делает классические спуски конвекс, без долов, все ровно. Влад делает ножи со всевозможными долами, с гриндом сложным. Поэтому решили сделать коллаборацию, две уже было, раз в год они у нас выходят. Это что касается кухонных ножей. А что касается фикседов, то тут уже давно все, в сущности, придумано. И тут сложно
Геннадий: Да, его ножи — это конфетка. Спуски ровненькие, симметричные, все красиво, без недостатков, сатин ровненький, идеальный. Просто пушка. Но я бы таким не занялся никогда, у меня просто терпения не хватит.
Эксклюзивный шеф-нож работы Влада Волкоморова и Дмитрия Кострова Крамер
Владимир: Ну, то есть, кухню от тебя, Геннадий, мы не увидим?
Геннадий: Нет, не буду больше делать. Я пытался делать серию — не мое. Если с порошковой сталью еще куда ни шло, то вот
Владимир: Равиль, если у тебя есть рычаги влияния на Гену…
Равиль: Нет, никаких рычагов влияния нет (смеется)
Владимир: Ну хочется, хочется еще раз увидеть кухню от Дедюхина.
Геннадий: Ну, я вам так скажу — та кухня, которая была изначально (я там еще проект «Мясоед» сделал), тогда я в кухне не разбирался вообще. Я сделал ножи…
Равиль: А помнишь, ты же там делал все с прямыми спусками, а я попросил подлинзовать, был один такой комплект.
Геннадий: Да, помню. И в итоге потом я сделал два ножа — они были хорошими, они были правильными. И я потом уже их просто не делаю, не знаю… не мое. А когда я работаю над
Коллекционный складной нож работы Геннадия Дедюхина Универсал Складной
Равиль: Гена, что касается кухни, у нас же были персы? Это походная кухня, это нормальный вариант. Это такая чисто дамская тема, но и для мужской аудитории она тоже интересна. Кстати, Владимир, две пробные модели были у вас в магазине. Вот эти ножи будут. Кстати, Гена, был же еще такой проект «Пчак». Это же кухня!
Геннадий: Да, кухня. Ну я зря туда начал впихивать эти долы, которые алмазными кругами делают. Надо было просто технологически эти долы сделать и было бы шикарно.
Равиль: Технопчак!
Геннадий: Да, технопчак! И было бы шикарно, просто великолепно, а я мучился. Также можно пяточку стончить и она будет резать, а не давить.
Равиль: И можно даже его сделать и не особо тонким, у нас же пчак — это с приподнятым острием, Upswept Point.
Геннадий: Вот, Владимир, ты спрашивал, как это работает. Вот так это работает — посидели, обсудили и проект уже почти вырисовался.
Владимир: Так и рождаются ножи! Кстати, про кухню: ведь у BiKnife кухня занимает достаточно большое место. В России есть несколько производителей, которые делают и кухню, и туризм, но вроде
Нож ручной работы Влада Волкоморова Сербский
Равиль: Я очень люблю готовить и сам очень хорошо готовлю. Соответственно, так или иначе начинаешь разбираться в геометрии ножей, в эргономике, материалах. Плюс я сам увлекаюсь заточкой. И у меня в коллекции имеются ножи не только димины. У нас в России есть еще мастера, достойные внимания. И, соответственно, все познается в сравнении. И ты видишь слабые и сильные стороны ножей, изготовленных разными мастерами, и чему хотелось бы уделить дополнительное внимание, и что мне хотелось бы самому. Соответственно, все те ножи, которые есть у меня, они и в доступе у Димы, я их ему отправляю с тем, чтобы он посмотрел. Мы их не копируем, но извлекаем полезную информацию, смотрим, что и как сделано, что можно использовать в нашем опыте. И то же самое мы говорим сейчас про выставку: Гена приезжает, Дима приезжает, почти все мастера у нас приезжают на стенд. Я сам себе строю планы, что посмотреть и что посетить, но, как правило, получается максимум от стенда отойти кофе попить. А так — утром шел с
Владимир: Равиль, а что в твои ближайшие планы сейчас входит? Будешь подключать
Кастомный авторский нож работы Романа Стефюка
Равиль: Подключать новых мастеров можно, вопрос только в том, насколько меня хватит? Замов у меня нет. Ведь помимо того, что делать ножи, продавать ножи, делать
Владимир: Равиль, а не было ли у тебя мысли открыть свою собственную мастерскую, со своим оборудованием, чтобы сделать мастеров еще ближе друг к другу? Потому как я знаю, что мастера BiKnife все находятся в разных местах. Ну вот хотя бы тех, кто находится в пределах московского региона?
Кастомный разделочный нож работы Игоря Кулешова Скинер
Равиль: А в пределах Московского региона у нас только Алексей Поляков. А остальные — Костромская область, Воронежская область, Белгородская область, Курск,
Геннадий: Я сейчас делаю Балем, я его полностью подготавливаю, вытягиваю, там кристаллический титан будет, я сделаю, а Дима займется его обработкой. И туда как раз пойдет CPM S125V в. дамаске клинок. Я его сам не вытяну, я все подготавливаю, а Дима его уже доводит.
Равиль: Каждый принимает участие в создании определенного ножа. У нас выходят лимитки такие: вот у Гены мелкосерийный выпуск, к которому мы добавляем
Кастомный авторский нож работы Алексея Полякова и Сергея Доманова Сержант
Геннадий: Я сейчас купил специальный станок распилочный, чтобы работать с перламутром. И пачек 6–7 пилочек, и я хочу сделать складень, где в клипсе будет выборка и там перламутр, и специальное облегчение, и перламутровую накладку с лицевой стороны рукояти. Зачем мне это? Хочется! Вот там будет
Равиль: По сталям, по ламинатам и дамаскам. Эти авторские вещи — их, бывает, ждешь по году. От момента, когда я закупил хороший центр, отправил кузнецу, он подобрал пакет, собрал его, подобрал режимы, затермичил, и до момента, когда до мастера доходит подготовленный материал, бывает до года по времени. А то и полтора. Понятно, что центр я закупаю не одну полосу, соответственно, килограмм десять. Ну вот представь, килограмм 10
Эксклюзивный шеф-нож работы Дмитрия Кострова Prince of Persia
Геннадий: Все эти нюансы проговариваются, но люди, зачастую, не понимают ситуации. Вот, допустим, сделал я хороший нож — надежный, прочный, красивый. Из дорогих материалов. Человек посмотрел картинки и говорит: хочу такой же. Отвечаю: вот такая цена. Вопрос: а почему так недешево? Отвечаю: вот титан, дамаск — они в природе не водятся. А если там еще и с цирконием, а вопрос брака? Там же все эти моменты возможны. А есть у нас возможность купить в любое время такие материалы? Есть мастера, которые умеют слоить титан, но в свободной продаже такие штуки есть? Нет. Это надо заказывать, это человек делает своими руками, это кузнец. Тот же дамаск — я знаю только троих мастеров, которые делают потрясающий дамаск, но у этих людей своей работы под завязку, у них загруженность. И приходится ждать, а что делать? Эти люди: Герасимов, Пономарев и Карпов. Красавчики! Делают отлично. Но нужно ждать. А делают они и дамаски, и ламинаты потрясающие. Это такая красота!
Кастомный авторский нож работы Сергея Бондаря Паук
Равиль: Красота еще и функциональная! У меня есть ножи димины на кухне -все полноценно работает.
Геннадий: Это вещь, изначально кузнецом сделанная. Такого не найдешь просто так. И это неповторимая
Владимир: Ну, раз речь уже плавно перешла к ножам, то во второй части мы поговорим о том, что непосредственно лежит у нас на столе.
Смотрите и читайте продолжение!
© Rezat.Ru, 2024