Сегодня в гостях у Rezat.Ru долгожданный гость — бессменный лидер компании Owl Knife и очень интересный, талантливый человек, Роман Королев!
Приветствую, Роман, спасибо тебе, что наконец-то к нам выбрался!
Добрый день, да, много всяких проблем и забот, и выбраться в Москву проблематично, у нас в Рязани все проще и спокойнее (это так, к слову). Ну, хорошо, что наконец получилось приехать, и я надеюсь, что это не последний раз. Материала для встреч и бесед много, поэтому в планах сотрудничать активно и встречаться!
Роман, мы знакомы давно, а сколько существует компания Owl Knife?
Ну, ножики мы делаем уже лет семь… вообще надо запоминать такие даты (смеется). Я немного путаюсь в датах, ну, значит, в 2014 году мы стартовали, 20 июля мы празднуем свой день рождения — значит, в этом году будет семь лет компании. Начали мы немного раньше, но вот именно 20 июля появилось первое изделие. И оно, это изделие, у меня сохранилось, правда, оно не с собой, но как-нибудь могу показать. Вот, собственно, с момента появления первого ножа мы и ведем отсчет истории нашего предприятия. До этого все было на уровне хобби, а как только появилось первое изделие, сразу появились и планы, и перспективы работы, развития и мы занялись плотно изготовлением ножей.
А что тебя подтолкнуло сделать свой первый нож?
На самом деле, если покопаться в памяти, то этот нож был не первым. Первый нож я сделал на наждачном круге из обломка пилы по металлу. Это был интересный и увлекательный опыт. Далее интерес к ножам проявился во время службы в армии, а служил я в ремонтной роте, где была почти полноценная кузница и очень много рессор от УАЗика (смеется). Ну и относительно много рабочей силы.
Нож с фиксированным клинком скандинавского типа Owl Knife North - Сучок, премиальная порошковая сталь M398, карбон
Ну и, видимо, еще и много свободного времени?
Да, в армии оно (время) немного нервное, но и, в определенном смысле, есть и свободное. Все зависит от правильности взаимодействия с личным составом. Кстати, и из этого периода у меня нож сохранился, мы также можем при случае на него посмотреть. Но все это, конечно, еще не фирма, это, скорее, что-то мое личное — вот это все: ножны из сапога, на ножнах из бляхи выпиленная звезда (смеется). Вот такая армейская штука.
То есть, это, можно, считать, твой первый кастом?
Да, наверное. В общем, далее моя служба в армии закончилась, была какая-то работа, затем я все отбросил и вплотную занялся ножами. После, уже командой, открыли ножевой магазин — единственный специализированный ножевой магазин в городе. Это были интересные шаги, интересный опыт. Но это все еще было каким-то хобби, развитым увлечением, а не профессией. Как только все это заработало…стало скучно. И спустя некоторое время мы решили заняться производством: приобрели муфельную печь и гриндер. И лист стали Elmax. Сделали свои первые шаги в термообработке. Ведь термообработка — это душа ножа, начало начал. С учетом нашего опыта тестирования ножей различных производителей, в какой-то момент (со временем) мы получили изделие, которое, по результатам тестов, существенно превзошло те тесты ножей от сторонних производителей. Мы этому сильно удивились и пришло осознание, что это направление может быть перспективным. И, отчасти, может даже стать призванием все-таки. Взвесив всё, я пришел к выводу, что, возможно, нашел себя.
Если я правильно понял, то магазина, который раньше был, уже сейчас нет?
Да. В определенный момент мы встали перед выбором: заниматься либо производством, либо торговлей ножами. Нельзя усидеть на двух стульях, ведь и то, и другое требует максимального внимания, времени, надзора. Иначе дело приходит в упадок. К тому же, как раз в 2014 году случился кризис и пришлось решать, на чем сконцентрировать внимание и финансы. И я выбрал производство.
Поварской кухонный шеф-нож Owl Knife CH160, премиальная порошковая сталь M390, стеклотекстолит G-10
Ну, раз ты выбрал производство, то давай, собственно, о нем и поговорим?
С удовольствием!
Очень интересно узнать, откуда появился Owl Knife в том виде, в котором он сейчас существует и на какой стадии становления находится сегодня мастерская?
Наш бренд возник в тот момент, как только появились результаты работы, которые нас не только удовлетворили, но и порадовали. Появилась определенная бизнес-модель, планы на будущее: как и для кого развивать эту тему, понятие нишевости (благодаря имеющемуся опыту работы), определили, что мы можем дать потребителю и за какие деньги. Ну и стали к этому стремиться. То есть, на определенном этапе мы соразмерили свои возможности с потребностями рынка, выбрали свою нишу и начали в ней работать. Мы изначально нацелились на какие-то, пусть и небольшие, но оптовые продажи, потому что, если заниматься производством и нацеливаться на розничную торговлю — это прямой путь к краху. Так сказал кто-то из известных экономистов, и я полностью поддерживаю это мнение. Мы стали потихоньку развиваться, увеличивать технологичность, приобретать новое оборудование, что снизило себестоимость. Начал накапливаться опыт, появились первые участия в в выставках.
Первая выставка — это был «Арсенал»?
Нет, первая выставка — это был «Клинок». Да, я и сейчас периодически вижу те свои первые ножи, мне их иногда присылают поточить. И я их, бывает, даже выкупаю. Потому что это такой ужас (смеется). Ну да, ведь даже если у человека есть чувство прекрасного, то и этому чувству характерно какое-то развитие. То, что мне нравилось 3-5 лет назад, сейчас просто неприемлемо. И, собственно, вот такие этапы (качественные, по направлению деятельности и т. д.) нас преследуют. Мы делали туристические ножи, затем стали делать кухонные ножи. Над нами тоже посмеялись, как и в случае с туристическими ножами, сказали: куда вы? Что вы? Кому все это нужно, и без вас есть вот настоящие мэтры, мастера. Но, как видишь, все получается: если целенаправленно куда-то двигаться, то результат придет. И я надеюсь, что он у нас есть. Пока он не совсем меня удовлетворяет, но мы работаем над этим.
Походный полевой кухонный нож с фиксированным клинком Owl Knife S130, фирменная сталь Bohler N690, стеклотекстолит G-10
Кстати, я каждый раз, как мы общаемся, слышу от тебя, что твой результат не до конца тебя удовлетворяет. Ты перфекционист?
Не до такой степени. Скорее, мне нравятся вещи, обладающие максимальным функционалом. Мне менее важна эстетика, дизайн, но очень важен уровень функциональности. То, что мы делаем, должно в своем сегменте быть максимально функциональным. Возвращаясь к этапам развития, вспомню, что когда у меня и моего друга был канал на YouTube, и мы проводили там тесты ножей, то использовали ножи и Benchmade Gold Class, и Chris Reeve Sebenza, причем и консервы ими открывали, и гвозди рубили, без сожаления. Поэтому до перфекционизма, наверное, далеко, но, если вещь есть, то она должна работать.
И все-таки, что из себя сегодня представляет мастерская Owl Knife?
Небольшой цех, три помещения: ЧПУ станки, слесарный, если там можно выразиться, цех и офис. В этом году мы будем расширяться, где-то около 400-500 метров у нас появилась площадь, и мы будем потихоньку оптимизировать свою работу. Это будет летом. Лето у нас — самый спокойный период, мы занимаемся разработками чего-то нового, закупкой оборудования и решаем организационные вопросы.
Чего тебе сегодня не хватает в твоей мастерской?
Мне не хватает и полноценного обрабатывающего токарного центра, ну а остальное — только масштабировать, развивать. Ну и, соответственно, рабочих рук. Потому что хороших работников найти сложно.
Туристический охотничий нож с фиксированным клинком Otus-H Prototype , фирменная сталь Bohler K390, карбон, лимитированная серия, совместный проект с Rezat.Ru
Когда ты начинал делать ножи, ты на кого-то смотрел, у кого-то учился, может быть, что-то перенимал?
Когда я только начинал, я, естественно, обращался за советом, просил подсказать и научить различных мастеров и на разных ножевых форумах тоже. Откровенно — меня послали лесом. Поэтому — нет. Сейчас я, конечно, осознаю, что если бы ко мне пришел какой-то начинающий ножевой мастер и попросил научить, то я, наверное, ему бы тоже отказал ввиду нехватки времени. Показать что-то — это одно, а научить делать ножи — совсем иное, и я не могу себе этого позволить. Нет, были какие-то такие моменты, когда мне помогали, советовали или задавали направление поиска ответа), но уже несколько позже. Вообще к новичкам относятся всегда скептически.
Давай поговорим о том, с какими материалами ты работаешь? С какими работаешь сегодня, с какими работал раньше, от чего отказался, к чему пришел и с чем тебе больше всего нравится работать?
Ну, если говорить о клинковых сталях, то у нас, наверное, классический для всех производителей набор. Дело в том, что в период, когда мы начинали, в России можно было купить, из хороших клинковых сталей, только стали от Bohler. Я имею ввиду качественный материал с понятным составом и четкими характеристиками. Сейчас появилось несколько компаний, которые могут закрыть полностью потребность в клинковых сталях, но все же продукция Bohler самая интересная для нас. Это стали K390, Vanadis 10, M390, M398 и т. д.
Поварской кухонный нож сантоку Owl Knife SA180 18, премиальная порошковая сталь Bohler М390, карбон
А, например, нержавеющие дамаски Zladinox ты не хотел бы использовать для своих ножей?
На самом деле мы уже попробовали, но использование этого нержавеющего дамаска — это вопрос технологии, мы над этим работаем. Владимир Герасимов (Zladinox) приезжал к нам, мы проводили определенные мероприятия, пробовали. И я даже закупил дамаск на кухонные клинки, он лежит, оттермиченный и ждет своего часа. Но пока я, скажем так, нужного дзена не достиг и... к этому надо прийти. Я не могу себе позволить отвлекаться на изготовление двух-трех ножей, бросив на это все силы. Это просто нерентабельно. Ха рабочий день мы можем сделать 20-30 серийных стандартных ножей, и это же время потратим на изготовление какого-то одного ножа на заказ. Отполировать руками 1-2-5 ножей мы можем, а вот 100 ножей — уже нет. В таком смысле ни один заказной нож не окупится. Поэтому ножи на заказ от Owl Knife — это не про деньги, это просто хобби, интересная работа.
Ты сказал, что у тебя есть станок с ЧПУ, и тут же говоришь, что полируешь клинки вручную. Поясни, пожалуйста, а как ты используешь станок с ЧПУ, для чего он тебе?
Дело в том, что, изготавливая ножи на том уровне качества, который предлагаем мы, полностью автоматизировать процесс просто не реально. Та же плоская шлифовка лезвий выполняется только вручную, нужно видеть и чувствовать, как работает, как реагирует металл, как его «ведет». На станке это мгновенно будет гореть, будет уводить в сторону и т. д. При этом учтем, что мы делаем кухонные ножи с тонкими в обухе клинками и тончайшим сведением. В определенном смысле это эксклюзив, так не делает никто. Я имею ввиду твердость, геометрию, термообработку, сведение — все это в комплексе дает прекрасный режущий инструмент, который меня удовлетворяет.
Кухонный нож для чистки овощей и фруктов Owl Knife P100, порошковая сталь Uddeholm Elmax, стеклотекстолит G-10
Ты сказал, что у тебя есть туристические ножи, кухонные ножи и… помнится ты мне как-то говорил, что у тебя были «заходы» на складень?
Да, есть такое, но… как я говорил раньше — технологии! Да, я могу посидеть несколько дней, попритирать шайбы, и это даже будет как-то работать. Но в целом… у нас был неприятный опыт, несколько переоценили свои силы, и мы пока не смогли до конца добить этот вопрос. Но, тем не менее, есть люди, которые ждут от нас этот продукт, ждут терпеливо, и мы этот вопрос, без сомнения, все равно решим. Все идет к созданию складного ножа, но нужно время и технологии. Необходимо все комплектующие изготавливать самим. Пока со сторонними изготовителями не получается. У нас есть линейка туристических ножей, очень популярная. У нас есть линейка отличных кухонных ножей, аналогов которым в стране просто нет. И третьим заходом должна быть линейка складней. Только это должен быть качественный, конкурентоспособный и технологичный продукт. Вот над этой задачей мы сейчас и работаем.
Тогда вот такой вопрос: для тебя складень — это дело принципа или это какая-то ступень развития предприятия?
Да, отчасти это принципиальный вопрос. Я иду к цели и ее добиваюсь. Но этот путь уже где-то три года длится, и пока технологически он не решается. Я не могу себе позволить производить сырой продукт. Я хочу выйти на рынок складных ножей и на нем закрепиться, получить своего клиента. Потому что этот рынок перспективный: складных ножей продается значительно больше, чем фикседов. И если ты перестаешь развиваться, перестаешь предлагать клиенту что-то новое, то в определенный момент ты становишься для него неинтересен.
У каждого производителя есть своя сильная сторона: у кого-то это дизайн, у кого-то механика и технические решения, у наших ножей это рез. Наши ножи режут, и режут хорошо, за что нас и любят! Ведь так?
Следующий вопрос: Роман, ты освоил все типы клинков, все виды спусков: прямые, сканди, конвекс. А что будет дальше?
Ну да, освоил… освоение — это определенные моменты мастерства. Но ведь тех же видов спусков ограниченное количество, нового ничего не придумали, разве что их сочетание (смеется). Поэтому, работаем над расширением ассортимента, увеличением линеек, качеством сборки и обработкой материалов, доводим до совершенства. Те же кухонные ножи: в их изготовлении масса нюансов, это не просто заточенная пластина! Необходимо идеальное выведение режущей кромки, чтобы не было участков с рекурвой, разные формы рукоятей, баланс и так далее. Здесь есть чем заниматься и куда расти. Поэтому, работа идет постоянной, и «эта музыка будет вечной», а к складням мы, конечно же, придем.
Нож скрытого ношения с фиксированным клинком Tyto , порошковая сталь Uddeholm Elmax, стеклотекстолит G-10
Вопрос по дизайну твоих ножей: ты их придумываешь сам или у вас есть какой-то коллективный разум? Возможно, вы проводите какой-то мозговой штурм?
Ну, в основном, штурмую я себя сам. Мы понимаем, для чего нам нужен нож (в плане ниши), что и как этим ножом будут делать. В плане кухонных ножей все понятно: есть определенные модели, уже придуманные, и нужно просто выполнить нож так, как надо, без недостатков. Далее — эргономика. Нужно попользовать нож, потестировать. И уже в последнюю очередь добавляем эстетику. Поэтому происходит так: придумываю нож я, придумываю зачем-то, потом вместе собираемся: вот тут добавить, тут изменить, тут убавить. И так до момента получения готовой модели. Потому что обязательно что-то где-то вылезет, что-то будет цеплять взгляд или не будет соответствовать. Ведь ни разу еще ни один нож, который был нами нарисован в какой-нибудь конструкторской программе, не доходил до реального исполнения без внесения правок и изменений. Картинка — это одно, а вживую — совершенно другая вещь, другие пропорции и баланс.
Кухонный нож слайсер для тонкой нарезки Owl Knife SL240 , премиальная порошковая сталь М390, карбон
Ну и завершающий вопрос на сегодня, вопрос традиционный: что ты посоветуешь владельцам ножей Owl Knife в плане ухода, хранения, правки и заточки? Или же что ты посоветуешь тем, кто только выбирает себе нож?
Во главе угла стоит у нас функционал. Принципиально: нож, в том виде, в котором он есть, обязан работать! Поэтому, если это выбор ножа, то доверяйте своим глазам и рукам — смотрите на ножи, держите их в руках, понимайте, зачем вам этот нож, для чего. И, так как я выступаю за рез, то помните правило: чем меньше в ноже хрома, тем дольше и приятнее он режет. Поэтому, если вы разделяете мое мнение, если вы охотник, рыбак и рез для вас важен, выбирайте ножи с клинками, где хрома поменьше, а углерода побольше. И рез таких ножей будет фантастическим! Но, если ваше отношение к ножам далеко не трепетное (взял с собой, порезал, засунул в ножны и забыл), то ваш выбор – это нержавеющая сталь, она прощает небрежное отношение.
Кухонный нож накири для резки овощей Owl Knife NA160, порошковая сталь Uddeholm Elmax, стеклотекстолит G-10
90% наших ножей имеют линзовидные спуски. Поэтому правка режущей кромки максимально простая и не требует больших усилий. Наши кухонные ножи при их тончайшем сведении элементарно правятся керамическим стержнем.
Используйте ножи по прямому назначению! Не нужно кухонным ножом с тонким обухом и сведением в ноль рубить замороженную курицу, для этого существуют кухонные топорики. Режьте ими продукты, и ножи будут радовать вас долгие годы при минимальном уходе. Для тех же, кто желает иметь идеальную, фантастическую заточку, скажу: у каждого нашего ножа прекрасный потенциал! Если вы любите и умеете точить — пожалуйста, и стали клинков, и термообработка позволят вам добиться невероятно высокого результата.
Огромное спасибо, Роман. Это была очень интересная беседа! И до новых встреч!
Смотрите полную версию эксклюзивного интервью Романа Королева для RezatTV на нашем канале на YouTube!
Интервью провел Владимир Берестецкий
© Rezat.Ru, 2021