Вход
Все о ножах и их заточке

Петр Фетисов (Gazebo Custom): «Во всем виновато увлечение историей и хэви-метал»

Эксклюзивное интервью ножевого мастера Петра Фетисова для RezatTV

Сегодня у нас в гостях Петр Фетисов, он же Gazebo Custom, ножи от которого уже не раз демонстрировались на нашем канале RezatTV. И сегодня мы с Петром немного поговорим о ножах, о нем самом, о том, как он пришел к ножам, ну и просто пообщаемся.

Добрый день, Петр!

Здравствуйте!

Как дела на ножевом фронте?

В целом неплохо. Если честно, как дела на ножевом фронте, я не особо знаю, потому как не совсем слежу за событиями в глобальном плане. То, что касаемо нас — дела идут не всегда так, как хотелось бы, но мы стараемся что-то делать и развиваться.

Ты сегодня привез нам достаточно много новых, интересных, красивых ножей, о них мы обязательно поговорим, но немножко попозже, а для начала я хотел бы поговорить с тобой о том, как ты вообще пришел в ножи, как ты начал ими заниматься, с чего вообще начинал. Немножко вот о себе расскажи.

Что касается того, как я пришел к ножам: во всем виновато увлечение историей и, как ни странно, Heavy Metal. Адское сочетание: то есть любовь к викингам, к средневековью, и все это в тяжелой музыке отражается, в смысловой нагрузке, в текстах, ну и как-то так получилось, что начал потихонечку заниматься ножами.

А сколько лет примерно ты уже в ножах?

Ну, если считать только ножи, то с 2014 года. Это исключительно ножами полный день. До этого занимался на уровне хобби. Ну, этому еще способствовала на тот момент основная работа, потому что у меня кузнечный стаж где-то около 20 лет. Но начиналось все с художественной ковки. Ну, а там, где художественная ковка, там потихоньку стали появляться ножи.

Коллекционный складной нож Gazebo Custom Хозяин морейКоллекционный складной нож Gazebo Custom "Хозяин морей"

Ну, я знаю, что ты делаешь очень классный ламинат, из которого мастера делают свои ножи. И ты в том числе, конечно же, свои из него делаешь. А почему ты решил заняться именно кузнечным ремеслом? Что тебя в этом привлекло?

Мне всегда нравилось работать с металлом, плюс в кузнечную сторону меня толкнуло то, что я увлекался исторической реконструкцией. Соответственно, доспехи, железки всякие там присутствовали и надо было учиться как-то с этим работать. И получилось так, что мы с друзьями пришли в кузницу, устроились работать там слесарями, ну и получилось так, что я сейчас уже занимаюсь этим практически.

А кем ты себя сейчас больше ощущаешь: найфмейкером или все-таки кузнецом?

Наверное, все же больше найфмейкером, потому что кузнечная часть — это всего лишь часть, а я занимаюсь гораздо большим спектром деятельности. Видов работ больше: я и кузнец, и немножечко фрезеровщик, и немножечко шлифовщик, и немножечко слесарь, и немножечко мастер по работе с кожей. Так что только лишь кузнецом я не являюсь. Поэтому найфмейкер все-таки ближе.

Ну вот мы с тобой уже обсуждали, что есть такой термин как Full-Time Knifemaker.

Да, вот это именно то.

То есть ты на сегодня на 100% посвятил себя ножам и только ими и занимаешься?

Да, именно так.

А кто ты по образованию?

С образованием у меня не совсем сложилось: я учился на историческом факультете, но после третьего курса я понял, что хочу посвятить себя кузнечному ремеслу, и написал заявление об отчислении по собственному желанию. Кузнечному ремеслу я обучался на производстве.

Коллекционный авторский складной нож ручной работы Gazebo Custom RhinoКоллекционный авторский складной нож Gazebo Custom "Rhino"

Раз уж мы заговорили про кузнечное ремесло, то расскажи, пожалуйста, как ты пришел к тому, чтобы делать свой собственный ламинат.

Ну, я начал пробовать всякое разное. Я занимался сваркой дамаска углеродистого, и ввиду того, что я кузнец, мне было неинтересно работать с листовым металлом. Всегда мне были интересны композиты. Ну, а ламинат, по сути, и есть композит: три слоя там у нас присутствуют, и вот как-то так оно у нас получилось. Ну, сейчас я отошел от углеродистого дамаска и решил, что ламинат в ножах — это хорошо, вроде бы я его умею делать и почему бы его не использовать?

А можешь немного подробнее рассказать про ламинат? С какими именно сталями ты работаешь при создании ламината?

Сталей много, стали разные: самое простое, что я использовал — это Х12 МФ, К110, D2 и производные, но есть куча интересных железок, с которыми я работал. Например, K390, Cowry X, Vanadis 10, ZDP 189. Сейчас я даже не скажу полностью список железок, с которыми я работал. S390 вот также относительно недавно было.

А вот для тех, кто только попал в ножевую тему, можешь рассказать, что такое вообще ламинат, как он производится и для чего он нужен?

Ну, по сути, ламинат — это дамаск, в котором мало слоев. Суть ламината в том, чтобы у нас были относительно мягкие обкладки и жесткий режущий слой. Я в основном на обкладки использую 95×18, в центре, как я уже озвучил, может быть различное железо: и быстрорезы, и штамповые стали. Чаще всего получается твердость обкладок на пару единиц меньше, либо, если мы говорим о быстрорезах, значительно меньше. Что еще можно сказать… ну почему нержавеющие обкладки? Потому что если мы берем, например, быстрорезы, то они подвержены коррозии. Сами по себе быстрорезы хорошо работают на высоких твердостях. Ну там 65 и выше. Если мы говорим об S390, то у нее рабочая твердость 66–67 единиц, иногда 68. Rex тот же самый 67–68 рабочая твердость. А тонкий режущий слой, он обкладками защищается и обкладки добавляют пластичности в изделие.

Твой первый нож, помнишь ли ты его? Именно складной, как появился, как ты его придумал?

Да помню, конечно. Первая моя модель, которая моя по дизайну — это вот «Хозяин Морей».

На который у нас уже был обзор. И желающие могут этот обзор посмотреть.

И как появился Хозяин Морей?

«Хозяин Морей» появился сперва на бумаге. Были прорисованы первичные контуры. Потом мы с моим товарищем и коллегой по Gazebo начали двигаться дальше и придумывать уже, собственно, наполнение. Ввиду того, что я человек, скажем так, аналоговый, и компьютер для меня — злая машина, я сидел рядом, а товарищ чертил. А я ему тыкал пальцем: куда и какие линии вести.

Изменился ли Хозяин Морей сейчас по сравнению с тем, что было тогда? Оно отличается друг от друга?

Нет, не отличается. Единственное — мы сразу прорисовывали «Хозяин Морей» в двух вариантах: у нас есть «Хозяин Морей» с карбоновыми накладками и с тимаскусом, а есть только с титановым каркасом и вставкой из тимаскуса.

А что такое вообще мастерская Gazebo, что она из себя представляет на данный момент?

Gazebo на данный момент это три человека, у каждого из нас свои какие-то обязанности. Я больше кузнец, слесарь и человек, занимающийся финишной отделкой каркаса. И двое коллег, они занимаются в основном фрезеровкой и компьютерной частью работы, которая касается проектирования.

Ножи Gazebo Custom

Разработка дизайнов?

Разработкой дизайнов мы занимаемся все. Если есть какая-то идея, мы собираемся втроем или вдвоем и обсуждаем, и что-то рождается. Нет такого, что у нас один только дизайнер, идеи воспринимаются от всех.

Коллекционный складной нож Gazebo Custom GrofКоллекционный складной нож Gazebo Custom "Grof"

Какую идею ты вообще закладываешь в свои складные ножи?

Да идеи простые: нож должен быть удобен, приятен на вид и хорошо резать.

Ну вот сейчас тебе многие скажут, что титан, тимаскус, красиво-дорого-богато — это же не рабочий нож.

Каждый человек меряет своими категориями, личными. Кому-то достаточно Mora, а кто-то хочет работать красивым ножом. Почему-бы людям не помочь в этом?

Как происходит подбор материалов под тот или иной нож? Как ты видишь, что вот здесь подойдет тимаскус, здесь нужен дамаск, а тут можно заменить на какую-нибудь обычную сталь?

Тут, наверное, все-таки отталкиваемся от первичной концепции ножа. У нас есть разные модели, в которых мы используем разные материалы. Вот в модели Grof мы тимаскус не используем вообще. Тут либо карбоновые вставки, либо вставки из натуральных материалов. Мы считаем, что в данной модели тимаскус не нужен.

А вот у этой версии модели на рукояти такая особенная текстура, можешь про нее немножечко рассказать? Потому что интересно, этот нож отличается от карбонового как минимум по весу очень сильно.

Текстура — это объемная фрезеровка, она появилась, ну не то, чтобы случайно. Хотелось делать что-то не плоское, и не плоское — не просто какой-то объемный радиус, а хотелось, ну, развеселить, что ли. И, собственно, мой коллега придумал вот такую текстуру. Мы попробовали ее сделать и нам понравилось.

А что это за покрытие внутри?

Это оксидная пленка, деталь покрывается этой пленкой целиком, а потом дополнительно верх прошлифовывается и полируется. Ну и, соответственно, оксидная пленка сохраняется только в фрезерованных углублениях.

Коллекционный авторский складной нож Gazebo Custom Grof с текстурой на рукоятиКоллекционный авторский складной нож Gazebo Custom "Grof" с текстурой на рукояти

А сколько у тебя сейчас всего моделей в твоем, скажем так, каталоге?

На данный момент шесть моделей и две еще в разработке.

Приоткроешь завесу тайны или это большой секрет?

Ну, собственно, секрета нет: первая модель — это складной нож с собственной системой открывания. А второй — это такой легкий флиппер, что-то ближе к костюмному ножу. Чтобы он был не тяжелым, достаточно удобным и незаметным. Такой легкий нож.

Ну и давай тогда посмотрим на «перса». Можешь поподробнее рассказать, что это за модель, ее концепцию и так далее?

Модель называется Persian, по названию модели должно быть понятно, почему такие линии. Тоненький клиночек с приподнятым носиком, с приятной фрезеровкой на рукояти. Очертания более восточные, ну и поэтому такое название.

Коллекционный авторский складной нож Gazebo Custom PersianКоллекционный авторский складной нож Gazebo Custom "Persian"

Вот тут я хочу сказать, что если посмотреть на уже рассмотренные ножи, то можно увидеть единый узнаваемый стиль, очертания, линии, материалы и прочее — все, что мы так любим в мире кастомных ножей. Петр, вот этот стиль, откуда он берется, ты можешь объяснить?

Ну, я, например, для себя такой уж связи по стилистике не вижу. Есть определенные вкусовые предпочтения у меня и у моих коллег, которые отражаются в нашем творчестве. Прежде всего мы делаем то, что приятно нам. И мы радуемся, когда наши вкусы совпадают со вкусами потребителей.

Ну, на мой взгляд, если бы все эти ножи положили рядом и на них не было клейм, никаких надписей или чего-то такого еще и спросили, один ли это мастер делал или разные, то я бы ответил, что один. Потому что подход к производству, проектированию, к тому, как материал обработан, к тому, как это вообще в целом выглядит, как это сделано, видно, что это рука условно одной компании или одного человека. Потому что хочешь ты или не хочешь, но фирменный стиль у тебя уже есть.

Ну, стиль — это одно, а концепция каждого ножа — это несколько другое. На самом деле эти ножи придумали три человека. Может быть, у нас вкусы совпадают, поэтому и стилистика как-то похожа.

Следующий вопрос по ножу Grof: есть же еще малая версия? Мне всегда интересно, что было раньше: малая версия или большая?

Первая версия большая. И первая версия у нас появилась сразу с замком Back-Lock.

А почему вы ушли от концепции Back-Lock на этом ноже?

Мы не ушли от этой концепции, она сохранилась, но мы решили также сделать и флиппер.

Тогда зачем еще нужно было делать маленькую версию?

Маленькая версия была прихотью одного нашего клиента, и ее мы разрабатывали, по сути, под одного человека. Но она нам настолько понравилась, что мы решили не останавливаться на одном или двух экземплярах.

Коллекционный авторский складной нож Gazebo Custom ФурияКоллекционный авторский складной нож Gazebo Custom "Фурия"

Есть ли у тебя в мыслях сделать, скажем, «Хозяина Морей» поменьше? Потому что, например, вот в моей средней по размерах ладони этот нож выглядит просто огромным! Он реально такой мощный, здоровый, здорово сбитый фолдер.

Честно говоря, не думали над этим. Мы «Хозяина Морей» позиционируем как нашего флагмана. И тут сама идея была в том, чтобы сделать большой красивый складной нож.

Забегая в будущее, скажи, чего бы ты хотел сделать такого, чтобы потом посмотреть и сказать: ну да, вот к этому я шел.

Вопрос, конечно, сложноват немножко. Честно, я пока над этим не думал. Единственное, что… идея состоит в том, чтобы постоянно развиваться, насколько это возможно. В современных реалиях, в рамках выбранного пути творчества, но развитие прежде всего. И я бы, наверное, не загадывал, что есть вот какой-то пункт, которого я хочу достичь, потому что человек, когда чего-то достигает, он либо останавливается, либо идет дальше. И вот развитие, прежде всего развитие. Развитие в плане модельного ряда, развитие в плане идей механики. Ну и двигаться дальше, как-то работать по мере возможностей.

Коллекционный авторский складной нож Gazebo Custom PchakКоллекционный авторский складной нож Gazebo Custom "Pchak"

А ты бы не хотел сделать фронталку или боковой автомат? Таких идей, таких целей нет?

Нет. Вот таких целей нет. Фронталки, если честно, мне не интересны.

Тебе не нравится?

Мне не нравится концепция вот такого ножа. Ну и плюс уже есть много мастеров, которые делают фронталки, плюс не нравятся мне фронталки тем, что в рамках концепции ножа сложно уже что-то еще придумать. И сама конструкция накладывает определенные ограничения в линиях и возможности развития, дизайна нового какого-то. А так уже есть и стамески, и танто, и кинжальные фронталки. И мы все равно упираемся в механизм и в наличие каркаса определенной формы, в которой будет этот механизм работать.

Ну да, и там уже не поэкспериментируешь никак.

Да, поэтому ножи такого плана, классического, они позволяют достичь большей свободы в творчестве.

Коллекционный авторский складной нож Gazebo Custom ИдальгоКоллекционный авторский складной нож Gazebo Custom "Идальго"

А какой твой нож из того, что производит Gazebo, самый любимый?

Я на самом деле не задумывался об этом, и вот так прямо выделить любимчика сейчас не получится. Но если вот прямо то, что для работы, для ношения, для кармана, то, наверное, мне больше всех импонирует Persian. Удобный компактный нож. Он и в работе хорош будет, и приятно будет сидеть на кармане. Я вот думаю, что он такого джентльменского характера ножик получился.

Что бы ты мог пожелать людям, которые приобретут твои ножи? Как с ними обращаться, как их обслуживать, как за ними ухаживать?

Любить их!

Вот это грамотно, спасибо. Мне добавить нечего. Спасибо за интересную беседу.

Коллекционный авторский складной нож Gazebo Custom Steam BreezeКоллекционный авторский складной нож Gazebo Custom "Steam Breeze"

© Rezat.Ru, 2023

Было интересно? Поделитесь этой статьей с друзьями

1 комментарий Комментировать
  • К
    Кузьма
    Спасибо за интересное интервью. Ножи у Петра красивые, особенно Хозяин морей мне зашел, какой-то он у вас вообще монументальный, на века. А Steam Breeze чисто технически выполнен – просто чума. От всей души желаю успехов вашей мастерской и много-много новых потрясающе красивых ножей! Будем ждать новинок!
    Оставить комментарий Напишите свой отзыв, он может помочь кому-то сделать выбор. Спасибо, что делитесь опытом!

    Последние статьи в этом разделе