Оуэн Вуд: «Черпайте новые идеи из источников, которые находятся за пределами сферы найфмейкинга»

Оуэн Вуд — один из самых известных найфмейкеров в мире. Он начал заниматься созданием кастомных ножей в ЮАР почти полвека назад, в далеком 1972 году, и до сих пор остается в строю. Художественные ножи работы Оуэна Вуда украшают лучшие частные коллекции в мире. В 1999 году Оуэн Вуд вместе с семьей эмигрировал из ЮАР в США. В настоящее время он живет и работает в городе Абилин (штат Техас). Мистер Вуд любезно согласился дать нам интервью.

 

OwenWood_01

 

Здравствуйте мистер Вуд, вы начали заниматься изготовлением кастомных ножей в 1972 году. Как вы пришли к этому ремеслу?

Я сделал свой первый нож в 1972 году, благодаря поддержке и советам Дэса Хорна, первого профессионального найфмейкера в ЮАР. Я попросил его изготовить мне небольшой нож, который я мог бы положить в футляр с двуствольным охотничьим ружьем моего деда — вместе с другими принадлежностями, которые обычно переносятся в нем. Дэс отказался, но предложил показать мне, как делаются ножи, благодаря чему я сделал мой первый нож. Уточню — этот нож был совсем не того образца, который подошел бы к охотничьему ружью, и не входил в его футляр.

Сегодня у начинающих найфмейкеров есть интернет, ножевые форумы, ножевые шоу, национальные гильдии найфмейкеров. Можно сказать, что сегодня существует целая культура изготовления и коллекционирования кастомных ножей. Вы были одним из первопроходцев в сфере создания кастомных ножей в ЮАР. Насколько это было сложно в то время, когда еще не было ножевых шоу и интернета?

В ЮАР в 70-х и начале 80-х годов мы развивали свои знания и навыки в вакууме — без того огромного объема информации, которая доступна найфмейкерам по всему миру в 2021 году. У нас почти не было оборудования, и даже шлифовальный станок (гриндер), который сегодня можно купить практически в каждом магазине оборудования для найфмейкеров, был нам неизвестен. Мои первые ножи были сделаны из напильников и полотен пил, при помощи точильных камней, которые лучше подходили для шлифования токарных инструментов или заточки сверл, чем для изготовления ножей. Это был медленный и трудоемкий процесс. Первый контакт с внешним миром производителей ножей случился, я полагаю, между Дэсом Хорном и Randall knives. В 1982 году я получил экземпляр книги «Как делать ножи»* Боба Лавлесса, которая познакомила нас с методами, которые использовал он и другие американские найфмейкеры. Для нас это стало огромным шагом вперед.

* How to Make Knives (1977 г.)

 

OwenWood_02

 

Вы учились созданию кастомных ножей у Дэса Хорна и Сида Берта. Вы могли был немного рассказать об этих двух мастерах и о том, как вы учились у них?

Дэс Хорн был моим лучшим другом в ЮАР, благодаря ему я начал свой путь в создании ножей. Я познакомился с Дэсом в колледже, где он учился на стоматолога. Его знание сталей и других материалов было образцовым, и он научил меня методу удаления металла с заготовки для изготовления клинков. В начале 1980-х годов Сид Берт делал кинжалы из дамаска, а также луки и боевые топоры мирового уровня. Мы познакомились на Нью-Йоркской ножевой выставке, проходившей в знаменитом Мэдисон-сквер-Гарден** в ноябре 1984 года. Я был очень взволнован тем, что выковал свою собственную дамасскую сталь, и Сид пригласил меня в свою кузницу, где он научил меня некоторым тонкостям ковки дамаска. Некоторые из его невероятных работ можно увидеть в первом и втором томах книги Джима Вейера «Ножи-достопримечательности»***. Дэс Хорн — великий мастер и хороший друг. Вернувшись в ЮАР, я занялся поиском кузнечного оборудования, которое включало в себя пневматический молот весом в 100 фунтов (около 45 кг), а потом стал первым кузнецом из ЮАР, который выковал дамасскую сталь.

**Мэдисон-сквер-гарден — спорткомплекс в Нью-Йорке, на арене которого проводится более 300 различных мероприятий ежегодно.

*** Knives points of interest (Том 1 — 1984 г. / Том 2 —1987 г.)

Возможно, это вопрос прозвучит не совсем корректно, но переезд в США в 1999 году стал одним из ключевых моментов в вашей карьере. Вы могли бы рассказать о том, как вы приняли это решение?

Свою первую поездку в США я совершил в 1982 году, чтобы посетить ножевое шоу в Канзас-Сити, которое проводила Американская гильдия найфмейкеров. Конечно, я познакомился со многими топовыми мастерами на этом мероприятии, включая Боба Лавлесса и Рона Лейка. Это был, пожалуй, один из ключевых моментов в моей карьере — я получил доступ ко многим новым идеям, материалам и оборудованию, а также к рынку кастомных ножей, намного более развитому, чем тот, который существовал тогда в ЮАР. Я также познакомился с Джорджем Херроном, который в то время был президентом Американской гильдии найфмейкеров, и провел восхитительную неделю с ним и его женой в их доме в штате Южная Каролина.

После переезда в США вы два года работали в знаменитой компании Spyderco. Расскажите немного о вашем сотрудничестве.

В 1999 году мы переехали в США, где я стал работать в компании Spyderco. Сначала я работал в их отделе исследований и разработок, проектируя и создавая прототипы ножей и инструментов вместе с их главным инженером Висентом Фордом. Он многому научил меня в области технологии производства, и именно в этот период я стал достаточно опытным инженером. Затем я некоторое время управлял производственной программой Spyderco в США, прежде чем вернулся к своей настоящей любви — изготовлению кастомных ножей.

 

OwenWood_03

 

Насколько нам известно вы черпаете вдохновение для создания дизайна ножей в таких темах как архитектура и стиль ар-деко. А какие еще у вас есть источники вдохновения?

В первые годы работы над ножами я, помнится, проводил много времени, рассматривая различные ножи в книгах и музеях. Со временем я понял, что никогда не смогу развить в себе чувство дизайна, если буду смотреть только на работу других мастеров. Моя жена, профессиональный художник, поощряла меня черпать вдохновение из различных источников. Я люблю природу, и она всегда была источником моего вдохновения. Растения и насекомые дали мне огромное количество идей. Я также черпал вдохновение во всевозможных предметах: от стульев до пистолетов, и даже в Соборе Парижской Богоматери.

Позже, когда мое чувство дизайна начало формироваться, я полюбил стиль ар-деко во всех его ипостасях: архитектуре, ювелирных изделиях, поездах и автомобилях. Казалось, все встало на свои места и дополнило использование станков, которые я применяю для изготовления своих ножей. Здесь следует добавить, что в моей мастерской нет станков с ЧПУ. Ручной фрезерный станок, пантограф, электроэрозионный станок, токарный станок и шлифовальный станок, кузнечное оборудование и много ручной работы простыми инструментами — это те элементы, из которых складывается создание моих ножей.

 

OwenWood_08

 

Как вы создаете дизайны своих новых ножей? Вы рисуете эскизы на бумаге или используете графические редакторы?

Бумага, карандаш и традиционные инструменты для рисования используются для создания эскизов моих ножей. Одно время я пытался, с некоторым успехом, делать наброски в программе Solid Works, но обнаружил, что использую ее недостаточно часто, для того чтобы запомнить все функции, и поэтому опять вернулся к использованию бумаги и карандаша. Следует отметить, что я неопытный художник, и использую карандаш скорее для того, чтобы, сделав несколько более изысканный набросок ножа, перейти затем к созданию инженерных чертежей, которые позволят мне перенести свой проект с бумаги в реальность.

 

OwenWood_05

 

На некоторых ваших ножах имеется гравировка по металлу, созданная знаменитыми граверами, включая Амаяка Степаняна и Джулию Варенски. Как вы думаете можно ли называть такие ножи результатом коллаборации между двумя мастерами (вами и гравером)? Или автором ножа являетесь вы, а гравер просто помогает вам воплотить ваш замысел в жизнь?

За последние 20 лет мои ножи были гравированы многими известными граверами, в том числе Джулией Варенски, Тимом Джорджем, Creative Arts, Ричардом Мейером и Амаяком Степаняном. В некоторых случаях заказывал работу я, а в других — мои заказчики. Только ножи, над которыми работали мы с Амаяком Степаняном, можно назвать настоящей коллаборацией двух мастеров. Нам с Амаяком посчастливилось некоторое время жить рядом****, и, обладая схожим художественным вкусом (что способствовало обмену идеями), мы смогли вместе создать по-настоящему превосходные ножи. Я считаю, что когда взгляд мастера обращен на объект в целом, а не на какой-то отдельный аспект, то изделие в итоге демонстрирует хороший художественный баланс — совместные усилия художника и гравера. Когда взгляд мастера обращается только к конкретному аспекту изделия, будь то сталь, клинок или гравировка, то гармония в дизайне ножа не достигается.

**** Оуэн Вуд и Амаяк Степанян некоторое время одновременно жили в городе Арвада (штат Колорадо), в котором Амаяк Степанян продолжает жить и работать до сих пор. Несколько лет назад Оуэн Вуд переехал в город Абилин (штат Техас).

 

OwenWood_07

 

Сегодня интернет позволяет нам видеть фотографии ножей, созданных мастерами из разных стран мира. Вы что-нибудь можете сказать о русских ножах и русских найфмейкерах?

Амаяк Степанян познакомил меня с ножами русских найфмейкеров несколько лет назад. Я был очень впечатлен. Они во многом отличаются от ножей, изготавливаемых в других частях света. На мой взгляд, русские ножи отличаются сильной «мужественностью», как в дизайне, так и в исполнении. Кроме того, необычна манера, в которой русские мастера представляют свои работы — нож и подставка для него прекрасно сочетаются друг с другом.

Не могли бы вы назвать несколько фамилий найфмейкеров, работа которых вам нравится?

Складные ножи: Рон Эпплтон, Майкл Уокер, Торе Фогариццу, Шарль Бенинка, Justus Knives (Алексей Дементьев). Ножи с фиксированным клинком: Юрген Штейнау, Родриго Сфреддо, Сергей Данилин.

 

OwenWood_06

 

Какие у вас планы на будущее в том, что касается создания кастомных ножей?

В будущем — я люблю стиль ар-деко и буду продолжать, расширять и развивать его в своих складных ножах. У меня также есть планы по освоению новых замков складных ножей. В свое время моя карьера началась с изготовления практичных ножей для повседневного ношения, а также ножей для бушкрафта и охоты. В основном я тогда делал ножи с фиксированным клинком, а также мечи и кинжалы. Художественная свобода, которую я нашел в разработке и изготовлении больших кинжалов, была действительно приятной. Я планирую вернуться к созданию больших кинжалов и сделать несколько экземпляров, позаимствовав у моих коллег из России идею с красивой подставкой.

Какие советы вы могли бы дать начинающим найфмейкерам?

Пожалуй, одна из самых сложных вещей для любого начинающего найфмейкера — это выработка своего собственного стиля. Дизайн имеет решающее значение. Рисуйте, рисуйте и еще раз рисуйте эскизы. Не копируйте ножи других производителей. Конечно, вы можете использовать некоторые аспекты ножей других производителей, которые вам нравятся, в своей работе, и комбинировать их со своими собственными идеями. Но всегда стремитесь с самого начала карьеры внести в дизайн своих ножей что-то от себя лично, что-то уникальное и свое. Черпайте новые идеи из источников, которые находятся за пределами сферы найфмейкинга. Практикуйтесь в этом, и вы придете к созданию уникального стиля ножей, который будет легко узнаваем!

Текст: Сергей Грачев
© Rezat. Ru, 2021

Последние статьи в этом разделе:
02.09.21     «Мастер — это медленно раскрывающийся цветок». Эксклюзивное интервью с Константином Пушкаревым
06.07.21     Эксклюзивное интервью с мастером скримшоу Сандрой Брэйди
09.06.21     Выбор абразивов для заточки: алмазы, эльборы, камни Naniwa или Boride?
15.04.21     Роман Королев (Owl Knife): «Используйте ножи по прямому назначению!»
Все статьи
Напишите свой отзыв, он может помочь кому-то сделать выбор. Спасибо, что делитесь опытом!
X
1 Ужасно 2 3 4 5 Отлично
Отправить
К сожалению, отзывов пока нет. Будьте первым, кто напишет его.
почему тысячи покупателей выбирают Rezat.ru
К сожалению, отзывов пока нет. Будьте первым, кто напишет его.