
1.6 k
Оуэн Вуд — один из самых известных найфмейкеров в мире. Он начал заниматься созданием кастомных ножей в ЮАР почти полвека назад, в далеком 1972 году, и до сих пор остается в строю. Художественные ножи работы Оуэна Вуда украшают лучшие частные коллекции в мире. В 1999 году Оуэн Вуд вместе с семьей эмигрировал из ЮАР в США. В настоящее время он живет и работает в городе Абилин (штат Техас). Мистер Вуд любезно согласился дать нам интервью.
Здравствуйте мистер Вуд, вы начали заниматься изготовлением кастомных ножей в 1972 году. Как вы пришли к этому ремеслу?
Я сделал свой первый нож в 1972 году, благодаря поддержке и советам Дэса Хорна, первого профессионального найфмейкера в ЮАР. Я попросил его изготовить мне небольшой нож, который я мог бы положить в футляр с двуствольным охотничьим ружьем моего деда — вместе с другими принадлежностями, которые обычно переносятся в нем. Дэс отказался, но предложил показать мне, как делаются ножи, благодаря чему я сделал мой первый нож. Уточню — этот нож был совсем не того образца, который подошел бы к охотничьему ружью, и не входил в его футляр.
Сегодня у начинающих найфмейкеров есть интернет, ножевые форумы, ножевые шоу, национальные гильдии найфмейкеров. Можно сказать, что сегодня существует целая культура изготовления и коллекционирования кастомных ножей. Вы были одним из первопроходцев в сфере создания кастомных ножей в ЮАР. Насколько это было сложно в то время, когда еще не было ножевых шоу и интернета?
В ЮАР в
* How to Make Knives (1977 г.)
Вы учились созданию кастомных ножей у Дэса Хорна и Сида Берта. Вы могли был немного рассказать об этих двух мастерах и о том, как вы учились у них?
Дэс Хорн был моим лучшим другом в ЮАР, благодаря ему я начал свой путь в создании ножей. Я познакомился с Дэсом в колледже, где он учился на стоматолога. Его знание сталей и других материалов было образцовым, и он научил меня методу удаления металла с заготовки для изготовления клинков. В начале
**
*** Knives points of interest (Том 1 — 1984 г. / Том 2 —1987 г.)
Возможно, это вопрос прозвучит не совсем корректно, но переезд в США в 1999 году стал одним из ключевых моментов в вашей карьере. Вы могли бы рассказать о том, как вы приняли это решение?
Свою первую поездку в США я совершил в 1982 году, чтобы посетить ножевое шоу в
После переезда в США вы два года работали в знаменитой компании Spyderco. Расскажите немного о вашем сотрудничестве.
В 1999 году мы переехали в США, где я стал работать в компании Spyderco. Сначала я работал в их отделе исследований и разработок, проектируя и создавая прототипы ножей и инструментов вместе с их главным инженером Висентом Фордом. Он многому научил меня в области технологии производства, и именно в этот период я стал достаточно опытным инженером. Затем я некоторое время управлял производственной программой Spyderco в США, прежде чем вернулся к своей настоящей любви — изготовлению кастомных ножей.
Насколько нам известно вы черпаете вдохновение для создания дизайна ножей в таких темах как архитектура и стиль
В первые годы работы над ножами я, помнится, проводил много времени, рассматривая различные ножи в книгах и музеях. Со временем я понял, что никогда не смогу развить в себе чувство дизайна, если буду смотреть только на работу других мастеров. Моя жена, профессиональный художник, поощряла меня черпать вдохновение из различных источников. Я люблю природу, и она всегда была источником моего вдохновения. Растения и насекомые дали мне огромное количество идей. Я также черпал вдохновение во всевозможных предметах: от стульев до пистолетов, и даже в Соборе Парижской Богоматери.
Позже, когда мое чувство дизайна начало формироваться, я полюбил стиль
Как вы создаете дизайны своих новых ножей? Вы рисуете эскизы на бумаге или используете графические редакторы?
Бумага, карандаш и традиционные инструменты для рисования используются для создания эскизов моих ножей. Одно время я пытался, с некоторым успехом, делать наброски в программе Solid Works, но обнаружил, что использую ее недостаточно часто, для того чтобы запомнить все функции, и поэтому опять вернулся к использованию бумаги и карандаша. Следует отметить, что я неопытный художник, и использую карандаш скорее для того, чтобы, сделав несколько более изысканный набросок ножа, перейти затем к созданию инженерных чертежей, которые позволят мне перенести свой проект с бумаги в реальность.
На некоторых ваших ножах имеется гравировка по металлу, созданная знаменитыми граверами, включая Амаяка Степаняна и Джулию Варенски. Как вы думаете можно ли называть такие ножи результатом коллаборации между двумя мастерами (вами и гравером)? Или автором ножа являетесь вы, а гравер просто помогает вам воплотить ваш замысел в жизнь?
За последние 20 лет мои ножи были гравированы многими известными граверами, в том числе Джулией Варенски, Тимом Джорджем, Creative Arts, Ричардом Мейером и Амаяком Степаняном. В некоторых случаях заказывал работу я, а в других — мои заказчики. Только ножи, над которыми работали мы с Амаяком Степаняном, можно назвать настоящей коллаборацией двух мастеров. Нам с Амаяком посчастливилось некоторое время жить рядом****, и, обладая схожим художественным вкусом (что способствовало обмену идеями), мы смогли вместе создать
**** Оуэн Вуд и Амаяк Степанян некоторое время одновременно жили в городе Арвада (штат Колорадо), в котором Амаяк Степанян продолжает жить и работать до сих пор. Несколько лет назад Оуэн Вуд переехал в город Абилин (штат Техас).
Сегодня интернет позволяет нам видеть фотографии ножей, созданных мастерами из разных стран мира. Вы
Амаяк Степанян познакомил меня с ножами русских найфмейкеров несколько лет назад. Я был очень впечатлен. Они во многом отличаются от ножей, изготавливаемых в других частях света. На мой взгляд, русские ножи отличаются сильной «мужественностью», как в дизайне, так и в исполнении. Кроме того, необычна манера, в которой русские мастера представляют свои работы — нож и подставка для него прекрасно сочетаются друг с другом.
Не могли бы вы назвать несколько фамилий найфмейкеров, работа которых вам нравится?
Складные ножи: Рон Эпплтон, Майкл Уокер, Торе Фогариццу, Шарль Бенинка, Justus Knives (Алексей Дементьев). Ножи с фиксированным клинком: Юрген Штейнау, Родриго Сфреддо, Сергей Данилин.
Какие у вас планы на будущее в том, что касается создания кастомных ножей?
В будущем — я люблю стиль
Какие советы вы могли бы дать начинающим найфмейкерам?
Пожалуй, одна из самых сложных вещей для любого начинающего найфмейкера — это выработка своего собственного стиля. Дизайн имеет решающее значение. Рисуйте, рисуйте и еще раз рисуйте эскизы. Не копируйте ножи других производителей. Конечно, вы можете использовать некоторые аспекты ножей других производителей, которые вам нравятся, в своей работе, и комбинировать их со своими собственными идеями. Но всегда стремитесь с самого начала карьеры внести в дизайн своих ножей
Текст: Сергей Грачев
© Rezat. Ru, 2021