Наряду со стрелковым вооружением, военной техникой на земле, в небе и на море свой вклад в Великую Победу внесли и ножи. Причем они использовались в самом жестком и кровавом виде боя — рукопашной схватке. Не зря в пехотных частях вермахта одной из самых почетных и уважаемых наград был знак «За ближний бой», т. е. за бой на таком расстоянии, когда видны белки глаз противника. И в этом бою одним из основных видов оружия был нож или кинжал.
К сожалению, в отличие от зарубежных стран, российская история создания армейских ножей и их создателей, а также становление ножевого боя в предвоенные годы, во многом носит отрывочный характер. Например, в отечественных публикациях практически отсутствуют сведения о складных перочинных нонах, которые поставлялись советской промышленностью для нужд Красной Армии. Даже в комплекте поставки самого известного танка Великой отечественной войны Т-34 за номером 19 шел «Нож перочинный». Но история не сохранила для нас внешнего вида этого ножа, как и других складных ножей, используемых военнослужащими разных родов войск РККА: ножей армейских шести- и трехпредметных для комплектования самолетов наркомата авиапромышленности, перочинных в качестве довольствия генералов и высших офицеров, складных садовых в виде медико-санитарного имущества для Главного военно-санитарного управления Красной Армии и др.
Это же можно сказать о ножах с фиксированным клинком. Наиболее часто в публикациях можно встретить упоминания о финке НКВД, ножах разведчика образца 1940-го (НР-40) и 1943 года («Вишня»). В действительности эти названия появились спустя много лет после окончания Великой Отечественной войны.
После окончания войны было опрошено свыше 2018 бойцов, из которых 1990 в общей сложности ходили в атаку 7 754 раз (в среднем по четыре раза каждый). Из них в рукопашном бою принимало участие 883 человека (44%). В рукопашной схватке ими были применены уколы штыком — 339, ударов прикладом — 390, ударом ножом-кинжалом — 116, малой лопатой — 96 и большой — 53. По данным того же статистического опроса 822 разведчика в рукопашном бою применяли удары ножом-кинжалом в 182 боевых эпизодах, уколы штыком — 92, удары прикладом — 86.
Эти данные показывают, что если бойцы обычных подразделений в рукопашной схватке использовали большей частью приемы штыкового боя, то бойцы разведывательных подразделений в основном действовали ножом или кинжалом. Это обстоятельство является одним из факторов дефицита информации, связанного с боевыми ножами и их применением, поскольку деятельность советских разведывательных и диверсионных подразделений всегда подпадала под различные грифы секретности и ограниченного доступа.
Вообще говоря, до конца 1930-х гг. в Красной Армии ножи как оружие рукопашного боя не рассматривались вовсе. Об этот свидетельствует «Наставление по рукопашному бою» 1938 года. И лишь уроки советско-финской войны (30.11.1939 — 13.03.1940 г.) заставили пересмотреть отношение к короткому клинковому оружию.
Сверху вниз: штык-ножи к автоматическим винтовкам СВТ-40, АВС-36 и к автомату АК-74 (для сравнения размеров)
Хотя на вооружении Красной Армии состояли автоматические винтовки Токарева и Симонова со съемными длинными штык-ножами кинжального типа, в рукопашном бою предусматривалось их использование только примкнутыми к этим винтовкам. Да и большая длина этих штык-ножей делала их не слишком удобными в рукопашном бою или при выполнении каких-либо небоевых повседневных работ.
Однако еще до финских событий армейские ножи в РККА все же были. Во второй половине 1930-х гг. для ВМФ начинается конструирование специальных спасательных подводных лодок на основе переделки подлодок типа «Барс». Однако по каким-то причинам этот проект не был реализован. Но в ходе работ по нему для экипажей этих подлодок был разработан нож финского типа. Выпуск этого ножа был налажен на заводе «Труд» в поселке Вача Нижегородской обл. (бывшая ножевая фабрика Кондратьева). Поскольку нож, вообще говоря, разрабатывался не как боевой, а как нож для выполнения различных технических работ, он начал поступать в инженерные подразделения РККА. В армии он стал известен как «нож сапера» и описание этого ножа можно встретить в «Наставлении по водолазному делу для инженерных войск РККА» (1937 г.). Первоначально нож поставлялся с резиновыми ножнами и ребристым резиновым чехлом на рукоять. В дальнейшем резиновые ножны заменили кожаными.
Нож выпускался в трех размерных вариантах: 275 мм/165 мм/4,2 мм; 245 мм/140 мм/ 4,2 мм и 215 мм/114 мм/3,8 мм (общая длина/длина клинка/толщина обуха). Дальнейшие события Финской и Великой Отечественной войны показали, что этот нож мог успешно использоваться и в рукопашных схватках. Отсутствие ограничителей компенсировалось использованием хвата ножа с упором рукояти в ладонь. Именно поэтому можно встретить упоминание об этом ноже, как о «ноже армейском обр. 1937 г. НА-37» или «ноже диверсанта-разведчика».
Кроме того, в подразделения НКВД в качестве вещевого довольствия поступал нож «норвежского типа», производства того же завода «Труд» (240 мм/125 мм/4,0… 4,4 мм). В публикациях ножевой тематики этот нож встречается под названием «вачинская финка», а еще чаще упоминается как «финка НКВД». Последнее название основано на ложных представлениях о том, что завод «Труд» имел ведомственную принадлежность к НКВД, а нож состоял на вооружении этого ведомства, объединявшего подразделения государственной безопасности, пограничные войска, милицию и охрану исправительно-трудовых лагерей.
По итогам Финской компании 1939–40 гг. было принято решение о необходимости наличия короткого клинкового оружия, прежде всего в подразделениях специального назначения — фронтовой разведки и разведывательно-диверсионных групп по линии наркоматов обороны и внутренних дел. Наибольшее распространение в войсковых подразделениях получили армейские ножи (263 мм/152 мм/2,6…3,0 мм), которые в современной ножевой литературе известны как «нож разведчика обр. 1940 г." (НР-40) или «нож армейский обр. 1940 г." (НА-40). Именно этот нож чаще всего можно встретить на фотографиях времен Великой Отечественной войны.
Нож армейский 1940 года ЗИК
Большая часть этих армейских ножей выпускалась «Златоустовским инструментальным заводом-комбинатом» (ЗИК). Также массовый выпуск этих ножей был организован на заводе «Труд». Рукоять и деревянные ножны ножа с металлическим прибором покрывались черным лаком.
Основные хваты армейского ножа 1940 года
Характерной особенностью этого ножа является «неправильная» S-образная гарда. Неизвестный конструктор таким решением закрепил боевое предназначение ножа, обеспечив автоматическое выполнение правильного хвата ножа: обратного (А) для нанесения ударов сверху-вниз в область шеи и грудь, прямого перевернутого хвата (Б) для вспарывающих ударов снизу вверх в область живота и подреберья, а также режущих ударов сзади по горлу. Последний хват в несколько измененном виде (В) мог использоваться и для выполнения технических (зачистка проводов при установке мин) или бытовых (например, чистка картошки) задач.
В ходе войны нож подобного типа выпускался различными артелями, а также изготавливался в полевых армейских мастерских. Среди многочисленных вариантов этого ножа выделяется качеством исполнения изделие, выпускавшееся в блокадном Ленинграде на медико-инструментальном заводе «Красногвардеец» Наркомата здравоохранения.
Армейские ножи производства завода «Красногвардеец»
Ножи партизанских отрядов
Этот нож известен также как «колпинский нож», «нож армейский ленинградский», «блокадная финка». Помимо армейских подразделений эти ножи поступали и в партизанские отряды. Высокое качество изготовления этих ножей связано со спецификой производственной деятельности этого предприятия, являющегося старейшим в России производителем медицинских инструментов. Оно было основанным Петром I в. 1721 году как мастерская по изготовлению лекарских инструментов.
Менее известны ножи «американского» или «канадского» типа, созданные на основе охотничьих ножей на заводе «Труд». Они имели более качественное исполнение и, скорее всего, этими ножами снабжались специальные подразделения наркоматов обороны и внутренних дел.
Ножи американского (канадского) типа
Помимо ножей заводского и артельного производства в армии использовали трофейные ножи, а также ножи, изготовленные из подручных материалов в армейских ремонтных мастерских. Ножи кустарного производства также широко использовались в партизанских отрядах.
Партизанские ножи кустарного производства
Из трофейного клинкового оружия особо ценились кинжалы СС — из-за высокого качества изготовления и боевого функционала. Переделка этих кинжалов сводилась в основном к стачиванию нацистской символики, а иногда и изменению ножен.
Трофейные кинжалы в РККА
Ножевой бой
Однако, помимо наличия ножей, необходимо было организовать обучение личного состава использованию этого короткого клинкового оружия в рукопашной схватке. Первое упоминание об использовании армейских ножей и кинжалов в рукопашной схватке появляется в «Наставлении по рукопашному бою» 1941 года.
Но все рекомендации этого Наставления ограничивались всего тремя абзацами, чего было явно недостаточно. Гораздо подробнее приемы ножевого боя были освещены в работах таких мастеров рукопашного боя так В. П. Волков, К. Т. Булочко и Н. Н. Симкин.
Пособия по рукопашному бою
В 1940 году для школ НКВД выходит объемное (свыше 500 стр.) пособие «Курс самозащиты без оружия САМБО». Его автором являлся Виктор Павлович Волков (1910—1979 гг.), ученик основателей САМБО В. С. Ощепкова и В. С. Спиридонова. На момент написания пособия у него за плечами был почти десятилетний опыт преподавания самообороны без оружия и рукопашного боя в различных подразделениях НКВД, в том числе и Московской партизанской школы. В разделе «Приемы специального назначения» этого пособия были изложены «приемы работы коротким финским или норвежским ножом».
В этом же году выходит и первый учебник для институтов физкультуры по рукопашному бою — «Рукопашный бой и фехтование», подготовленный Константином Трофимовичем Булочко (1908—1991 гг.). Он был одним из лучших советских спортсменов-фехтовальщиков, неоднократным призером соревнований по штыковому бою, знатоком и коллекционером холодного оружия. На момент написания этого пособия он семь лет возглавлял кафедру фехтования и рукопашного боя Ленинградского института физической культуры им. П. Ф. Лесгафта. В разделе «Техника, тактика и методика рукопашного боя» приведены методические указания по отработке навыков боя с коротким оружием (винтовки без штыка, большие и малые саперные лопаты, ключ танкиста, топор, штык, нож и любое подручное средство, длина которого короче винтовки со штыком).
После начала Великой Отечественной войны Булочко призывается на военную службу и направляется в Управление боевой подготовки Ленинградского фронта в качестве старшего преподавателя Курсов усовершенствования командного состава. Главным и основным предметом этих курсов был рукопашный бой. В блокадном Ленинграде он не ограничивался преподаванием на курсах, выезжал для проведения занятий по рукопашному бою в военные части, в том числе и в Кронштадт, для обучения моряков, списанных в морскую пехоту. Обобщив опыт подготовки бойцов к рукопашному бою, в 1944 году он публикует статью «Требования фронта к рукопашному болю», многие аспекты которой не потеряли актуальности и в наше время.
Однако наиболее подробно аспекты ножевого боя были освещены в книге «Ближний бой», вышедшей в 1944 году. Ее автором являлся Николай Николаевич Симкин (род. 1917 г.). Он начал заниматься дзюдо в детской секции Дворца культуры Бауманского района г. Москвы. В 1937—1939 гг. изучал дзюдо (борьбу вольного стиля) в Государственном центральном ордена Ленина институте физической культуры (ГЦОЛИФК) под руководством одного из лучших учеников В. С. Ощепкова — Б. А. Сагателяна. За его плечами был опыт подготовки к рукопашному бою бойцов легендарного разведывательно-диверсионного подразделения — Особой группы войск НКВД/Отдельной мотострелковой бригады особого назначения (ОМСБОН). Книга Н. Н. Симкина была создана на основе военно-прикладного раздела вольной борьбы (старое название САМБО) с учетом опыта практических занятий в специальных подразделениях РККА и НКВД.
О некоторых ножевых мифах
Черные ножи. Одним из мифов, связанных с армейским ножом 1940 года, является существование во время войны особенных «черных ножей», которыми были вооружены все бойцы при формировании Особого Уральского добровольческого танкового корпуса имени И. В. Сталина в начале 1943 года. Бытовало убеждение в особой качественной сборке и закалке этих ножей, использовании в качестве материала рукояти эбонита. Причем авторы публикаций и их копий не утруждают себя даже вчитаться в то, что они выставляют на всеобщее обозрение. Так сообщается, что общее количество изготовленных рабочими Златоустовского завода «черных ножей» составило 3356 шт. В тоже время в этих же публикациях говорится, что из 110 тысяч заявлений добровольцев было отобрано только 9660 человек. Т. е. если сведения об общем количестве выпущенных ножей верны, то такой нож имел не каждый боец, а только примерно каждый третий! Кроме того, в период формирования корпуса на Златоустовском заводе сложилась сложная обстановка с выполнением государственного заказа. При таких обстоятельствах никакой речи об особом качестве сборки ножей и применении для их изготовления такого дефицитного материала, как эбонит, не могло быть и речи. Уже то, что рабочие сверх задания смогли выпустить такое количество ножей, является трудовым подвигом.
Тем не менее, эти ножи все же несколько отличались от обычных ножей этого типа — гарда ножа и металлические части ножен подвергались воронению.
Нож НР-43 «Вишня». Еще одним мифом является утверждение о существовании во время войны модифицированного в 1943 году варианта армейского ножа 1940 года под названием «Вишня» или «НР-43». Но такого ножа во время войны не существовало. Он появился спустя много лет после окончания войны. Нож был создан путем установки на оставшиеся с войны и хранящиеся на складах златоустовские клинки пластмассовой рукояти. Происхождение названия ножа связано с клеймом на клинке «1943» и штампом ОТК в виде буквы «Р» («разрешено»), написание которой в перевернутом виде напоминает вишню с черенком. Точная дата появления этого ножа не известна. Но нож «отметился» в боевых действиях в Афганистане и на Северном Кавказе.
Нож армейский 1944 года. В 2013 году на русскоязычном форуме RusKnife.com появилось информация о том, что неким неизвестным историком обнаружены оригиналы чертежей армейского ножа 1944 года. Приводились изображения современных реплик этого ножа, также неизвестного мастера. Согласно чертежам, нож был разработан на Инструментальном металлургическом заводе ИМЗ № 391 в Златоусте.
Сообщалось, что якобы готовится развернутая публикация по этому, не известному ранее ножу Великой Отечественной войны. Шли годы, но никаких публикаций по этой теме не появилось, и вся эта история напоминает аферу «Тайна казачьих шашек. Коллекция 13», в результате которой выплыл «нож пластунов».
Однако есть одно но. В 1945 году была опубликована книга К. Т. Булочко «Физическая подготовка разведчика», в которой на стр. 139 можно обнаружить изображение похожего ножа — «Обоюдоострый нож с деревянной рукояткой и металлической ножной».
Кроме того, известно, что в 1944 году Главным артиллерийским управлением проводился конкурс на нож для личного состава РККА. Однако какая-либо подробная информация о нем (ТТЗ, сроки проведения, участники, распределение мест победителей и др.) отсутствует. Известно только, что предположительно второе место на этом конкурсе завоевал складной офицерский нож конструкции Александра Ивановича Шилина (Государственный союзный ордена Трудового Красного Знамени завод № 2 имени Киркижа). Но, помимо опытных партий, нож в серийное производство не был запущен. Возможно, в этом конкурсе участвовал и обоюдоострый нож ИМЗ, изображение которого приведено выше.
Современные реплики легендарных ножей Великой Отечественной войны пользуются неизменным спросом на российских оружейных выставках. Наиболее распространены реплики «ножа норвежского типа» 1940-х гг., который продается как «финка НКВД». Часто на рукояти этих ножей присутствует красноармейская звездочка, которая отсутствовала на оригинальных ножах военного времени.
Реплики «финки НКВД» на выставке «Клинок»
В последнее время появились даже складные версии этих ножей.
«Финки НКВД» в складном исполнении
Реплики армейских ножей 1940-го года менее популярны. Это связано с их фирменной «обратной» гардой, из-за которой нож менее удобен для выполнения обычных бытовых работ. В связи с этим на современных репликах этих ножей мастера часто ставят обычную, а не «перевернутую» гарду.
Современные реплики армейского ножа Великой Отечественной войны
Нож «Финка НКВД» в кожаных ножнах от Мастерской Семина из каталога Rezat.Ru