Ножевые легенды: Кодзи Хара

Современная Япония относится к числу стран с наиболее развитой культурой изготовления и использования ножей. История японских ножей тесно связана с историей катан и танто (мечей и кинжалов), а также других видов холодного оружия, использовавшихся легендарными японскими воинами — самураями. Японские кухонные ножи сегодня известны во всем мире. А среди всемирно известных ножевых городов со славой японского Секи может поспорить разве что немецкий Золинген.

Как и в других странах с богатой ножевой культурой, в Японии, наряду с ножевыми компаниями, работают и мастера-найфмейкеры. Имена большинства из них практически не известны за пределами Японии, так как они ориентируются на внутренний рынок и не стремятся к популярности в западном мире. Однако ряд современных японских ножевых дизайнеров пользуется большой известностью не только у себя на родине, но и во многих других странах мира.

 

Коджи Хара
Кодзи Хара

 

Одним из наиболее знаменитых и титулованных японских найфмейкеров является Кодзи Хара. Он родился в 1949 году в японском городе Имари (префектура Сага). До 1980-х годов Кодзи Хара не занимался изготовлением ножей, и об этом периоде его жизни источники ничего не сообщается. Можно предположить, что к этому времени Кодзи Хара имел техническое образование и/или некоторый опыт работы инженером, так как в этот период он устроился на работу в известную ножевую компанию G. Sakai, базирующуюся в знаменитом Секи (префектура Гифу). Здесь Кодзи Хара проработал шесть лет и за это время успел освоить основы ремесла изготовления ножей. В 1993 году при его участии японская металлургическая компания Daido Steel Company разработала престижную марку порошковой стали Cowry-Y.

 

Складной нож ручной работы Koji Hara «Abalone Linerlock»
Складной нож ручной работы Koji Hara «Abalone Linerlock»


На изготовление собственных кастомных ножей Кодзи Хара подвигло знакомство с историей жизни и работы легендарного американского найфмейкера Боба Лавлесса (1929—2010 гг.). Он начал делать кастомные ножи в стиле Лавлесса в 1988 году, а впервые представил их публике в 1991 году, на персональной выставке в городе Секи.

По иронии судьбы, первая поездка на американскую ножевую выставку вышла крайне неудачной. Мастеру удалось продать всего три своих ножа и вырученные за них деньги не окупили даже организационных расходов. Ближе к окончанию работы выставки расстроенный Кодзи Хара прекратил продажу своих ножей и просто бродил, рассматривая работы других найфмейкеров. Неожиданно он наткнулся на стол некоего американского мастера, который успешно продавал американским покупателям катаны (японские мечи) собственного изготовления. Осмотрев катаны, Кодзи Хара поймал себя на мысли что в Японии изделия столь грубой работы никто бы не купил. После этого мастер понял, что американцев практически невозможно серьезно заинтересовать ножами, созданными в классическом американском стиле, и поэтому его попытка продавать в США ножи в стиле Боба Лавлесса оказалась плохой идеей с точки зрения маркетинга. Возможно, какого-то другого мастера эта неудача заставила бы вернуться к созданию ножей традиционном японском стиле, или даже вовсе уйти из ремесла. Однако Кодзи Хара был очень увлечен ножами, а создание ножей в классическом японском стиле, судя по всему, уже было для него этапом, пройденным во время работы в компании G.Sakai.

 

Складной нож Koji Hara «Damascus Folding Dagger»
Складной нож Koji Hara «Damascus Folding Dagger»

 

Вернувшись домой в Японию, Кодзи Хара задался целью разработать собственный стиль кастомных ножей — и достиг этого за считанные годы. Он начал создавать небольшие «джентльменские» складные ножи с замком фиксации клинка Liner-Lock для продажи и быстро понял, что создание кастомных ножей существенно отличается от изготовления серийных моделей. Заказчики часто просили мастера внести в его кастомные ножи те или иные изменения. Кодзи Хара говорит, что учился у своих заказчиков и почерпнул у них много полезных идей, которые помогли ему усовершенствовать конструкцию своих ножей.

В 1994 году Кодзи Хара стал кандидатом в члены «Американской гильдии найфмейкеров» (American Knifemakers' Guild), а в 1997 году он получил звание члена данной организации, имеющего право голоса. Примерно с середины 1990-х годов Кодзи Хара начинает активно посещать ножевые выставки в Японии, США и Европе, получая на них престижные профессиональные награды. Кроме того, иногда он представляет свои ножи на персональных выставках в небольших японских городах, с целью популяризации ремесла создания кастомных ножей.

 

Складной нож ручной работы Koji Hara «Pearl and Abalone Mosaic Folder»
Складной нож ручной работы Koji Hara «Pearl and Abalone Mosaic Folder»

 

Кодзи Хара придерживается традиционных технологий изготовления ножей, сводя к минимуму использование станков. Это позволяет, безо всякого преувеличения, называть его изделия ножами ручной работы. Мастер настолько увлечен изготовлением ножей, что в некоторые дни проводит за работой в своей мастерской до пятнадцати часов. Основными источниками его вдохновения являются традиционная японская культура и природа. На рукоятках его кастомных ножей часто можно увидеть абстрактно-символические либо реалистичные изображения гор, рек, листьев и трав. Мастер старается пребывать в гармонии с природой. Однажды он месяц прожил, соседствуя с гнездом ласточек, которое птицы почему-то решили свить в его доме. Незадолго до того как покинуть гостеприимное жилище, две взрослые ласточки и четыре птенца подлетели к Кодзи Хара и его жене во время ужина и долго что-то щебетали на прощание.

Клинки своих ножей Кодзи Хара обычно изготавливает методом удаления «лишнего» металла с заготовки, а затем полирует их до зеркального блеска. Помимо вышеупомянутой марки стали Cowry-Y, разработанной при его участии, Кодзи Хара использует для создания клинков своих кастомных ножей стали других марок (ATS-34, D-2, 440 °C), а также нержавеющий дамаск от Девина Томаса — известного американского кузнеца, отошедшего от дел в 2019 году.

Помимо складных ножей с замками Liner-Lock, среди работ Кодзи Хара есть ножи с замком Back-Lock, а также традиционные японские складные ножи хигоноками. Этот тип ножей не имеет замка фиксации — клинок в них фиксируется посредством давления ладони владельца на удлиненный хвостовик клинка, подобно тому, как это происходит в европейских опасных бритвах.

 

Складной нож Koji Hara Bamboo Higonokami — Shibuichi
Складной нож Koji Hara Bamboo Higonokami — Shibuichi

 

Однако наиболее яркой деталью ножей Кодзи Хара являются не клинки, а рукоятки. Для создания рукояток мастер предпочитает использовать натуральные материалы, будь то слоновая кость, камень или дерево. Однако его излюбленным материалом является перламутр. Перламутр, добывающийся со внутренней поверхности раковин моллюсков, с глубокой древности играл большую роль в японском декоративно-прикладном искусстве. Японская художественная техника инкрустации предметов (как правило, деревянных) перламутром называется «радэн». В некотором смысле Кодзи Хара продолжает и переосмысляет традиции «радэн», с поправкой на специфику своего ремесла.

Одной из центральных тем в творчестве Ходзи Кара является бамбук. Этот род многолетних растений достигает одиннадцати метров в высоту и имеет сегментированный стебель, разделяющийся перемычками на колена. Некоторые экземпляры кастомных ножей Кодзи Хара имеют сегментированные наборные рукоятки из перламутра, являющиеся отсылкой к бамбуку, либо тонкую перламутровую инкрустацию на рукоятках, изображающую стебли бамбука. В японской культуре бамбук считается символом стойкости, неукротимой силы и долголетия. В этом же значении символы, обозначающие бамбук, используются в традиционной японской геральдике.

 

Заросли бамбука (вверху) и символы бамбука в японской геральдике (внизу).
Заросли бамбука (вверху) и символы бамбука в японской геральдике (внизу).

 

Оригинальной творческой находкой Кодзи Хара является разработка рельефного дизайна рукояток ножей, получившего название Air-Step. Этот многоуровневый рельеф вдохновлен японским террасным земледелием, при котором поля в горах и предгорьях располагаются друг над другом аналогичным образом. Помимо кастомных ножей Кодзи Хара, подобный рельеф рукоятки, имеет складной нож Nehan от японской компании Rockstead, разработанный Кодзи Хара и выпускающийся в категории Semi-Custom/Mid-Tech (полукастомные ножи, нечто среднее по цене и уровню качества между кастомными и серийными ножами).

 

Складной нож Rockstead Nehan
Складной нож Rockstead Nehan

 

Для украшения рукояток своих ножей Кодзи Хара использует не только инкрустацию, но и другие художественные техники, включая резьбу и гравировку. Некоторые экземпляры кастомных ножей Кодзи Хара украшены с помощью традиционной японской художественной техники «Маки-э». Техника «Маки-э» заключается в создании рисунков посредством нанесения металлического порошка поверх слоя лака на деревянных изделиях. Порошок наносится с помощью металлической трубочки «макизуцу» или кисти «кэбо». Техника «Маки-э» не имеет прямых аналогов в русском и западном искусстве. Изначально она использовалась для декорирования предметов обихода буддистских и синтоистских храмов, а также домашней утвари аристократов. В японском холодном оружии «Маки-э» применялась для декорирования ножен катан (японских мечей), которые обычно изготавливались из древесины магнолии.

 

Складной нож Koji Hara «Maki-e Linerlock» рукояткой, декорированной в технике «Маки-э»
Складной нож Koji Hara «Maki-e Linerlock» рукояткой, декорированной в технике «Маки-э»

 

Оригинальность подхода Кодзи Хара заключается в том, что на рукоятках его ножей «Маки-э» наносится не поверх дерева, а поверх его любимого перламутра, что не характерно для японской традиции. Эту работу для Кодзи Хара выполняет загадочный японский мастер из города Вадзима (префектура Исикава). Имя этого мастера, к сожалению, не указывается. Передача части работы другому специалисту ни в коей мере не умаляет квалификацию и талант Кодзи Хара, подобно тому как талант и квалификацию западных найфмейкеров не умаляет тот факт, что они доверяют профессионалам создание гравировки по металлу и скримшоу на рукоятках своих ножей. Кроме того, даже по меркам японцев, славящихся своим упорством, «Маки-э» считается крайне сложной техникой, на освоение которой требуются многие годы. А для покупателей кастомных ножей Кодзи Хара подобное разделение труда выгодно, так как складные ножи, рукоятки которых украшены в технике «Маки-э», являются шедеврами сразу двух видов декоративно-прикладного искусства: создания художественных ножей и «Маки-э». А иногда даже трех видов: если нож Кодзи Хара с рукояткой, украшенный в технике «Маки-э», имеет клинок из нержавеющего дамаска от Девина Томаса, то его также можно считать шедевром кузнечного ремесла.

 

Складной нож Koji Hara «Maki-e Linerlock»
Складной нож Koji Hara «Maki-e Linerlock»

 

В комплекте со складными ножами Кодзи Хара идут шелковые чехлы, как правило имеющие яркую расцветку. Эти чехлы изготавливаются из тех же тканей, что и оби — пояса для кимоно. Они создаются по заказу мастера японскими портными, специализирующимися на создании традиционной японской одежды.

В 2000-е годы Кодзи Хара стал задумываться о том, кому передать секреты своего ремесла. Через его мастерскую прошло восемь учеников, однако ни один из них не задержался в ней надолго, столкнувшись со сложностью работы по изготовлению ножей и перфекционизмом учителя. Кроме того, в первой половине 2010-х годов Кодзи Хара вел факультативные курсы по изготовлению ножей для учеников одной из школ города Секи. За пять через эти курсы прошли 22 ученика, но ни один из них в итоге не пошел работать в ножевую компанию и не начал профессионально заниматься созданием ножей. Тем не менее, Кодзи Хара не был расстроен этим результатом, так как считал, что на его уроках дети научились работать руками и приобрели полезный жизненный опыт. Мастер уже внутренне смирился с тем, что, скорее всего, у него не будет учеников. Однако жизнь часто преподносит нам сюрпризы — и сегодня дело Кодзи Хара продолжает его родной сын и наследник Дью Хара.

До того как заняться созданием авторских ножей, Дью Хара несколько лет работал в США со знаменитым американским ножеделом Энтони Марфионе, основателем компании Microtech, известной своими автоматическими складными ножами. Дью Хара также известен как разработчик серийной модели складного ножа Raikiri (2018 год) от американской компании CRKT.

Кодзи Хара связывают нити сотрудничества и дружбы не только с японскими, но и с американскими производителями ножей. Как ножевой дизайнер он создавал серийные модели складных ножей для ножевых компаний G.Sakai (Япония), Rockstead (Япония) и CRKT (США). Любопытно, что модель складного ножа CRKT Ichi выполнена в утилитарном западном стиле, а модель складного ножа Female Bamboo, разработанная для японской компании G.Sakai, — в художественном японском стиле, и имеет фирменные сегментированные наборные накладки рукоятки из абалона (разновидности перламутра), характерные для некоторых экземпляров кастомных ножей данного мастера. А способность работать в разных стилях в мире искусства всегда считалась характерной чертой выдающихся мастеров.

 

Складной нож G.Sakai Female Bamboo
Складной нож G.Sakai Female Bamboo

 

Благодаря сыну, Кодзи Хара познакомился и подружился с Энтони Марфионе. Поистине, символичной является их совместная работа Closer («Сближение»), представляющая собой набор из двух складных ножей, имеющих одинаковые размеры и конструкцию. В этом наборе действительно сближается западный стиль ножей Энтони Марфионе и японский стиль ножей Кодзи Хара. Главное отличие между двумя ножами из набора заключается в отличии техники декоративной отделки рукоятки. В обоих ножах в качестве темы декоративной отделки выступают два перекрещивающихся стебля бамбука, нанесенные с обеих сторон рукоятки. Однако на первом ноже бамбук выполнен в технике глубокой резьбы по титану, что соответствует технологичному стилю Энтони Марфионе, а на втором — посредством инкрустации из перламутра, что соответствует традиционному стилю Кодзи Хара.

 

Коллекционный сет из двух эксклюзивных ножей Koji Hara Closer
Коллекционный сет из двух эксклюзивных ножей Koji Hara Closer

 

Ножи Кодзи Хара представляют собой уникальные произведения декоративно-прикладного искусства. Среди их покупателей много людей творческих профессий, также эти изящные изделия пользуются большой популярностью у женщин.

Текст: Сергей Грачев
© Rezat. Ru, 2020

Последние статьи в этом разделе:
27.11.20     Шведские ножи: страницы истории
20.11.20     Гид по производителям ножевых аксессуаров от Rezat.Ru
19.11.20     Ножи для писем и книг
02.11.20     Необычные системы крепления темляков
Все статьи
Напишите свой отзыв, он может помочь кому-то сделать выбор. Спасибо, что делитесь опытом!
X
1 Ужасно 2 3 4 5 Отлично
Отправить
К сожалению, отзывов пока нет. Будьте первым, кто напишет его.
К сожалению, отзывов пока нет. Будьте первым, кто напишет его.