
6.2 k
Про этнические ножи народа айнов, которые называются макири, доступно сравнительно немного информации, как на русском языке, так и на английском языке. Возможно эти ножи были в принципе изучены недостаточно хорошо, даже в пору их широкого распространения (то есть до XX века), а возможно более детальные их исследования имеются на японском языке. Однако мы не владеем японским языком и потому не имеем доступа к ножевой литературе на японском. Мы постарались собрать в данной статье большую часть информации, которая имеется в доступных нам источниках.
Айны в традиционных костюмах. 1904 год. Место съемки не указано. Фото: zen.yandex.ru/history_world
Прежде чем рассказывать о ножах айнов, следует сказать несколько слов о самих айнах. Айны — древнейший народ японских островов, пришедший туда в XIII тысячелетии до нашей эры и известный по археологической культуре дзёмон (13000 лет
Сегодня айны живут на острове Хоккайдо. Они существенно ассимилированы японцами и в значительной степени потеряли свою традиционную культуру. Ранее в науке считалось, что протояпонские племена переселились на японские острова с корейского полуострова в I тысячелетии до нашей эры. Однако последние исследования доказывают, что современные японцы являются результатом смешения переселенцев с корейского полуострова и айнов. И японцы как народ сформировались уже в I тысячелетии нашей эры.
Хотя среди некоторой части айнов сегодня и сохраняется национализм, традиционная культура айнов ныне представлена в основном в развлекательном формате, ориентированном на туризм. Даже официальное признание айнов национальным меньшинством, которое было осуществлено японским парламентом только в 2008 году, не привело к возрождению культуры айнов.
В Японии сегодня, по разным данным, живет от 20 до 25 тысяч айнов. Некоторые политические активисты айнов дают цифру в 200 тысяч человек, но, скорее всего, эта оценка спекулятивна, так как включает в себя огромное количество людей, имеющих
Современная реплика макири от канадской кузницы Crossed Heart Forge. Фото: islandblacksmith.ca
В данной статье мы будем говорить преимущественно о ножах айнов, проживающих в Японии. Ножи той части айнов, которая исторически жила в России, еще менее изучены, хотя некоторое количество их экземпляров и имеется в музейных коллекциях. Виталий Дундуков в статье «Ножи последних могикан» делает предположение о том, что существенная конструктивная схожесть ножей айнов живущих в России и традиционных ножей нивхов, которые называются тяк’о, связана с взаимопроникновением их культур, которое происходило преимущественно на юге острова Сахалин. По данным Дундукова, в этом регионе поселения нивхов и айнов соседствовали. Поэтому тут случались смешанные браки между нивхами и айнами, в результате которых впоследствии появлялись ножи смешанного типа — на рукоятке нивхского ножа для приготовления юколы (
По археологическим данным макири существуют, согласно некоторым источникам, с XVIII века. Но вероятно они существовали гораздо раньше. Есть гипотеза, что японский короткий меч (тесак)
Во многих публикациях макири называют охотничьими ножами, но, судя по всему, это не совсем так. Макири были универсальными ножами и действительно использовались как охотничьи ножи, для разделки туш убитых животных. Но не меньшее значение в культуре айнов играло рыболовство, а потому, если исходить из частоты использования макири для решения конкретных задач, то правильнее было бы называть его рыбацким, а не охотничьим ножом. Основу традиционного питания айнов составляли именно рыбные блюда. И когда говорят, что рукоятка макири, изогнутая на конце вверх, позволяла более уверенно удерживать нож в руке при разделке туш добытых животных, то с тем же основанием можно сказать что она позволяла лучше удерживать нож в руке при разделке рыбы, которой айны занимались в большом объеме.
О специализированных разновидностях макири мы поговорим ниже. Для обычных макири были характерны деревянные ножны и деревянная рукоятка, с нанесенными на них узорами. Рукоятка, как уже дважды упоминалось выше, была изогнута на конце. Их клинок тоже немного изогнут и имел длину 10–15 см. Хвостовик клинка вставляется в рукоятку, сделанную из дерева, оленьего рога либо кости. На деревянных рукоятках чаще всего нанесены узоры. У наиболее древних макири встречались рукоятки из бересты.
Пояс айнов Сахалина, с подвешенными к нему предметами. 4 и 5 — два ножа макири (женский макири и обычный макири). На иллюстрации показан европейский способ подвеса — посредством петли на ножнах. Рисунок: kunstkamera.ru
Рукоятка могла быть обмотана шкурой животного или рыбьей кожей — узоров на рукоятке в этом случае не было. Благодаря расширенному устью ножен в них входил не только клинок, но и передняя часть рукоятки, благодаря чему нож держался в ножнах более надежно. Ножны слегка изогнуты в соответствии с формой клинка. На поверхности ножен чаще всего вырезаются узоры. Ножны обычно выдалбливались из одного куска дерева либо их делали из двух деревянных деталей — половинок. Половинки ножен соединялись втулками из кости либо ремешками из коры деревьев. Альтернативными материалами, использующимися для изготовления ножен, были олений рог и кость, рыбья кожа и шкуры животных, береста. Однако они применялись довольно редко.
Картина Бёдзана Хирасава на которой изображена охота айнов на медведя
В ножнах либо в рукоятке делалось одно отверстие, через которое пропускался шнур. На конце шнура прикреплялся специальный элемент из кости и дерева. Данный элемент играет такую же роль, какую в японской культуре играли нэцкэ — брелоки, выполняющие функцию противовеса и стопора при подвешивании к поясу емкостей с мелкими предметами — сагэмоно. Айны подвешивали макири к поясу с правой стороны, причем таким образом, что их клинок смотрел вверх, вернее находился чуть выше рукоятки. Айнов с ножами, подвешенными к поясу, можно увидеть на картинах японского художника Бёдзана Хирасава (1822–1876). Этот мастер долгое время прожил среди айнов. Айны Сахалина, судя по имеющимся данным, использовали более европейский способ подвеса ножей к поясу, посредством петли, прикрепленной к ножнам. Возможно они переняли этот способ у русских.
Узоры на ножнах и рукоятках макири бывают вихревыми, криволинейными и растительными. Последние называются «каракуса» и позаимствованы айнами у японцев. Встречаются также узоры в виде плетеного шнура, рыбьей чешуи, морских волн и др. Иногда известный резчик мог поставить свое клеймо (знак) на ножнах или рукоятке макири, на которые он нанес узоры, но это было редким исключением, а не правилом.
Судя по всему, как и ножи в ряде других традиционных культур, макири наделялись некой сакральной силой и воспринимались айнами в том числе и как защитный амулет от злых духов. Сахалинские айны, отправляясь в дальнюю дорогу, обычно подвешивали на пояс два макири. Если же ночью в дороге этот айн слышал за собой шаги злого духа, то он обнажал оба ножа и отпугивал злого духа ими. Злой дух пугался клинков и убегал.
В том, что касается разновидностей макири, деление их на специальные типы существовало. Но разница в терминологии, использующейся применительно к ножам одних и тех же разновидностей, между айнами, живущими в России, и айнами, живущими в Японии, вносит в этот вопрос большую путаницу. Кроме того, ножи айнов острова Хоккайдо, Сахалина и Курильских островах имели некоторые отличия друг от друга, в силу обособленности популяций и длительного периода независимого развития их культуры. Но детальной информации о характере этих отличий нам найти не удалось. Зато нашлась информация о специализированных разновидностях макири.
Большой охотничий нож (другой вариант перевода — большой мужской нож) назывался
Реплика макири работы Тахечи Уракава. Фото: knifeinfo.ru
Не совсем понятно, когда айны прекратили делать свои традиционные ножи, но, вероятно, их выпуск постепенно сошел на нет уже в первой половине XX века. Есть данные, что уже в XIX веке ножи японского производства стали вытеснять повседневные ножи айнов, так что айны стали изготавливать в основном ритуальные ножи. Сегодня некоторые найфмейкеры из России и западных стран, делают реплики ножей макири, но у японских найфмейкеров создание ножей этого типа, судя по всему, не пользуется большой популярностью. Ножи айнов делает японский найфмейкер Тахечи Уракава (Tahachi Urakawa). Детали его биографии, доступные в интернете, крайне скупы. Мастер Уракава — резчик по дереву и охотник на оленей. Клинки для своих ножей он покупает у некоего японского кузнеца, известного под псевдонимом «Медведь». Нет сведений о том является ли Уракава айном или же просто делает ножи в стиле айнов, потому что ему нравится этот тип ножей или он любит культуру айнов.
Слово «макири» вошло и в японский язык, однако в нем оно сегодня имеет несколько иной смысл. Современные японские фирмы, в частности компания Maruyoshi, выпускают, под названием макири, рыбацкие ножи с рукоятками из дерева или даже оплеткой рукоятки бамбуком.
Японский макири от компании Maruyoshi
Дальнейшие перспективы культуры айнов весьма туманны, а вместе с ней и шансы на возрождение макири в качестве национальных ножей айнов практически равны нулю. Тем не менее, этот харизматичный тип ножей еще долгое время будет вдохновлять найфмекеров из разных стран мира и производиться ими в виде отдельных экземпляров.
Текст: Сергей Грачев
© Rezat.Ru, 2021