Макири — ножи айнов

Про этнические ножи народа айнов, которые называются макири, доступно сравнительно немного информации, как на русском языке, так и на английском языке. Возможно эти ножи были в принципе изучены недостаточно хорошо, даже в пору их широкого распространения (то есть до XX века), а возможно более детальные их исследования имеются на японском языке. Однако мы не владеем японским языком и потому не имеем доступа к ножевой литературе на японском. Мы постарались собрать в данной статье большую часть информации, которая имеется в доступных нам источниках.

 

Айны в традиционных костюмах. 1904 год. Место съемки не указано. Фото: zen.yandex.ru/history_world
Айны в традиционных костюмах. 1904 год. Место съемки не указано. Фото: zen.yandex.ru/history_world

 

Прежде чем рассказывать о ножах айнов, следует сказать несколько слов о самих айнах. Айны — древнейший народ японских островов, пришедший туда в XIII тысячелетии до нашей эры и известный по археологической культуре дзёмон (13000 лет до н. э. — 300 лет н. э.). Происхождение айнов остается неясным и дискуссионным в науке, так как по своему антропологическому типу айны существенно отличаются от всех известных сегодня народов Дальнего востока и Тихого океана.

Сегодня айны живут на острове Хоккайдо. Они существенно ассимилированы японцами и в значительной степени потеряли свою традиционную культуру. Ранее в науке считалось, что протояпонские племена переселились на японские острова с корейского полуострова в I тысячелетии до нашей эры. Однако последние исследования доказывают, что современные японцы являются результатом смешения переселенцев с корейского полуострова и айнов. И японцы как народ сформировались уже в I тысячелетии нашей эры.

Хотя среди некоторой части айнов сегодня и сохраняется национализм, традиционная культура айнов ныне представлена в основном в развлекательном формате, ориентированном на туризм. Даже официальное признание айнов национальным меньшинством, которое было осуществлено японским парламентом только в 2008 году, не привело к возрождению культуры айнов.

В Японии сегодня, по разным данным, живет от 20 до 25 тысяч айнов. Некоторые политические активисты айнов дают цифру в 200 тысяч человек, но, скорее всего, эта оценка спекулятивна, так как включает в себя огромное количество людей, имеющих предков-айнов, но обладающих национальной идентичностью японцев. Айны традиционно жили и в России — на Камчатке, Сахалине, Курильских островах. Однако по данным всероссийской переписи населения 2010 года, в России на тот момент оставалось всего 109 айнов большая часть из которых (94 человека) проживала на территории Камчатского края. Говорить о сохранении национальной культуры, при столь малой численности, сложно.

 

Современная реплика макири от канадской кузницы Crossed Heart Forge. Фото: islandblacksmith.ca
Современная реплика макири от канадской кузницы Crossed Heart Forge. Фото: islandblacksmith.ca

 

В данной статье мы будем говорить преимущественно о ножах айнов, проживающих в Японии. Ножи той части айнов, которая исторически жила в России, еще менее изучены, хотя некоторое количество их экземпляров и имеется в музейных коллекциях. Виталий Дундуков в статье «Ножи последних могикан» делает предположение о том, что существенная конструктивная схожесть ножей айнов живущих в России и традиционных ножей нивхов, которые называются тяк’о, связана с взаимопроникновением их культур, которое происходило преимущественно на юге острова Сахалин. По данным Дундукова, в этом регионе поселения нивхов и айнов соседствовали. Поэтому тут случались смешанные браки между нивхами и айнами, в результате которых впоследствии появлялись ножи смешанного типа — на рукоятке нивхского ножа для приготовления юколы (сушено-вяленой рыбы) могли быть нанесены айнские узоры.

По археологическим данным макири существуют, согласно некоторым источникам, с XVIII века. Но вероятно они существовали гораздо раньше. Есть гипотеза, что японский короткий меч (тесак) варабитэ-то, появившейся в VII веке и имеющей окончание рукоятки, изогнутое кверху, позаимствовал эту особенность именно у рукояток ножей айнов. Правда эта гипотеза несколько не вяжется с оценкой появления кузнечного дело у айнов, которое обычно датируют археологической культурой сацумон (700–1200 гг.), то есть чуть более поздним периодом. Так что, кто у кого заимствовал форму рукоятки — японцы у айнов или айны у японцев, вопрос сложный. Для наиболее ранних ножей айнов, которые находят археологи, не характерно наличие резьбы на рукоятке и ножнах, и вообще они выглядят куда более простыми, чем ножи айнов XVIII и XIX веков.

Во многих публикациях макири называют охотничьими ножами, но, судя по всему, это не совсем так. Макири были универсальными ножами и действительно использовались как охотничьи ножи, для разделки туш убитых животных. Но не меньшее значение в культуре айнов играло рыболовство, а потому, если исходить из частоты использования макири для решения конкретных задач, то правильнее было бы называть его рыбацким, а не охотничьим ножом. Основу традиционного питания айнов составляли именно рыбные блюда. И когда говорят, что рукоятка макири, изогнутая на конце вверх, позволяла более уверенно удерживать нож в руке при разделке туш добытых животных, то с тем же основанием можно сказать что она позволяла лучше удерживать нож в руке при разделке рыбы, которой айны занимались в большом объеме.

О специализированных разновидностях макири мы поговорим ниже. Для обычных макири были характерны деревянные ножны и деревянная рукоятка, с нанесенными на них узорами. Рукоятка, как уже дважды упоминалось выше, была изогнута на конце. Их клинок тоже немного изогнут и имел длину 10–15 см. Хвостовик клинка вставляется в рукоятку, сделанную из дерева, оленьего рога либо кости. На деревянных рукоятках чаще всего нанесены узоры. У наиболее древних макири встречались рукоятки из бересты.

 

Пояс айнов Сахалина
Пояс айнов Сахалина, с подвешенными к нему предметами. 4 и 5 — два ножа макири (женский макири и обычный макири). На иллюстрации показан европейский способ подвеса — посредством петли на ножнах. Рисунок: kunstkamera.ru

 

Рукоятка могла быть обмотана шкурой животного или рыбьей кожей — узоров на рукоятке в этом случае не было. Благодаря расширенному устью ножен в них входил не только клинок, но и передняя часть рукоятки, благодаря чему нож держался в ножнах более надежно. Ножны слегка изогнуты в соответствии с формой клинка. На поверхности ножен чаще всего вырезаются узоры. Ножны обычно выдалбливались из одного куска дерева либо их делали из двух деревянных деталей — половинок. Половинки ножен соединялись втулками из кости либо ремешками из коры деревьев. Альтернативными материалами, использующимися для изготовления ножен, были олений рог и кость, рыбья кожа и шкуры животных, береста. Однако они применялись довольно редко.

 

Картина Бёдзана Хирасава на которой изображена охота айнов на медведя
Картина Бёдзана Хирасава на которой изображена охота айнов на медведя

 

В ножнах либо в рукоятке делалось одно отверстие, через которое пропускался шнур. На конце шнура прикреплялся специальный элемент из кости и дерева. Данный элемент играет такую же роль, какую в японской культуре играли нэцкэ — брелоки, выполняющие функцию противовеса и стопора при подвешивании к поясу емкостей с мелкими предметами — сагэмоно. Айны подвешивали макири к поясу с правой стороны, причем таким образом, что их клинок смотрел вверх, вернее находился чуть выше рукоятки. Айнов с ножами, подвешенными к поясу, можно увидеть на картинах японского художника Бёдзана Хирасава (1822–1876). Этот мастер долгое время прожил среди айнов. Айны Сахалина, судя по имеющимся данным, использовали более европейский способ подвеса ножей к поясу, посредством петли, прикрепленной к ножнам. Возможно они переняли этот способ у русских.

Узоры на ножнах и рукоятках макири бывают вихревыми, криволинейными и растительными. Последние называются «каракуса» и позаимствованы айнами у японцев. Встречаются также узоры в виде плетеного шнура, рыбьей чешуи, морских волн и др. Иногда известный резчик мог поставить свое клеймо (знак) на ножнах или рукоятке макири, на которые он нанес узоры, но это было редким исключением, а не правилом.

Судя по всему, как и ножи в ряде других традиционных культур, макири наделялись некой сакральной силой и воспринимались айнами в том числе и как защитный амулет от злых духов. Сахалинские айны, отправляясь в дальнюю дорогу, обычно подвешивали на пояс два макири. Если же ночью в дороге этот айн слышал за собой шаги злого духа, то он обнажал оба ножа и отпугивал злого духа ими. Злой дух пугался клинков и убегал.

В том, что касается разновидностей макири, деление их на специальные типы существовало. Но разница в терминологии, использующейся применительно к ножам одних и тех же разновидностей, между айнами, живущими в России, и айнами, живущими в Японии, вносит в этот вопрос большую путаницу. Кроме того, ножи айнов острова Хоккайдо, Сахалина и Курильских островах имели некоторые отличия друг от друга, в силу обособленности популяций и длительного периода независимого развития их культуры. Но детальной информации о характере этих отличий нам найти не удалось. Зато нашлась информация о специализированных разновидностях макири.

Большой охотничий нож (другой вариант перевода — большой мужской нож) назывался пирика-макири. Ритуальный нож чейки-макири использовался для изготовления священных палочек айнов — инау. Рэукэ-макири представляли собой ножи для изготовления (вырезания) деревянной утвари. Для наименований ножей, с клинками, которые были куплены или выменяны у японцев, айны использовали термин сам-макири. Женская разновидность ножа макири называлась мэноко-макири. Такие ножи использовались в основном в качестве кухонных ножей, а также для некоторых других видов хозяйственных работ. Кроме того, есть сведения о существовании у айнов некоего ритуального типа макири, предназначенного для разделывания некоторых табуированных частей туши медведя. Еще у айнов бытовали ножи с длинными клинками, которые назывались тасиро, однако их назначение неясно. Вероятно, их следует считать отдельным типом ножей.

 

Реплика макири работы Тахечи Уракава. Фото: knifeinfo.ru
Реплика макири работы Тахечи Уракава. Фото: knifeinfo.ru

 

Не совсем понятно, когда айны прекратили делать свои традиционные ножи, но, вероятно, их выпуск постепенно сошел на нет уже в первой половине XX века. Есть данные, что уже в XIX веке ножи японского производства стали вытеснять повседневные ножи айнов, так что айны стали изготавливать в основном ритуальные ножи. Сегодня некоторые найфмейкеры из России и западных стран, делают реплики ножей макири, но у японских найфмейкеров создание ножей этого типа, судя по всему, не пользуется большой популярностью. Ножи айнов делает японский найфмейкер Тахечи Уракава (Tahachi Urakawa). Детали его биографии, доступные в интернете, крайне скупы. Мастер Уракава — резчик по дереву и охотник на оленей. Клинки для своих ножей он покупает у некоего японского кузнеца, известного под псевдонимом «Медведь». Нет сведений о том является ли Уракава айном или же просто делает ножи в стиле айнов, потому что ему нравится этот тип ножей или он любит культуру айнов.

Слово «макири» вошло и в японский язык, однако в нем оно сегодня имеет несколько иной смысл. Современные японские фирмы, в частности компания Maruyoshi, выпускают, под названием макири, рыбацкие ножи с рукоятками из дерева или даже оплеткой рукоятки бамбуком. Клинок у них средней длины. Ножны сделаны из дерева или пластика. Несмотря на версию происхождения таких японских ножей от макири айнов, скорее всего тут имеет место такое лингвистическое явление как заимствование термина. Японские макири не имеют конструктивного сходства с макири айнов и, помимо названия, схожи с ними разве что основным назначением — разделка рыбы. Это редкий и парадоксальный случай в мире ножей, кода определенный тип ножей (макири айнов) фактически сошел со сцены истории, но его название продолжает жить в другом типе ножей (японский макири).

 

Японский макири
Японский макири от компании Maruyoshi

 

Дальнейшие перспективы культуры айнов весьма туманны, а вместе с ней и шансы на возрождение макири в качестве национальных ножей айнов практически равны нулю. Тем не менее, этот харизматичный тип ножей еще долгое время будет вдохновлять найфмекеров из разных стран мира и производиться ими в виде отдельных экземпляров.

Текст: Сергей Грачев
© Rezat.Ru, 2021

Последние статьи в этом разделе:
09.03.21     Руслан Гайнутдинов (HardArt Knives): «Я просто делаю ножи, которые мне нравятся»
27.02.21     Ножевые легенды: A. G. Russell
25.02.21     Норвежские ножи и норвежская ножевая культура
20.02.21     Мишель «Моллетта» Пенсато: «Прежде всего, нож должен работать»
Все статьи
Напишите свой отзыв, он может помочь кому-то сделать выбор. Спасибо, что делитесь опытом!
X
1 Ужасно 2 3 4 5 Отлично
Отправить
К сожалению, отзывов пока нет. Будьте первым, кто напишет его.
почему тысячи покупателей выбирают Rezat.ru
К сожалению, отзывов пока нет. Будьте первым, кто напишет его.