Интервью с Сергеем Агафошиным

|interv_ju_s_sergeem_agafoshinym

Приветствуем всех ценителей ножей! Сегодня у нас встреча с очень интересным человеком, известным ножевым критиком и сооснователем ножевой компании «Первый Цех», Сергеем Валентиновичем Агафошиным.
Здравствуйте, Сергей Валентинович, спасибо, что откликнулись и выкроили немного времени для общения. Даже не знаю, с чего и начать: вы художник, и не просто творческая личность, а действующий член Творческого Союза Профессиональных Художников, ножевой дизайнер и ножевой эксперт, вас многие называют гуру или патриархом ножевого дела России, вы один из основателей ножевой компании «Первый Цех», вы коллекционер, писатель и журналист! Скажите, я ничего не упустил?

Я бы не хотел ничего этого афишировать, так как я здесь как человек делающий ножи и не более. В буддизме есть поговорка: в каждой новой деревне называйся новым именем, что бы прежние заслуги не помогали тебе заслужить новые. Поэтому, я здесь как один из трех мастеров мастерской «Первый Цех».

Ну, я думаю, нашим подписчикам и клиентам будет интересно, в первую очередь, узнать побольше о вас. Так сказать, услышать краткую биографию от первого лица. Расскажите о себе: где родились, чем увлекались и занимались в юности, как стали художником и как пришли к ножам, что сподвигло?

Я родился в городе Калининграде, ныне переименованном в Королев. Градообразующими предприятиями у нас всегда были заводы, связанные с ракетостроением и космическими исследованиями, поэтому в нашем городе был значительный процент ученых разных степеней и членов Российской Академии наук. Это напрямую было связано и с нами, мальчишками, чьи отцы трудились во благо советского космоса. В ту пору было вполне доступно заказать себе на заводе нож или попросить знакомых принести полоску хорошей стали, и естественно, самодельные ножи были не редкость. Я сделал свой первый нож, начитавшись романов Фенимора Купера, в которых индейцы северной Америки, показывали класс владения холодным оружием. Нож был сделан из обломка ножовочного полотна и обмотан синей изолентой. Двух дней мне хватило, чтобы понять, что я уже вырос из этого размера и следующей сырьевой заготовкой оказалось полотно уже от мехпилы, которое привело меня к полноразмерному «холодняку». После, чем бы я не занимался: мотоспортом, рок музыкой, рисованием, нож всегда присутствовал в потайных отделениях моей одежды. В те времена это считалось очень дурным тоном, сродни уголовным привычкам, но тем не менее это было.

Я думаю, не ошибусь, если скажу, что нашим читателям особенно интересен период вашей жизни от «знакомства» с ножами до, так сказать, «новейшей истории» — создания компании «Первый Цех». Расскажите, пожалуйста, о нем. (Прошу не заострять внимание на ваших партнерах по «Первому Цеху», об этом вопрос немного ниже).

Не стану утверждать, что мысль создать собственную мастерскую не посещала меня ранее, посещала, но как-то мимолетно. Приходилось работать, и не на легких работах, и все ради того, чтобы обеспечить себе, а впоследствии и семье, мало—мальски сносное существование, так что разговор даже не мог идти о чем-то внебюджетном. В дальнейшем, я стал более счастливым человеком и мог сам создавать для себя рабочие места, приносящие не только материальные средства, но и удовлетворение творческих желаний. С 1996 года моя трудовая деятельность была связана с заграничным ножепромом и вот, два года назад, я все же решился на создание мастерской — святого святых моего полузадушенного желания делать свои ножи.

А все-таки, почему «Первый Цех»? Как родилось имя фирмы?

Идея названия корнями из советского периода, когда было почетно работать на заводе, получать премии и грамоты, и быть на первых местах в соцсоревнованиях. Нам близка сама стилистика советского производства, выражающая качество и надежность выпускаемой продукции. Поэтому мы как-то сразу приняли это на своем собрании и придумали логотип, в котором, на наш взгляд достаточно основательности.

И, как продолжение (или же приквел) предыдущего вопроса: вас трое основателей «Первого Цеха» — вы, Кирилл и Антон. Расскажите, пожалуйста, о ваших партнерах, о том, что (и какое время) вас связывает.

С Антоном я знаком уже около 15 лет, когда мы вместе начали писать для журнала «Прорез», с тех пор дружим постоянно. С Кириллом я познакомился гораздо позже, но за это время я очень проникся к нему симпатией и считаю его очень достойным человеком. Мало того, как раз Кирилл первым и бросил клич о создании мастерской, и сдвинул глыбу моего сомнения. У него уже был огромный опыт в области изготовления ножей, и он является нашим учителем и наставником по многим производственным операциям. Оба эти парня отличные дизайнеры и с ними легко и приятно работать.

Я знаю, вы коллекционируете ножи. Это какие-то определенные изделия или очень разноплановые модели?

С тех пор как я стал делать свои ножи, я уже не считаю себя коллекционером. Я потихоньку распродаю все что было накоплено, стараясь не быть заложником вещей, во- первых, а во- вторых чужие ножи мне уже не интересны. Может быть, это в чем-то не правильно, но тяга к творчеству перебивает желание хранить уже созданное, тем более, не тобой.

А почему «Первый Цех» выпускает именно такие «коротыши», цельнометаллические компактные модели?

Нам нравится такой тип ножей, в народе они получили название скелетные. В этих ножах ты можешь воплощать любые фантазии, и тебя не ограничивает ни механизм, ни плашки рукоятки.

Нет ли в планах намерения сделать что-то еще? Например, туристические фиксы или складную модель класса EDC?

Некоторые наши модели вполне пригодны для туризма. Экспедиция «Берега России» от Академии наук брала у нас двадцать ножей «Китеж Град» для похода на Байкал, а так же много любителей туризма пользуются нашими ножами. В основном модели «Китеж Град» и «Выживальщик».

Компания «Первый Цех» уже принимала участие в каких-то ножевых выставках, шоу? И если да, то где именно и в каких?

Мы ездили в прошлом году в Париж, но, честно говоря, особого интереса не вызвали. Наша любимая выставка — «Клинок». Мы ждем ее как праздник. Приходят новые и старые клиенты пообщаться, и это очень приятно. Мы всегда всем рады, потому что для творческого человека нет больше радости чем пообщаться на любимую тему с человеком, который её понимает. Поверьте, что для нас главное — что бы нож человеку нравился, а уже вторично купит он его или нет. Именно за этим мы на выставке и находимся. На «Арсенале» не стоим, так как про него у нас свое мнение.

Ваша продукция («Первого Цеха») на российском рынке стоит несколько обособленно, ведь неким «стандартом» для российских компаний являются классические туристические и охотничьи фикседы. Как вы думаете, такое позиционирование вам помогает, или вредит в творчестве?

Возможно, вы имеете ввиду, что мы делаем только скелетники, а потому стоим обособленно? Мы не очень ощущаем какой то границы, просто торговать моно категорией всегда труднее нежели иметь ассортимент на любой вкус. Но нам было интересно начать, а теперь нам еще более интересно продолжать начатое. Наши ножи находят все больше и больше почитателей и многие говорят, что в их кармане находится нож от «Первого Цеха» взамен складного. Главное преимущество скелетника в том, что он очень тонкий и легкий, а это, порой, немаловажно.

Как в компании «Первый Цех» распределены обязанности? Каждый из вас изготавливает ножи от начала до конца или, может, вы все делаете сообща?

Мы делаем ножи сообща, так как не у всех есть время постоянно находиться в мастерской, есть же и основная работа, поэтому мы делаем то, что надо в данный момент. Но надо сказать, что Кирилл непревзойденный мастер по части гриндинга, и его работа с клинками безупречна.

В чем лично вы черпаете вдохновение? Как приходит к вам образ новой модели?

Новая модель рисуется по- разному: или у меня уже есть заготовки типа удачный клинок, но не смог к нему гармонично нарисовать рукоятку, или сразу рисуешь что-то, по своему интересное. Нет расписания, нет родовых схваток, нет задачи придумать что-то обязательно. Как-то придумывается….

Что вам помогает в вашем творчестве, а что вредит?

В творчестве помогает определенный настрой. Когда ты не сильно загружен рутиной, проблемами и тебе хочется взять карандаш и набросать основные линии эскиза. Обычно они мне сразу удаются и мне не приходится их стирать и рисовать другие. Видимо, есть внутри какой- то инструмент, отвечающий за гармонию. А вредит мне только чужое творчество. Я не люблю смотреть на изделия других потому, что они сбивают меня с моего ритма. Я боюсь, что мне что- то понравиться и это проявится из подсознания в моем ноже. Согласитесь, что очень трудно сделать что-то новое в области ножеделия, возраст которого уже не одна тысяча лет, поэтому, если я вижу, что мое изделие похоже на нож, сделанный кем-то ранее, я не очень расстраиваюсь, так как считаю, что мы с тем автором просто шли одним путем, а вот если бы я у него скопировал тогда я бы перестал себя уважать.

Есть что-то, чего вам не хватает в творчестве?

Мне не хватает только производственного опыта владения инструментом и станками. Остальное у меня все есть.

Есть что-то (ситуация, поступок и т. д.), о чем вы жалеете? (Я имею ввиду, что-то из жизни, что напоминает о себе хоть изредка и вы это, будь такая возможность, изменили бы).

Эта жизнь прекрасна как она есть и, как можно жалеть о чем-то сделанном или не сделанном ранее? Если бы я не сделал чего то, то, возможно, сейчас было бы все хуже? Как в рассказе у Бредбери, когда путешественник из будущего, наступил на бабочку, а вернувшись, обнаружил, что вокруг уже что-то не так, как раньше. Надо понимать, что «жизнь — это миг между прошлым и будущим», а не само прошлое или само будущее. Я мог бы сказать, что жалею о том, что не начал делать ножи раньше, но еще такой тип как Ленин говорил: «Будь хоть десять повивальных бабок, а раньше положенного срока дитя не родится». Значит, пришел срок и все пошло своим чередом.

Вы ощущаете себя счастливым человеком? И, если да, то что для вас — счастье?

Главное отличие человека от животного, это наличие творческих идей и возможность их реализации. Я ощущаю равноценное счастью состояние, когда мне удается заняться творческим трудом. Именно трудом, так как только труд может быть созидательным и не надо путать труд с работой, которая основана или на желании получить за нее вознаграждение, или на принуждении. Работа не созидательна, и даже может вполне быть разрушительной, она лишь инструмент труда, но только в результате труда человек может достигать своего апогея в творчестве и может самореализоваться.
Приведу один пример. К столетию основания РККА, мы сделали десять юбилейных ножей. Старались, как могли: коробки, в виде патронных ящиков, ножны авторские, клинок сложный, шинельное сукно генеральское искали по всей Москве и прочее. Расстарались, как могли. Естественно, все это нам тоже обошлось в копеечку и стали мы их предлагать по 15 тысяч, что выходит из понятия бюджетный. Люди потихоньку резервируют, покупают и тут пишет один паренек: Хочу ваш ножик, очень хочу, но можно в рассрочку? Я вам не передам, как меня это взволновало! Я, в бытности своей, продавал ножи и по пятьдесят тысяч долларов, и люди, платившие за них, оставались равнодушными, а у этого денег нет, но он наш нож очень хочет!!! Дорогой ты мой человек, конечно можно! Ну разве не счастье общаться с такими ребятами?

Ставите ли вы перед собой какую-то серьезную цель, как ножевой дизайнер? Я имею ввиду, что-то глобальное: создать лучший нож, разработать супердизайн, получить признание на BladeShowи так далее.

Признание — это оценка творческого труда, так как труд оценивается не количественно, а качественно. Следовательно, получить признание на выставке мирового уровня это большое достижение, но я понимаю, что мне до этого очень далеко. Идеи есть, но опыта в изготовлении сложных вещей не хватает.

Что вы думаете о российском ножевом рынке и каковы, по вашему мнению, его перспективы?

Я уверен, что наш рынок будет расти и очень быстро, если его не остановят законодательно или экономически. У нас очень много талантливых людей и если они раньше делали свои ножи «на коленке», то сейчас покупают хорошее оборудование, и уже могут составить серьезную конкуренцию нынешним мировым лидерам.

Каким, по вашему мнению, должен быть идеальный нож?

Идеальный нож тот, который оказался незаменимым инструментом в чрезвычайной ситуации, грозящей тебе серьезными неприятностями. Остальные ножи должны распределяться по категориям. Нож может быть идеальным, но только в какой то определенной категории, и для определенного человека, но обобщить это понятие не получиться. Не может быть метательного филейника)))

У вас большой опыт и, наверняка, вы можете ответить на вопрос: легко ли быть ножевым мастером?

Опыт у меня как раз не большой, но я отвечу, что мастером быть не просто. Особенно это касается скелетных ножей. Потому, что скелетный нож, это самый честный нож после каменного. Тут все навиду, ничего не скроешь, ни под накладками, ни в рукоятке, ты должен обработать его весь, а это гораздо большие трудозатраты нежели в случае с обычными фикседами, где обрабатывается только видимая часть.

И последний вопрос на сегодня, он связан с предыдущим: что должен делать (возможно, какими чертами характера обладать или даром) начинающий ножевщик, чтобы добиться успеха? Это традиционный вопрос, своего рода наставление начинающим найфмейкерам.

Вот на этот вопрос я, пожалуй, и не отвечу, потому что себя считаю начинающим)…


Рубрика: Интервью



Последние статьи в этом разделе:


10.08.18     Ножевой дизайнер Грэг Медфорд: «Мир на самом деле маленький и хрупкий»

26.07.18     Аллен Элишевиц: немного о своих ножах

18.06.18     Эксклюзивное интервью Rezat.Ru с Алленом Элишевицем о Blade Show 2018

26.03.18     Интервью с президентом японской ножевой компании Sakai Takayuki



Все статьи

Напишите свой отзыв

Ваш отзыв может помочь кому-то сделать выбор. Спасибо, что делитесь опытом!

Ваше имя/ник*:
Контактные данные
(не будут показаны на странице)
:
Ваша оценка *:
1 Ужасно 2 3 4 5 Отлично
Ваш отзыв *:
Отправить
К сожалению, отзывов пока нет. Будьте первым, кто напишет его.
Закрыть X Расширенный поиск
Цена:
Материал лезвия:
Производитель:
Длина лезвия:
от см.   до см.
Наличие:
Тип заточки:
Материал рукояти:
Тип клинка:
Тип замка:
Ваш город: не определён
Закрыть X
Ваш город?
Доставка
  • на следующий день после заказа по Москве собственной курьерской службой
  • любыми транспортными компаниями по всем крупным городам России
  • доставка Почтой России в любую точку РФ
  • бесплатная срочная доставка в день заказа товаров со статусом в магазине
  • более 2500 пунктов выдачи
Ассортимент
  • крупнейший в Европе оффлайн-магазин в историческом центре Москы
  • более 15 000 ножей в наличии в каталоге интернет-магазина
  • полный ассортимент премиальных брендов в магазине
  • магазин авторизован всеми ведущими производителями
Ценителям ножей
  • эксклюзивные интервью ножевых дизайнеров
  • интересные статьи и новости ножевого рынка
  • 3Д-фотографии ножей, максимально полные характеристики в каталоге
  • реальные отзывы пользователей
  • отзывы ножевых критиков
Сервис клиентам
  • удобная программа лояльности и бонусов
  • постоянные акции и скидки
  • экспертные консультации
  • сервис "Гарантия цены"
  • безупречная репутация за 9 лет работы
Гарантия качества
  • только оригинальный товар
  • официальная гарантия производителя
  • возможность возврата в течении 14 дней
  • решаем все гарантийные вопросы
  • проверка товара перед отправкой
На главную страницу Написать письмо