Игры с ножами: воспоминания о детстве

|igry_s_nozhami_vospominanija_o_detstve_

Кто из нас, будучи ребенком или подростком, не играл в ножики? Таких, пожалуй, найдется немного. Воспоминания об этих увлекательных приключениях детства, где непременно присутствуют ножи, уносят нас в наполненный теплотой мир прошлого, в то время, когда деревья были большими, а летние дни каникул — длинными, как сама жизнь. Давайте вспомним те простые и понятные каждому мальчишке во дворе игры с нашими первыми ножами.

Игра «Земля» («В землю», «Царство», «Огород», «Чика», «Ножички»)

Эта игра имеет массу разновидностей и нюансов правил, но все они сводятся к одному — метанию ножей с высоты стоящего человека (приблизительно с уровня пояса) в землю так, чтобы бросаемый нож воткнулся. Для этой игры выбирают ровную земляную площадку, на которой чертится круг. Круг разделяется от центра на сектора радиально, количество секторов равно числу играющих. Круг должен быть достаточно большой, такой, чтобы внутри «своей земли» каждый играющий мог свободно стоять.

Начинающего игру определяют считалкой или жребием. Игрок бросает нож в «землю», в сектор, соседний со своим. Если нож втыкается, то по «земле» проводится линия от границы сектора до границы, через плоскость клинка ножа. Тот участник, кому принадлежит этот сектор, выбирает одну из двух частей, а другая передается метнувшему нож участнику. Граница между «землей» метнувшего нож участника и захваченной «землей» стирается, т. е. она присоединяется к «земле» победителя. Если игрок, чья «земля» урезается, выбирает ту часть, которая соседствует с «землей» метнувшего нож, а захваченная «земля» не имеет общих границ с «землей» «захватчика», то следующим броском ведущий игрок должен был пробить коридор к захваченному участку. Если этот бросок неудачен, захваченная предыдущим броском «земля» возвращается изначальному владельцу, а ход передается дальше. В любом случае, переход хода всегда совершается при промахе. По другой версии правил броски совершаются по очереди.

Из игры выбывает тот игрок, размер «земли» которого становится настолько мал, что он не может на нем устоять хотя бы на одной ноге (перед игрой оговаривается, сколько времени должен простоять игрок — на счет до десяти или по числу игроков, или иное время). Побеждал в игре тот, кто захватывал всю «землю».

Способы метания могли быть самыми разными. Но, чаще всего, запрещалось бросать нож вертикально, расположив его острием клинка к земле и удерживая за рукоятку, совершать «бросок», просто разжав пальцы. Нужно было бросить так, чтобы нож вращался.

Для этой игры использовали складные ножи. Как правило, в те далекие времена, когда выбор перочинных ножиков был невелик, мальчишки использовали то, что смогли утащить из отцовского стола или гаража. Применяли и небольшие фикседы, часто самодельные. Большие кухонники не использовали, это было неудобно, да и нагоняй от матери мог «прилететь». А отцы нередко и сами присоединялись к развлечению. «Земля» — настоящая народная мальчишеская игра, в нее играли практически в каждом дворе, а участников могло быть от двух до десяти и более.

«Кораблики» («Морской бой», «Захват»)

«Кораблики» — еще одна популярная игра с ножом. Для нее использовали только складные ножи, у которых лезвие можно достаточно устойчиво раскрыть в положении под 90 градусов к линии рукояти (Г-образно). На песчаной или земляной площадке рисовали очертание «моря». Для каждого из участников (а их могло быть от двух и более) на береговой линии (границе «моря») рисовали «порт». Первый ход определялся жребием. Нож устанавливался в «порт» игрока так, чтобы он стоял вертикально, опираясь о землю кончиком клинка и задней частью рукоятки, лезвием от игрока. Игрок пальцем наносил толчок (удар) снизу по рукоятке ножа так, чтобы он перелетал в «море» в сторону «порта» другого игрока и при этом вращался. Ход считался успешным, если нож втыкался в землю клинком или падал на рукоять клинком вверх и оставался в таком положении. В первом случае (на стартовом ходе) игрок получал «кораблик», во втором «подводную лодку», которые рисовались на том месте, где упал нож. Следующий ход совершался уже со своего «боевого судна». Цель игры — захват «порта» противника или противников, если в «Кораблики» играло больше двух участников. Порт считался захваченным, если при очередном броске нож удачно попадал на его территорию. Во время игры можно уничтожать «суда» противника (ход, при котором нож удачно попадает в очертание «кораблика» или «подводной лодки» другого игрока). В этом случае игрок, лишившийся «судна» при переходе хода к нему пытается вывести в «море» новое «судно» (совершает бросок, аналогичный стартовому).

«Морской бой», 2-й вариант

Эта версия игры с ножом несколько менее распространенная, но не менее увлекательная, чем предыдущая. Для нее также используется складной нож, который можно разложить в «Г» образное положение. Эта игра имеет два варианта — неподвижный и подвижный. В неподвижном варианте суть сводится к набору очков до определенной цифры (оговаривается заранее). Нож устанавливается на острие и заднюю часть рукоятки вертикально, как и в игре «Кораблики», броски производятся таким же способом (удар по рукояти снизу вверх). Очки получают за удачные броски по следующей шкале:

Существуют и иные градации (в различных регионах «маркировки» кораблей делают по-разному). В такой вариант играют на земляной или песчаной площадке, иногда и на доске или скамейке.

Подвижный вариант игры «Морской бой» имеет абсолютно другие правила: в него играют аналогично «Корабликам», но с отличиями. Рисуют не «море» а «острова» — круги диаметром приблизительно в 0.5 м. Располагают эти «острова» на отдалении друг от друга. В дальнейшем с территории «острова» игроки производят свои ходы складным ножом, установленным в Г-образное положение, как уже описывалось выше. Далее удачными бросками игроки получают свои «корабли» (также обозначаются кругами диаметром около полуметра) и при каждом новом удачном броске рисуют новые «корабли», перемещаясь к «острову» противника. Задача — уничтожить «остров» противника (или «острова», если игроков несколько), попутно уничтожая его «корабли». В целом игры «Кораблики» и «Морской бой» (2-й вариант) очень похожи, различие в нюансах.

«Города»

Игра в «Города» — практически калька со 2-го варианта «Морского боя». В этой версии рисуют круги на удалении друг от друга, которые называются «городами». Внутри пишут название городов. Суть игры аналогична «Морскому бою». В эту игру часто играют не только отдельные участники, но и команды. Перед игрой каждый участник выбирает способ метания ножа — таким способом он должен совершать все броски. Существуют командные версии игры, в которых для захвата «города» необходимо, чтобы противник привел определенное число игроков или определенное количество условной «техники». В таком варианте каждый тип стартового броска определяет тип этой самой техники. Например, простой бросок — «солдат», бросок с вращением — «танк», сложный бросок — «катюша». Победа назначается за проведение во вражеский «город» 5 «солдат», 3 «танков» или 1 «катюши».

«Танчики»

Эта игра похожа на 1-й вариант «Морского боя», разница лишь в боевых единицах — теперь у вас вместо кораблей танки. Играют до определенного числа очков, а очки начисляют за удачные броски (как описано выше). Существует вариант, в котором используют полностью раскрытый складной нож или фиксед, а очки начисляют за удачное метание в землю различными вариантами. Броски производят из положения стоя. Чаще всего использовалась такая шкала:

«Футбол»

Для этой игры используют прямоугольную площадку (доска, скамейка, земляной участок), которую расчерчивают на пять равных участков (поперечно). На торцевых сторонах рисуют полуокружности — это «ворота». Играют вдвоем. Участники по очереди совершают броски оговоренным заранее способом в ближайший к себе сектор. Если бросок удачен (нож воткнулся) — бросают в следующий сектор и так до сектора, смежного с воротами противника. «Гол» засчитывается при удачном броске в «ворота». Игра ведется до оговоренного числа «голов». При неудачном броске ход переходит к сопернику.

Этот рассказ об играх с ножами, конечно же, не полный. На огромных просторах Советского Союза существовало множество различных вариантов, как самих игр, так и их версий. Мы постараемся собрать их по максимуму и рассказать о них в следующей нашей публикации. Возможно, кто-то из вас захочет попробовать поиграть в эти забытые игры с ножами.




Последние статьи в этом разделе:


07.08.18     Секреты фронтальных ножей

03.08.18     Доступно о ламинатной стали

06.06.18     Blade Show 2018: первые итоги

25.01.18     SHOT SHOW 2018: первые итоги самой масштабной выставки начала года



Все статьи

Напишите свой отзыв

Ваш отзыв может помочь кому-то сделать выбор. Спасибо, что делитесь опытом!

Ваше имя/ник*:
Контактные данные
(не будут показаны на странице)
:
Ваша оценка *:
1 Ужасно 2 3 4 5 Отлично
Ваш отзыв *:
Отправить
К сожалению, отзывов пока нет. Будьте первым, кто напишет его.
Закрыть X Расширенный поиск
Цена:
Материал лезвия:
Производитель:
Длина лезвия:
от см.   до см.
Наличие:
Тип заточки:
Материал рукояти:
Тип клинка:
Тип замка:
Ваш город: не определён
Закрыть X
Ваш город?
Доставка
  • на следующий день после заказа по Москве собственной курьерской службой
  • любыми транспортными компаниями по всем крупным городам России
  • доставка Почтой России в любую точку РФ
  • бесплатная срочная доставка в день заказа товаров со статусом в магазине
  • более 2500 пунктов выдачи
Ассортимент
  • крупнейший в Европе оффлайн-магазин в историческом центре Москы
  • более 15 000 ножей в наличии в каталоге интернет-магазина
  • полный ассортимент премиальных брендов в магазине
  • магазин авторизован всеми ведущими производителями
Ценителям ножей
  • эксклюзивные интервью ножевых дизайнеров
  • интересные статьи и новости ножевого рынка
  • 3Д-фотографии ножей, максимально полные характеристики в каталоге
  • реальные отзывы пользователей
  • отзывы ножевых критиков
Сервис клиентам
  • удобная программа лояльности и бонусов
  • постоянные акции и скидки
  • экспертные консультации
  • сервис "Гарантия цены"
  • безупречная репутация за 9 лет работы
Гарантия качества
  • только оригинальный товар
  • официальная гарантия производителя
  • возможность возврата в течении 14 дней
  • решаем все гарантийные вопросы
  • проверка товара перед отправкой
На главную страницу Написать письмо