Личный кабинет
Москва
Закрыть X
Ваш город?
    
    

    Харбукские складные ножи — живая история рядом с нами

    [18.03.19]

    Складные ножи — тема очень интересная. Недавно на нашем сайте вышла замечательная статья Анатолия Фомина «Легендарный испанский нож наваха». Навахи появились в XV–XVI веках. Мало кто не слышал о знаменитых швейцарских армейских ножах, которые производятся c 1891 года. Однако даже не все специалисты знают, что и в России существует центр производства традиционных складных ножей. Это горное село Харбук (1300 метров над уровнем моря), расположенное в Дахадаевском районе Дагестана. По данным Википедии, по состоянию на 1 января 2018 года население села Харбук составляло 1476 человек.


    Харбукские ножи. Фото с сайта kavkazskoeoruzie

    В интернете информацию о харбукских складных ножах нашлась только в статье Марата Ахмедова «Харбукские складные ножи». Есть еще публикация юзера «диверсант» «Харбукские складни», размещенная на форуме «Популярное оружие». Но это фактически тот же самый текст и те же самые фотографии, что в предыдущей публикации, так что, это, вероятно, один и тот же автор. Статья Марата Ахмедова интересна, однако с момента размещения указанной публикации прошло уже девять с половиной лет. Кроме того, ряд фактов, приведенных автором в данных публикациях, явно взят из неких исторических источников, однако сами эти источники не указаны. Мы приведем эту информацию в данной статье, потому что она очень интересна, но с той оговоркой, что без указания источников мы, к сожалению, не можем ручаться за ее достоверность.


    Село Харбук на Гугл-картах

    Итак, мы поставили себе цель найти дополнительную информацию о харбукских складных ножах. Благодаря дагестанскому коллекционеру, реставратору и эксперту по кавказскому холодному оружию Шапи Курбанову и кузнецу Гасану Раджабову, удалось связаться с дагестанским ученым, писателем, поэтом и журналистом Хизри Юсуповым, уроженцем села Харбук. Хизри выслал информацию, которой владеет, три фотографии своего харбукского складного ножа, а также отрывок из книги «Харбукцы: история и культура» (Махачкала: Издательство «Юпитер», 1997. — 592 с.), посвященный харбукским ножам и харбукским мастерам. Также мы пообщались на эту тему с Гусеном Раджабовым, уроженцем села Харбук, живущим сейчас в Махачкале.


    4-предметный харбукский нож, изготовлен мастером Ильясовым Сулайбаном в 2017 году, принадлежит Хизри Юсупову

    История села Харбук очень древняя и длинная, со множеством красивых легенд. Википедия утверждает, что по преданиям харбукцев они являются потомками кузнецов из войска Александра Македонского, которые после смерти полководца ушли искать себе новое место для поселения. Пройдя через Дербент, они остановились на равнине Карбачи-дирка, рядом с железорудными копями и основали там село Карбук. Во время нашествия Тимура жителям пришлось оставить свое село и переселиться на новое место. Александр Македонский и его армия являются весьма распространенными мотивами в мифологии самых разных народов, поэтому, при всем уважении к харбукцам, вряд ли официальные историки воспринимают это предание всерьез, ведь в его пользу нет каких-то серьезных научных доказательств. Вряд ли кто-то теперь достоверно узнает, как оно было на самом деле. А вот древность металлургии в данной местности подтверждается археологическими данными. Так, в 50-е годы археолог Котович В. Г. обнаружил здесь остатки древней кузницы. Кроме того, до настоящего времени серьезно не исследована шахта по добыче руды, существующая в местности Тарквар в районе села Дейбук Дахадаевского района Дагестана.


    Село Харбук. Фотография с сайта asienda.ru

    Как давно в Харбуке начали делать именно складные ножи, установить сложно. Марат Ахмедов пишет, что это доподлинно неизвестно. Хизри Юсупов дает датировку — XVII век. Такая датировка кажется удивительной, но опять же, не зная источников, не хочется ее опровергать как заведомо неверную или настаивать на ее правильности. Судя по дизайну некоторых современных харбукских складных ножей, имеющих немного загнутое вниз окончание рукоятки, можно допустить влияние со стороны испанских навах, у которых такая рукоятка встречалась, либо копий испанских навах, сделанных в других странах Европы. Но опять же нет данных о том, насколько давно харбукские складные ножи стали делать именно с такой рукояткой. Даже для второй половины XIX века гипотеза о влиянии со стороны навах не будет слишком смелой. Иногда хорошему мастеру бывает достаточно подержать в руках какой-то предмет, или просто увидеть его на рынке или даже на рисунке, для того чтобы творчески осмыслить его и использовать новые идеи в своей работе. Возможно, подобная форма рукоятки возникла просто по причине удобства. Много раз в истории случалось, что мастера из двух удаленных друг от друга регионов мира приходили в итоге к одинаковым техническим решениям.

    В книге ««Харбукцы: история и культура» приведен рисунок Хизри Юсупова с изображением некоторых видов ножей. Названия указаны в транскрипции:
    1 — хъулила дис (комнатный, т. е. кухонный нож),
    2 — хула дис (большой нож),
    3 — цалла бегl дис (однолезвийный нож),
    4 — кlвилла бегl дис (двухлезвийный нож),
    5 — уреккал далга бегl дис (шестипредметный нож).
    6 — вецlну кlвира далга бегl дис (двенадцатипредметный нож),
    7 — хъарбукан хъячlкибиркьан дис (харбукский нож с фиксатором),
    8 — буруп-дис (нож-шило),
    9 — букlу дис (нож без накладных ручек),
    10 — кессалегlела дис (карманный нож),
    11 — муцlрус (бритвенный нож),
    12 — бекl лугlян муцГрус (нож для бритья головы),
    13 — тупанча-дис (нож-пистолет),
    14 — биштlа хъячlкибиркьан (маленький нож с фиксатором),
    15 — букlун дис (чабанский нож),
    16 — гlяяркьянала дис (охотничий нож).

    На рисунке мы видим обычные складные ножи, складные ножи с двумя клинками, многопредметные складные ножи, опасные бритвы, ножи с фиксированным клинком и даже такую экзотику как нож-пистолет. Впрочем, эффективность боевого применения гибридов ножа и пистолета в обеих ипостасях часто служит предметом скепсиса и шуток на ножевых форумах. Хотя как коллекционные предметы подобные экземпляры, наверное, имеют право на существование.

    В том, что касается существования многопредметных складных ножей в Харбуке, можно предположить влияние со стороны швейцарских армейских ножей. Думаем, что для XX века это вполне рабочая гипотеза. Тем более что Марат Ахмедов пишет о харбукских многопредметных складных ножах с пинцетом (вероятно съемным) и компасом. Съемный пинцет — одна из известных «фишек» швейцарских армейских ножей. Ножи с компасом, интегрированным в окончание рукоятки, либо в одну из накладок рукоятки нам известны, однако никому такие решения использовать не советуем. Компас — точный инструмент, большие нагрузки при активной работе с ножом для него вредны, а потому его лучше всего иметь в виде отдельного предмета. Кроме того, Марат Ахмедов пишет о том, что с 1930-х годов в Харбуке изготавливали ножи с заточкой, которая в современной терминологии именуется серрейторной, однако ни одной фотографии харбукских ножей с серрейторной заточкой он в своей статье не привел, поэтому нам остается только верить автору на слово.

    Почему в Харбуке начали делать складные ножи, тоже не совсем понятно, и харбукцы сами не выдвигают по этому поводу каких-то серьезных гипотез, обычно объясняя это тем, что такие ножи просто удобнее носить. Однако, даже если это так, традиция до сих пор осталась локальной и не была перенята даже в соседних селах. Для северного Кавказа вплоть до современности традиционными остаются ножи с фиксированным клинком. Складными ножами всерьез занимается только компания Kizlyar Supreme, однако фактически она изначально являлась международной, а не собственно дагестанской, и с самого основания позиционировала себе именно в качестве таковой. Кроме того, складные ножи в стиле карачаевского ножа Бычак делает найфмейкер Алибек Хубиев из Теберды. Но, опять же, это скорее исключение из правил, по меркам Северного Кавказа.

    Согласно данным Сельхозпереписи, в 1917 году металлообработкой в Харбуке занимались 310 ремесленников. Наиболее сложной являлась работа мастеров-ножовщиков. Одни мастера производили простые одинарные ножи (михьтари — «перочинный нож»), другие — двойные. Часть мастеров выпускала ножи с 6-ю, 9-ю и 12-ю предметами. Мастера производили ножи всевозможных видов и форм. В прошлом в доме горца обязательной при­надлежностью был «хъарбукан дис» (харбукский нож). В основном слесари выпускали свои изделия серийно, т. е. сразу подготавливали заготовки на несколько (от 3 до 10) изделий и последовательно производили все операции.


    Харбукские ножи мастера Микаила Раджабова

    До революции в Харбуке существовала некая артель мастеров, производившая художественные изделия для аристократов при поддержке русского императорского двора. В начале XX века некий мастер из Харбука получил грамоту с личной подписью Николая II и вознаграждение в размере трех рублей за новаторство и изобретение. Однако после революции новая советская власть начала вводить запреты на производство холодного оружия, многие известные мастера были репрессированы, а родовые мастерские и кузницы пришли в запустение. Несмотря на все эти бедствия, кузнечная традиция в Харбуке все-таки сохранялась. В период Великой отечественной войны и после нее кузнечным делом в Харбуке начали заниматься женщины, потому что многие мужчины из Харбука погибли на войне. С тех пор в этом селе кузнечное дело считается вполне подходящей для женщины профессией, что тоже не вполне обычно по меркам Северного Кавказа. По состоянию на 2018 год в Харбуке работала женщина-кузнец Джавгар Магомедкадиева. Она делала кинжалы, шашки и даже экзотические для данного региона катаны. Вообще харбукские мастера, судя по всему, не чужды новшеств. Накладки рукояток современных харбукских складных ножей делаются не только из традиционного дерева (орех и бук), но и из современного пластика и оргстекла. Утверждается, что за годы работы каждый мастер вырабатывает собственный почерк, и харбукцы, разбирающиеся в этой теме, могут легко определить, каким именно мастером сделан тот или иной нож.


    Кинжалы и шашки работы Джавгар Магомедкадиевой. Фото из блога yarodom.livejournal.com

    Далее приведем сведения от Марата Ахмедова, которые Хизри Юсупов подтвердить не смог. Так, в 1947 году некий мастер из Харбука получил правительственную грамоту за лучший нож, изготовленный в знак дружбы для подарка испанским пионерам. Сам мастер на тот момент был семиклассником. Кроме того, Марат рассказывает о ноже, который в возрасте девяти лет сделал здравствующий по состоянию на 2009 год харбукский мастер Гаджи Магомедов. Это двенадцатипредметный нож, который был куплен и высоко оценен неким фабрикантом из Золингена. Нож был устроен таким образом, что мог разделяться на две половины, превращаясь в два самостоятельных предмета, которыми было удобно пользоваться во время обеда, держа в одной руке нож, а в другой вилку. Фотографии или рисунка этого удивительного ножа, к сожалению, нет. Когда речь идет о кузнеце столь юного возраста, сделавшего настолько сложный по конструкции нож, можно предположить, что часть работы была выполнена другим кузнецом, то есть отцом или учителем Гаджи. Такое техническое решение не является абсолютно оригинальным. Ориентировочно в 2014 году был представлен нож Case XX от канадской компании Sitka. Он разделялся на целых три части — нож, вилку и ложку соответственно. Сегодня в каталоге компании Sitka этого ножа нет, однако там есть более простая модель The Camp Utensil, имеющая аналогичную конструкцию.


    Нож Case XX от канадской компании Sitka

    Судя по всему, жители Харбука никогда не отличались особенной воинственностью. Из всех типов харбукских ножей, показанных на рисунке Хизри Юсупова, однозначно боевым можно считать только нож-пистолет, да и тот теоретически мог изготавливаться как оригинальный экземпляр для продажи. Даже ножи с фиксированным клинком, которые делали харбукцы, являются чабанским (то есть пастушеским) ножом и охотничьим ножом соответственно. Марат Ахмедов рассказывает, как ненароком обидел харбукского кузнеца, попросив его изготовить копию стилета, который он увидел на старинной европейской гравюре. По его словам, кузнецы из Харбука вообще не берутся делать ножи, которые предназначены для нанесения вреда человеку. Но это информация не очень вяжется с кинжалами, шашками и катанами, которые создает Джавгар Магомедкадиева. Возможно, сегодня они являются скорее сувенирами, однако изначально это было все-таки холодное оружие. Так что, даже у харбукских мастеров существуют разные подходы к творчеству. Так или иначе, нет сомнений в том, что традиционные харбукские складные ножи являются хозяйственно-бытовыми.

    Для производства ножей многие харбукские мастера самостоятельно изготавливают уникальные инструменты, под свои потребности. Общий вес инструментов, используемых опытным мастером, по мнению Марата Ахмедова, может доходить до 60–80 кг. Изготовление одного складного ножа длится не менее двух рабочих дней. Горн мастера работает на древесном угле из местного леса. До революции в Харбуке были большие шахты по добыче железной руды. Руда перерабатывалась в родовых доменных печах. Но этой металлургической индустрии давно уже не существует, и сегодня харбукские мастера в основном используют фабричную инструментальную сталь марок У8, У9 и У10.


    Складной нож Karbuk AUS-8 Black от компании Kizlyar Supreme. Дизайн ножа разработан австралийским ножевым дизайнером Джулиусом Конрадом (Julius Conrad) на основе одной из разновидностей харбукских складных ножей.

    Харбукские складные ножи принято делать под требования конкретного заказчика, так что харбукские мастера в принципе не делают их на продажу и работают преимущественно на местный рынок. Не удалось найти свидетельств о том, что харбукские складные ножи где-то продаются организованно или даже в частном порядке отдельными мастерами в таком формате, чтобы человек со стороны мог их просто взять и купить. Да и не так много уже осталось этих мастеров. Хизри Юсупов говорит, что сегодня в Харбуке работает всего 10–15 мастеров, делающих складные ножи. В последние 10 лет село Харбук постепенно пустеет, его жители переезжают в города. В 1980-е годы в местной школе обучалось более 700 учеников, а сегодня в ней учится всего 30 детей. Вероятно, скоро эту среднюю школу просто закроют. Кроме того, несколько уроженцев Харбука, которые сегодня живут в Махачкале, продолжают делать харбукские складные ножи. Традиция их изготовления пока жива, а что с ней будет через десятилетия, сказать сложно.

    Редакция Rezat.Ru выражает искреннюю благодарность Хизри Юсупову за помощь в написании статьи.

    Текст: Сергей Грачев
    © Rezat. Ru, 2019


    Рубрики:   Knife-культура



    Последние статьи в этом разделе:

    30.07.19     Себастиан Беренджи: самородок из Сербии

    24.07.19     Бастьен Коув: «Создать свой собственный нож — уникальный опыт»

    11.07.19     Алексей Федотов: «Новичкам желаю удачи, и думать, и творить, и ошибаться, и двигаться вперёд»

    03.07.19     Ножи на российских территориальных гербах



    Все статьи

    Напишите свой отзыв, он может помочь кому-то сделать выбор. Спасибо, что делитесь опытом!
    Ваша оценка *:
    1 Ужасно 2 3 4 5 Отлично
    Ваше имя/ник*:
    Контактные данные
    (не будут показаны на странице)
    :
    Ваш отзыв *:
    Отправить
    Всего 1 отзыв
    5
    Для расчета рейтинга используются оценки в отзывах. Оставьте свой отзыв
    Василич
    26.04.19
    *****
    Очень интересная и познавательная статья. Довольно необычно встретить информацию об изготовлении складных ножей для пастухов. Обычно они используют более простые и надежные ножи с фиксированным клинком. Жалко, что в статье не приводится данных о конструктивных особенностях этих ножей.