Граверы по металлу в мире ножей

Гравировка является одним из древнейших видов декоративно-прикладного искусства. Русская википедия дает определение термина «гравировка» как нанесение рисунка (надписи, орнамента) на поверхность различных материалов (металл, камень, дерево, кость, стекло). Однако на практике в русском языке, в том числе и среди специалистов, занимающихся этими видами искусства, относительно нанесения рисунков на дереве, камни и кости закрепился термин «резьба». Что касается нанесения рисунков на стекло, то эту технику чаще называют гравировкой, чем резьбой, однако к предмету нашего исследования, она имеет мало отношения, так как ножи с рукоятками из стекла, к тому же с нанесенной на них гравировкой, — явление очень редкое. Предметом же данной статьи являются биографии и работы шести знаменитых профессиональных граверов по металлу, наносящих изображения на рукоятки и клинки ножей. Гравировка по металлу может осуществляться вручную (резцами), лазером либо кислотным травлением.

Амаяк Степанян

 

Кастомный складной нож работы Оуэна Вуда. Гравировка Амаяка Степаняна. Фото: knifepurveyor.com
Кастомный складной нож работы Оуэна Вуда. Гравировка Амаяка Степаняна. Фото: knifepurveyor.com

 

Американский гравер ножей и найфмейкер Амаяк Степанян родился в России. В семнадцать лет он стал учеником часовщика в Сочи. Этот опыт был важен для мастера не только в плане освоения ремонта часов, но и как обучение тонкой работе на деталях маленьких размеров. Амаяк Степанян посвятил этой профессии одиннадцать лет, но все изменилось, когда он прочитал книгу Эрхарда Бреполя о ручной гравировке. Он начал делать гравюры на металле, а два года спустя оставил часовое дело и стал работать профессиональным гравером ножей в московской компании, занимавшейся изготовлением сувениров.

 

Ножи Амаяка Степаняна. Фото: amayakstepanyan.com
Ножи Амаяка Степаняна. Фото: amayakstepanyan.com

 

В 1996 году Амаяк Степанян приехал в США и показал образцы своей работы американскому мастеру Лью Ваклеру, благодаря которому он затем смог установить важные профессиональные контакты. В 2000 году Амаяк Степанян вместе с женой Светланой переезжает из Москвы в США и поселяется в городе Арвада (штат Колорадо). В последующие годы Амаяк Степанян работает с такими известными американскими мастерами как уже упомянутый выше Лью Ваклер, Билл Бринкер, и Андреас фон Задора. В 2002 году, благодаря знакомству с ныне покойным найфмейкером Диком Ходжсоном, начинается его сотрудничество с известным мастером Оуэном Вудом. В этот период Амаяк ставит себе цель — разработать собственный хорошо узнаваемый стиль гравировки. Со временем он понимает, что хочет делать ножи сам, потому что они позволят лучше воплотить в жизнь собственные идеи, но на осуществление этой мечты у него уходит несколько лет.

По мнению Амаяка Степаняна сутью отличного ножа является сочетание оригинальной мысли, концепции и дизайна, ведь даже отличное исполнение никогда не сможет скрыть изначально плохого дизайна ножа.

Сэм Альфано

 

Гравировка Сэма Альфано на ноже из набора New Orleans Arms Set, изготовленного Эмметом Леназом. Фото: masterengraver.com
Гравировка Сэма Альфано на ноже из набора New Orleans Arms Set, изготовленного Эмметом Леназом. Фото: masterengraver.com

 

Американский мастер Сэм Альфано занимался гравировкой с начала 1970-х годов, однако решил стать профессиональным гравером только в 1979 году. В 1982 году Стэнли Дифенталь из компании New Orleans Arms нанял Сэма на полную ставку, чтобы он наносил гравюры на оружие из его личной коллекции. Его учителем стал профессиональный гравер компании New Orleans Arms — Линтон Маккензи. В 1984 году Сэм Альфано отправился в город Брешиа (Италия), для того чтобы научиться классической итальянской технике ручной гравировки «булино» (bulino) у знаменитого гравера Фирмо Фракасси. Он продолжал работать в компании New Orleans Arms до 1989 года, когда скончался Стэнли Дифенталь.

После этого Сэм Альфано сосредоточился на гравировке кастомных ножей и ювелирных изделий высокого класса, предназначенных для коллекционеров. Его стиль гравировки характеризуется сложными замыслами и их безупречным исполнением. Сэм Альфано демонстрировал свое мастерство гравировки во многих странах мира, а фотографии его работ нередко появляются в специализированных журналах. Он сотрудничал с такими известными найфмейкерами как Джек Басфилд и Уоррен Осборн. Он также известен как художник-иллюстратор и автор нескольких обучающих видео, посвященных гравировке.

Джулия Варенски

 

Кастомный нож Курта Эриксона. Гравировка Джулии Варенски. Фото: warenskiknives.com
Кастомный нож Курта Эриксона. Гравировка Джулии Варенски. Фото: warenskiknives.com

 

Творческий союз выдающегося американского найфмейкера Бастера Варенски (Buster Warenski) и его жены Джулии Варенски был хорошо известен в профессиональной среде США в 1990-е годы. Их брак, заключенный в 1986 году, продлился почти два десятилетия. Бастер был талантливым гравером, но за время их брака Джулия не только переняла у него секреты мастерства, но и превзошла своего мужа и учителя. После того как Бастер ушел из жизни, Джулия продолжила изготавливать кастомные ножи с его лучшим учеником Куртом Эриксоном, и этот творческий союз в итоге тоже закончился браком. На Blade Show 2019 нож Джулии Варенски, созданный для компании Pro-Tech, победил в номинации «Инвестиционный/коллекционный нож года».

Джон Робин

 

Кастомный нож Уоррена Осборна. Гравер Джон Робин. Фото:knifepurveyor.com
Кастомный нож Уоррена Осборна. Гравер Джон Робин. Фото:knifepurveyor.com

 

Высокий уровень мастерства заметен в работах профессионального американского гравера Джона Робина. Для него характерны разноцветные гравюры с сюжетными рисунками. К сожалению, нам не удалось найти точных биографических данных об этом мастере. Известно, что нн сотрудничал с уже упомянутым выше найфмейкером Уорреном Осборном и покойным ныне американским найфмейкером Джо Кайосом.

Брюс Шоу

 

Нож Pro-Tech Sprint от компании Pro-Tech с гравировкой Брюса Шоу
Нож Sprint от компании Pro-Tech с гравировкой Брюса Шоу на рукоятке

 

Американский гравер и художник Брюс Шоу живет и работает в прибрежном городе Пасифик-Гроув (штат Калифорния). Мастер получил художественное образование во время обучения в университете Кэл-Стейт (Cal-State University) в Лос-Анджелесе и является дипломированным инженером-механиком. Брюс начал заниматься гравировкой в 1978 году. Спустя 6 лет он стал профессиональным гравером и вступил в гильдию граверов. Мастер специализируется на ручной и лазерной гравировке ножей и пистолетов, в стиле традиционных орнаментов американских индейцев, а также на гравировке изображений животных, являющихся объектами их охоты. Как гравер ножей он известен сотрудничеством с американской компанией Pro-Tech.

Антонио Монтехано

 

Нож работы Антонио Монтехано. Фото: guns.allzip.org
Нож работы Антонио Монтехано. Фото: guns.allzip.org

 

Отличительной особенностью ножей испанского найфмейкера и гравера Антонио Монтехано является гравировка не только и не столько на рукоятках, сколько на клинках. Он родился в 1961 году в городе Альбасете — одном из традиционных испанских центров по производству ножей. Отец мастера был профессиональным гравером, а Антонио с детства занимался рисованием. Удивительно, что сложнейшие проекты своих ножей мастер рисует на листе бумаги с помощью обычного карандаша. В своей работе он использует технику Agua Fuerte (кислотное травление металла в литографическом стиле).

 

Проект дизайна рукоятки ножа рисунок Антонио Монтехано. Фото: guns.allzip.org
Проект дизайна рукоятки ножа рисунок Антонио Монтехано. Фото: guns.allzip.org

 

Работа профессиональных граверов по металлу способна превращать кастомные ножи, а также специальные модели серийных ножей, в настоящие произведения декоративно-прикладного искусства. Гравер и найфмейкер — это две сложные профессии сами по себе, а потому специалистов, которые на профессиональном уровне владеют ими обеими, очень мало. Поэтому обычно творческие дуэты «найфмейкер + гравер» позволяют двум мастерам создавать шедевры, которые они не смогли бы создать, работая в одиночку. Многие из таких ножей изготавливаются в единственном экземпляре и впоследствии украшают собой самые солидные коллекции ножей в мире.

 

Коллекционный авторский складной нож ручной работы N. L. Knives Аурум Ронин
Коллекционный авторский складной нож ручной работы N. L. Knives Аурум «Ронин»

 

 

Нож Баско-4 с гравировкой Лось, олени
Нож Баско-4 гравировкой «Лось, олени»

 

Профессиональные граверы зачастую работают не только с ножами, но и с огнестрельным оружием, ювелирными украшениями и т. д. Что касается методов гравировки, то в последние годы, наряду с различными техниками ручной гравировки, все большее распространение получает лазерная гравировка по металлу, а некоторые мастера используют техники кислотного травления. Цветные гравюры на металле считаются ныне более солидными чем простые. Сегодня гравировка на металле, будучи доведена фактически до совершенства и реализуясь с использованием как традиционных, так и самых современных технологий, включая лазер, продолжает жить и радовать ценителей прекрасного.

Текст: Сергей Грачев
© Rezat. Ru, 2020

Последние статьи в этом разделе:
22.09.20     Эсклюзивное интервью с гравером по металлу Амаяком Степаняном
15.09.20     Ножевая география мира: 12 ножевых городов
03.09.20     Скримшоу в найфмейкинге
31.08.20     Ножи Гранта и Гэвина Хоуков
Все статьи
Напишите свой отзыв, он может помочь кому-то сделать выбор. Спасибо, что делитесь опытом!
X
1 Ужасно 2 3 4 5 Отлично
Отправить
К сожалению, отзывов пока нет. Будьте первым, кто напишет его.
К сожалению, отзывов пока нет. Будьте первым, кто напишет его.