Личный кабинет
Москва
Закрыть X
Ваш город?
    
    

    Фантастические ножи Евгения Чарикова: эксклюзивное интервью Rezat.Ru

    [27.12.18]

    Евгений Чариков — известный владикавказский мастер художественных ножей. Увидев его работы один раз, вы уже не сможете их забыть, настолько сильное они производят впечатление. Пожалуй, эти ножи ближе к скульптуре и ювелирному творчеству, нежели к семейству функциональных предметов. В гипермаркете Rezat.Ru выставлена одна из его невероятных композиций — нож «Наутилус». Предлагаем вашему вниманию беседу с великолепным мастером о его ножах и планах на будущее.

     
    Евгений Чариков и его ученики

    Здравствуйте, Евгений Евгеньевич! Первый вопрос — традиционный: как вы пришли к этому виду творчества, сплаву ювелирного мастерства и работы ножевого мастера, что способствовало выбору? В общем, расскажите немного о себе, о том периоде жизни, когда формировался ваш стиль.

    Я родился в 1976 году в городе Владикавказе. В 1992 году поступил в Художественное училище, на отделение художественной обработки металла. В училище была возможность утолить мой информационный голод по теории и практике ювелирного дела, у нас были хорошие преподаватели и неплохие мастерские. Я с большим интересом изучал различные техники и материалы. Во время учебы в училище, я впервые серьезно заинтересовался ножами.

    Были ли у вас учителя, мастера, с которых вы брали пример или те, кто служил вам образцом? Или вы искали свой путь, избегая чужих проторенных дорог?

    Как такового учителя у меня не было, но жизнь сводила с людьми, общение с которыми открывало глаза на важные вещи. В 1999 году я поступил в Санкт-Петербургскую художественно-промышленную академию. В Академии я встретился с известным уже в то время художником и мастером Анатолием Богачевым. Большое впечатление произвели его работы, его отношение к художественному образу.

    Во время учебы у студентов сложился определенный круг — круг людей, так же, как и я увлеченных изготовлением ножей. Мы общались, обсуждали интересные работы. Постепенно появлялся опыт в применении различных материалов и техник.

    Какая работа была у вас первой? Какова ее судьба?

    Первый более-менее серьезный нож я сделал в 2000 году. Это был украшенный охотничий нож с дамасским клинком Всеволода Соскова. Судьба и местонахождение этой работы мне неизвестна.


    Первый нож работы Евгения Чарикова

    Отдельно хочу задать вам серию вопросов по вашей фантастической работе «Наутилус», которая выставлена в нашем магазине. Сколько времени у вас ушло ее на изготовление? Дизайн композиции был разработан сразу целостно, или дополнялся и изменялся в процессе работы? Какие техники и приемы использовались?

    «Наутилус» рождался нелегко. Итоговый результат отличается от первоначального проекта.


    Первоначальный проект «Наутилуса»

    В процессе работы пришлось решать ряд вопросов, и в результате нож вышел более сложным, чем задумывался в начале. На изготовление «Наутилуса» у меня ушло около года. Клинок и маленький клиночек для него изготовил кузнец Ю. Х. Саркисян. Вот описание этого ножа, которое я сделал для каталога выставки в Кремле (оно ответит на часть ваших вопросов):

    Кабинетный нож «NAUTILUS2105» отличается нетрадиционной формой и конструкцией. Силуэт ножа повторяет силуэт рыбы. Конструкция клинка, механизм открывания ножен состоят из множества деталей и имеют неповторимые особенности в своем техническом решении.

    Клинок ножа выполнен из мозаичной дамасской стали, по центру с двух сторон на клинке выбран широкий дол. В середине дола прорезано сквозное фигурное отверстие, в котором расположен маленький нож-рыбка. Маленький нож в хвостовой части шарнирно закреплен, что позволяет ему поворачиваться в обе стороны основного клинка, на «голове» маленького ножа находится подпружиненный фиксатор. Клинок маленького ножа изготовлен из мозаичного дамаска и имеет декоративное оксидированное покрытие.

    Ножны ножа «NAUTILUS2105» имеют уникальный механизм фиксации клинка. С двух сторон на ножнах расположены фиксаторы, закрепленные на шарнирах на основном теле ножен. Механизм открывания фиксаторов находится на левой стороне ножен и является композиционным центром этой стороны изделия.

    С правой стороны ножен расположены декоративные люки, придающие изделию сходство с подводной лодкой. Все три люка закреплены на шарнирах и имеют замки-фиксаторы. При открывании люков можно увидеть маленький нож не доставая весь клинок из ножен. Весь нож запатинирован в серо-стальной цвет, глаза выполнены из перламутра и гагата. Техника исполнения: литье по выплавляемой модели, пайка, монтировка, патинирование.

    Нам известны следующие ваши работы: «Рыбцарь», «Наутилус», «Улитка», «Птица Феникс», «Жар-птица». Это полный список или есть и другие?

    Мои основные работы:

    • «Рыбцарь»
    • «Наутилус»
    • «Виверн»
    • «Колибри»
    • «Цикада»
    • «Улитка»
    • «Птица Феникс»
    • «Жар-птица»
    • «Цапля»
    • «Принцесса»
    • «Султанский»
    • «Султанский 2»


    «Рыбцарь»

    Все эти художественные ножи также стали экспонатами частных коллекций? Вам известна их судьба?

    Были еще другие, менее значимые для меня работы. Все эти ножи находятся в частных коллекциях, более конкретной информации у меня нет. Было также несколько работ на тему Востока: ножи «Султанский» и «Султанский 2», «Принцесса»


    Ножи «Султанский 2» и «Принцесса»

    В работах мне очень интересно применять механические конструкции, впервые я попробовал такой ход в ноже «Колибри», изготовленном по моему проекту в 2003 году совместно с Мастерской-студией МЕЖОВ.

    Следующий нож, где я в композиции применил механизм, была «Жар-Птица», сделанная в ноябре 2006 года.


    Нож «Жар-птица» в процессе создания

    Самому странно, но вместе со сложными механическими композициями с множеством деталей и трудоемкостью изготовления, меня как художника очень волнует диаметрально противоположное направление в композиции ножа — минимализм. В поисках своего языка в минимализме я изготовил нож «Улитка» (2006 год).


    Нож «Улитка»

    Вааши работы экспонировались в Эрмитаже. А были другие выставки?

    Да, мои работы экспонировались в 2002 году на выставке «Ювелирный авангард. Истоки. Параллели» и в 2014 году на выставке «Пластика в металле и камне. Произведения современных мастеров» в Государственном Эрмитаже. Были также выставки в Центральном военно-морском музее Санкт-Петербурга (2004) и в Успенской звоннице Московского Кремля (2008).

    Статьи и заметки о вас, которые можно найти в интернете, датируются 2007–2008 годами, а после этого никакой информации нет. Сейчас же вы работаете преподавателем во Владикавказе, в художественной школе, делитесь своим опытом и знаниями с молодежью. Как вы жили эти десять лет, чем занимались?

    В 2008 году я вернулся в свой родной город, с 2009 года преподаю во Владикавказском художественном училище имени А. Джанаева. За это время новых работ появилось мало, несколько изделий в процессе работы.


    Ножи «Султанский» и «Виверн»

    Работаете ли вы над новыми композициями сейчас? Каковы ваши творческие планы?

    Сейчас в основном работаю над проектами ножей, появилось много новых идей, продолжение старых тем, новые задумки… Может быть, когда-нибудь получится их воплотить в материале.


    Один их новых проектов Евгения Чарикова

    Есть ли у вас сейчас ученики, которым вы передаете свое мастерство, делитесь секретами и техникой Евгения Чарикова, а не учите по программе?

    Учеников в этом плане у меня сейчас нет, в училище я стараюсь научить студентов основам композиции и мастерства. Подсказать им, как можно правильно и красиво развить свою идею и воплотить ее в материале.

    Что вы могли бы пожелать молодым, тем, кто мечтает стать таким же мастером, как вы? Возможно, дадите пару советов?

    Начинающим мастерам я советую больше пробовать, не бояться новых идей и материалов. Сейчас есть масса информации, в сети можно найти хорошие фото работ известных мастеров: и наших, и западных. Очень полезно изучать художественные приемы, техники которые они используют. Но так же важно не захлебнуться в этом изобилии, не пресытиться. Интересные идеи можно найти в простых вещах, которые нас окружают, в природе. Главное, чтобы было интересно придумывать нож, а потом создавать его.

    Евгений Чариков, Владикавказ, декабрь 2018 г.
    © Rezat. Ru, 2018




    Последние статьи в этом разделе:


    15.06.19     Эксклюзивное интервью с Денисом Симонутти, автором ножа года 2019 по версии Blade Magazine

    13.05.19     Большое эксклюзивное интервью с Сергеем Федосенко. Часть IV

    07.05.19     Интервью с Джеспером Вокснэ: «Умение делать хорошо при плохом проектировании не поможет вашим ножам выделиться!»

    12.04.19     Большое эксклюзивное интервью с Сергеем Федосенко. Часть III



    Все статьи

    Напишите свой отзыв

    Ваш отзыв может помочь кому-то сделать выбор. Спасибо, что делитесь опытом!

    Ваше имя/ник*:
    Контактные данные
    (не будут показаны на странице)
    :
    Ваша оценка *:
    1 Ужасно 2 3 4 5 Отлично
    Ваш отзыв *:
    Отправить
    К сожалению, отзывов пока нет. Будьте первым, кто напишет его.