Вход
Все о ножах и их заточке

Джо Касвелл, автор керамбита Provoke: «Я хочу продвигать не просто ножи, а искусство». Интервью для Rezat.Ru

Сегодня мы поговорим с удивительным человеком. Знакомьтесь: кузнец-самоучка, изобретатель, механик, ножевой дизайнер, журналист, ценитель мотоциклов и мотоспорта, автор потрясающих проектов и обладатель десятков патентов в сфере механики и ножевого производства – Джо Касвелл!

Джо Касвелл

Здравствуйте, мистер Касвелл, спасибо, что согласились уделить нам немного времени. Первый традиционный вопрос: расскажите, пожалуйста, о себе. Где прошло ваше детство, где вы учились и как пришли в профессию ножевого дизайнера?

Я вырос в Южной Калифорнии. Моими ранними увлечениями были искусство и журналистика. В течение нескольких лет я был редактором мотоциклетных журналов и регулярно принимал участие в еженедельном радио ток-шоу, посвященном мотоциклам и мотоспорту, в Лос-Анджелесе, в конце 1980-х и начале 1990-х годов.

В начале 90-х годов я начал заниматься ковкой и сваркой дамаска, что отвлекло меня от моей обычной работы в качестве журналиста-мотоциклиста, и это творчество постепенно стало меня интересовать все больше и больше. В конце концов, я начал разрабатывать складные ножи и уникальные механизмы. Полноценно я стал заниматься этим с 2005 года.

EDX folder
Статья, посвященная фолдеру Джо Касвелла EDX с уникальной самозадвигающейся клипсой, встроенной в замок

Были ли у вас учителя из мирового ножевого сообщества или известные мастера, работы которых служили для вас примером?

Когда я начал ковать первые экспериментальные модели (в то время я увлекся историческими формами, такими как мечи эпохи викингов), было очень мало людей по всему миру, которые делали бы подобные вещи. Большая часть моих навыков была приобретена благодаря очень старым книгам, которые я читал, и личному опыту. Я оборудовал кузницу в гараже моего арендованного кондоминиума и принялся за работу, пробуя делать разные вещи.

У меня не было никаких деловых связей с известными промышленными производителями складных ножей до тех пор, пока не начал заниматься складными ножами и механизмами для них сам. Это все произошло примерно после 2005 года.

Что касается вдохновения, действительно, есть много примеров, и я восхищаюсь многими авторами интересных ножей по всему миру. Однако наибольшее влияние на меня как найфмейкер и как наставник оказывает Кен Онион. По моему мнению, Кен, вероятно, величайший производитель ножей в нашем поколении, если учесть его влияние на ножевых мастеров и влияние на формирование ножевого рынка, по крайней мере, здесь, в США.

Меч из дамаска работы Джо Касвелла
Меч из дамаска работы Джо Касвелла

Расскажите о своем первом ноже.

Мой первый нож был фикседом с кованым 4-дюймовым лезвием и с классическим рисунком «лестница». Он был изготовлен в 1993 году, клинок был откован из сталей 52100 и 1095 (шарикоподшипниковая износостойкая сталь и высокоуглеродистая сталь).

Какие ножи вам как ножевому дизайнеру нравятся больше всего?

Я люблю ножи любого типа. Любая форма, которая демонстрирует функциональность и преимущество по сравнению с другими, интригует меня. Это может быть классический фолдер на скользящем шарнире, средневековый кинжал или кухонный нож.

Сейчас я больше всего уделяю времени производству экипировки, предназначенной для работы в тяжелых условиях. В частности, механизмам с особым функционалом и высокой надежностью. Тому, что не было полностью реализовано раньше.

Нож с клинком из дамаска и рукоятью из бивня мамонта
Нож с клинком из дамаска и рукоятью из бивня мамонта

Как долго у вас рождается дизайн, экстерьер будущего продукта? Спонтанно или вы вынашиваете его в течение дней и недель?

Мне нравится находить новые решения очень старых проблем. Это часто означает введение концепций, которые не имеют прецедента. Но в этом сегменте существует не так много справочного материала, с которым можно работать. То, что я получаю в итоге, может показаться очень простым, но получить простой, элегантный дизайн, основанный на совершенно новой идее, нелегко. В результате у меня уходит много времени на разработку чего-то нового, а потом я трачу много времени на его доработку, пока это не станет элегантным выражением идеи. Происходит много итераций, прежде чем мир увидит новый предлагаемый продукт.

Что является самым важным в ваших любимых ножах? Какие характеристики, особенности, для которых вы их выделяете?

Я ценю надежные, но, в то же время, не самые простые в использовании инструменты, которые обеспечивают широкие, а иногда и уникальные функции в визуально привлекательной форме.

Вы создали очень интересный нож – керамбит CRKT Provoke. Расскажите об этой вашей работе: как родилась идея, как вы придумали кинематический механизм и так далее.

Provoke — это хорошая промышленная серийная версия моего нестандартного ножа под названием Caswell MKV2 Morphing Karambit. Конструкция является прямым откликом на выраженные потребности сотрудников полиции и военных, с которыми я регулярно тренируюсь в использовании огнестрельного оружия.

Несколько лет назад я заметил, что они носят в составе своего снаряжения керамбиты, и спросил, как они их используют, что им нравится, и, что более важно, что им не нравится в керамбитах, которые они используют.

Provoke
Керамбит Provoke

Основной проблемой, которую они упомянули, было раскрывание лезвия. В частности, сложность в раскрывании керамбита без необходимости освобождения его от хвата ладонью, трудность раскрывания керамбита без ослабления хвата, перехватывания ножа или привлечения для открывания клинка второй руки. Они согласились с тем, что это было, по существу, невозможно, поэтому они раскрывали лезвие ножа сразу после извлечения ножа из кармана. Все ножи были оснащены очень элегантной функцией Emerson «Wave», позволяющей раскрыть клинок прямо при извлечении из кармана. Но многие отказывались от этой техники, потому что, по их словам, эффективность данной функции не стопроцентная. Вместо этого, они тренировались быстро извлекать нож из кармана, а затем использовали вторую руку, чтобы раскрыть лезвие перед тем, как применить в деле нож.

Мне показалось, что такая техника чрезмерно обременительна и затруднительна в отношении инструмента, который может понадобиться во время чрезвычайной ситуации, в то время, когда на счету каждое мгновение. Кроме того, раскрывание лезвия сразу после извлечения из кармана исключает использование керамбита в сложенном состоянии, что дает преимущества этому типу складного ножа в первую очередь.

Другая важная проблема была связана с безопасностью, в частности, с использованием инструмента, когда к лезвию прикладывают большие нагрузки в направлении движении клика на закрывание. Керамбиты, в большей степени, чем ножи других типов, могут получать запредельные нагрузки в таком направлении, что может привести к поломке запора. Некоторые из тех полицейских и военных, с которыми я беседовал, сталкивались сами, или слышали о сбоях в запорных механизмах замков, которые приводили к травме пользователя.

Provoke

Основная цель MKV2 (и Provoke) состоит в том, чтобы предоставить возможность мгновенного раскрывания лезвия из сложенного состояния (с лезвием, закрытым рукояткой ножа, сжатой в кулаке), а также исключить возможность закрывания лезвия на пальцы пользователя, пока нож удерживается в раскрытом положении.

Поскольку дизайн ножа родился не из идеи механического устройства, а из перечня проблем, требующих решения, потребовалось несколько лет, чтобы разработать первую версию, и еще целый год, чтобы разработать вторую (текущую) версию. Было 15 этапов разработки между «первой» и «второй» версиями. «Первая» и «вторая» в данном случае относятся только к тем версиям, которые были публично раскрыты.

Provoke

Это ваша первая работа для CRKT или были и другие?

Да, Provoke — мой первый нож для CRKT.

Расскажите о ваших творческих планах на ближайшее будущее. Сотрудничество с CRKT будет продолжено?

В работе с CRKT есть и другие проекты, в том числе дополнительная эволюция уже реализованной концепции Kinematic. Есть еще один проект, над которым я тоже работаю, но он все еще находится на ранней стадии. Пока рано что-либо говорить.

Как вы думаете, каким должен быть идеальный нож?

Я не знаю, может ли существовать вообще лишь один «идеальный нож», потому что существует так много специализированных форм. Идеальный кинжал не будет полезен на кухне, но может существовать отдельно идеальный кинжал и отличный кухонный нож. Вообще, мне нравится проектировать ножи, которые хороши для широкого использования. Это означает, что крепкий, надежный нож с острым лезвием подойдет для агрессивного реза в различных, порою довольно жестких условиях. На мой взгляд, это должен быть мощный, удобный инструмент с эффективной, крепкой режущей кромкой.

Скажите, где вы черпаете вдохновение для своей работы?

То, как мы думаем о проблемах и их решениях, во многом зависит от того, что мы узнали из истории, узнали о том, как эти проблемы решались в прошлом. Это служит нам подсказкой большую часть жизни, но это не помогает нам самим искать свой путь к оригинальным решениям и новым моделям мышления. Мне нравится искать свой путь в различных случаях, будь то механические решения для дизайна ножа или какой-то аспект эзотерической философии. Создать механическую концепцию из почти полной абстракции и сделать из нее что-то полезное — это очень весело!

У вас есть любимый нож, сделанный вами или другим дизайнером?

Нет. Есть много ножей, которыми я восхищаюсь, но нет явного фаворита.

Есть ли у вас мечта, связанная с ножами?

Я хочу продвигать не просто ножи, а искусство. Если то, что я делаю, сможет вдохновлять на свершения других производителей в новых и полезных направлениях, я буду доволен.

Каким вы видите будущий год для производителей ножей? На ваш взгляд, какие ножи станут более популярными? Какой класс ножей будет менее востребован?

Я подозреваю, что это очень регионально зависимая тема. Я понимаю, что здесь, в США, наблюдается большой рост популярности автоматических ножей, поскольку они становятся легальными во все большем количестве штатов. Кроме того, я думаю, что мы можем увидеть некоторые изменения в продукции от крупных брендов в ближайшие несколько лет. Некоторые производители очень живо реагируют на изменения потребностей рынка, они находятся в движении по отношению к новой продукции и объемам продаж, в то время как другие, хотя это и большие компании, сравнительно статичны. Мне кажется, ключ к успеху всегда один: независимо от типа ножа, выигрывают только самые лучшие, неотразимые дизайны.

Provoke

И последний, также традиционный вопрос: что бы вы могли пожелать или посоветовать начинающим найфмейкерам?

Тщательно понять и реально оценить, что делает нож лучшим. Есть причины, по которым некоторые ножи более желанны и ценны потребителям, и причины эти могут показаться слишком малыми, но они редко имеют поверхностное значение. Со временем вы обнаружите, что эти знания будут влиять на ваши собственные проекты, даже когда вы будете создавать абсолютно новые концепции.

Спасибо за очень интересную и содержательную беседу, мистер Касвелл, успехов и больше новых прекрасных изобретений!

Интервью подготовил Геннадий Стороженко
© Rezat.Ru, 2019

Было интересно? Поделитесь этой статьей с друзьями

нет комментариев Комментировать
    Оставить комментарий Напишите свой отзыв, он может помочь кому-то сделать выбор. Спасибо, что делитесь опытом!

    Последние статьи в этом разделе