Вход
Все о ножах и их заточке

Большое эксклюзивное интервью с Сергеем Федосенко. Часть I

Сергей Федосенко, руководитель федерации метания ножей, рукопашного и ножевого боя Freeknife, чемпион мира по метанию ножей, уже знаком нашим постоянным читателям. Кроме спортивных достижений, Сергей известен как создатель специализированных ножей и топоров для метания, производящихся также под маркой Freeknife. Вот об этом аспекте его жизни мы и поговорим сегодня.

Сергей, пробовали ли вы изготавливать ножи в детстве и юности? Если да, то помогает ли вам сейчас этот опыт?

Разумеется, в детстве я уже пробовал делать ножики, у меня было полотно из стали Р-9, это было полотно пилы для распилки труб, рельс и так далее. Такая, довольно хорошая, твердая железка. Правда, для метания как бы не очень, но именно из нее многие делали так называемые сапожные ножи — такие косячки, которыми режут кожу, обои и прочее. Вот и я решил сделать себе такой нож из этой железки. Очень долго его вытачивал, потому что сталь эта оказалась весьма твердой, а из инструментов у меня были только напильник и точило. Точило было у товарища, и представляло оно собой небольшой абразивный круг, закрепленный на моторчике от вентилятора. Сами понимаете, как непросто было сделать что-то приличное, имея такие инструменты. Но у меня получилось, и этот нож я даже смог сохранить до сих пор. Ну, вот с этого ножа у меня все и началось.

А в каком возрасте вы были тогда?

Мне было лет четырнадцать. Это был мой первый настоящий нож, из металла, острый, небольшого размера. Я был доволен его заточкой. Ножны для этого ножа я сшил из офицерского ремня. Рукоятка была выполнена из двух кожаных пластин, которые я наклеил на хвостовик и сверху обмотал шнуром.

И это, наверное, первая модель, на которой можно смело писать: «Дизайн Сергея Федосенко»?

Популярные спортивные метательные ножи

Да, именно так. Это что касается настоящих, стальных ножей. А различными подобными штуками в принципе я начал увлекаться еще лет в пять. Я вырезал ножи, сабли мечи и прочее из дерева. Причем, нужно сказать, что выходили эти игрушечные клинки у меня весьма неплохо: я украшал их резьбой, очень любил делать винтовую резьбу (она хорошо получалась). Обязательно все эти поделки выполнялись со скоблением, со шлифовкой и выглядели они, как я помню, отлично, на уровне. В определенный момент я стал делать уже довольно сложные работы. Например, из цельного куска рябины я изготавливал японский меч, у которого была аутентичная рукоятка и гарда — цуба, была правильная, объемная, размером в полную толщину (диаметр) заготовки. То есть, у меня был меч с плоским клинком, круглой гардой и рукояткой с винтовой резьбой, и все это было изготовлено из одной цельной заготовки. Что-то из этих поделок даже сохранилось: у бабушки, у родственников где-то лежит…

Скажите, как вы пришли к самостоятельному созданию ножей и почему? Вы же могли обратиться к кому-то из ножеделов?

Если вы помните, в те времена метательные ножи были запрещены на территории Российской Федерации. Вообще, вплоть до 2000 года ничего, связанного с метанием, нормального в России не было. Когда состоялась первая выставка «Клинок: традиции и современность», проходила она тогда на улице Орджоникидзе, дом 11, я впервые попал на такое мероприятие — выставку, посвященную только ножам. Сейчас, конечно, тот уровень многим покажется просто смешным: на выставке было всего около 20 стендов. Вот именно на той выставке я познакомился с теми людьми, представителями компаний, организаций и просто интересующимися метанием, с которыми впоследствии я и стал продвигать метание, метательные ножи и все, что с этим связано. Первый нож для метания, который позиционировался как метательный — это был нож «Осетр». Кстати, не очень удобный, и мне он не нравился. Опять же, первый «Осетр» был выполнен так, что классифицировался как холодное оружие, его не смогли выполнить в рамках требований к хозяйственно-бытовым ножам. А мне очень нравились ножи «Листопад», «Спутник». Конечно, сейчас эти названия мало что скажут, особенно обывателям (смеется). Но это были те ножи, с которых начиналась история.

Популярные метательные ножи Freeknife

Может быть, вспомните какую-то историю из того периода?

Я помню, как мы в то время с Сашей Санником тестировали ножи «СМЕРШ», которые были смонтированы по схеме всадного монтажа. После ряда бросков крепление расшатывалось, и дальше при броске рукоятка просто слетала с хвостовика клинка. Из-за этого была даже переработана конструкция ножа, хотя он не был, в общем-то, полноценным метательным ножом, а скорее являлся вариантом современной финки. Я хорошо помню все эти моменты появления и трансформации этих ножей. «СМЕРШ» третий, четвертый, пятый… Пятый уже имел гарду и мало походил на первый вариант.

Я тогда не создавал сам ножи, я принимал участие в тестировании, в доработке. Разумеется, я свои какие-то замечания тоже давал, и они учитывались. Яркий пример: когда мы тестировали ножи «Спутник» первый-второй-третий (нужно сказать, что эти цельнометаллические ножи оснащались шнуровой намоткой на рукояти, которую мы при метании снимали), то специальные зацепы-выточки на рукояти, предназначенные для того, чтобы шнуровка не слетала, жутко цепляли и рвали кожу между средним и указательным пальцем. И я подошел к одному из конструкторов и указал на этот момент. Каково же было мое удивление, когда через некоторое время производитель выпустил модель без этих зацепов, рукоятка имела конусную форму, округлую и этот новый нож оставлял исключительно приятные впечатления.

Приблизительно в то время вы создали нож для Мухтарбека Кантемирова?

Да, так и есть. Вместе с Олегом Корнеевым мы сделали нож для Мухтарбека Кантемирова. Олег изначально сделал нож «Дублер», я также принимал участие в создании этого ножа. А когда этот нож презентовали дяде Мише (как по-домашнему называли Мухтарбека близкие друзья), он попросил внести изменения — сделать кончик более тонким, чтобы он при метании лучше входил. Олег внес эти изменения в конструкцию, и новый нож назвал «Кантемир». В дальнейшем этот нож был снова изменен, в связи с особенностями сертификации, но все равно эта модель осталась одной из самых интересных для метания.

Отмечу, что нож «Кантемир» очень интересен для метания на больших дистанциях: он очень плавно и мягко входит. Понимаете, уже в то время формы метательных ножей были определенным образом продиктованы моментами из опыта Мухтарбека Кантемирова. Он любил ножи симметричные, стилетовидные.

Через какое-то время я уже начал рисовать свои ножи. Возможности нормально изготовить модель в металле у меня не было. Я рисовал, рисовал и у меня образовался целый альбом таких проектов. Когда у меня появилась возможность воплотить свои проекты в металле, я одним махом сертифицировал более тридцати моделей ножей, которые запустил в производство.

Впечатляет! И что дальше: эти ножи работают?

Именно так. Эти ножи неплохие, они работают, какие-то без изменений, какие-то модернизируются. С этими ножами работают и наши спортсмены, а также они поступают и в продажу. Вот, например, нож «Модератор», который продается в магазине Rezat. Ru, он претерпел шесть реинкарнаций. Сначала он имел размер 370 мм, этот вариант был очень тяжелым и не совсем удобным для метания. Затем размер уменьшили до 310 мм, появились накладки, менялся материал накладок, менялись винты, менялись способы заточки, менялась закалка, сам материал ножа (сталь), покрытие клинка и так далее. Это был целый путь. И этот нож я полностью разработал сам. Прототипом для него послужил нож от Cold Steel, но в итоге доработки я изменил практически все, вплоть до переноса центра тяжести и формы рукоятки. И получился совсем другой нож. Кстати, нож «Боуи» мне потребовался для участия в Чемпионате мира в Техасе, США в 2016 году.

А в настоящее время есть что-то в разработке?

Да, сейчас я работаю над ножом «Абордажный», его также тестируют несколько моих учеников, и успешно — занимают призовые места. Этот нож характерен там, что у него очень развито расширение близ кончика клинка (использовалось, например, у абордажных сабель, для увеличения рубящих характеристик). Также у него удобная рукоятка, позволяющая метать его за рукоять. Кроме этого, он удобен и для метания за клинок.

Один из топовых ножей, так сказать, заслуживших доверие — это нож «Вендетта». Очень интересный, с хищными формами. В общем, сейчас много ножей есть, но обо всех я, наверное, не буду рассказывать, общую тенденцию вы поняли.

А ваш первый нож остался в прошлом?

Вы знаете, нет. Я хочу его выпустить, но до этого планирую еще поработать с формой рукояти и материалами накладок. Сейчас есть прекрасные материалы: микарта, G-10, карбон и так далее. Я думаю, что у этого ножа есть будущее. Поэтому первый все-таки пусть будет «Модератор». Это нож, в который я вложился по полной: и деньгами, и временем, и усилиями, и именно этот нож принес мне чемпионский титул в Америке.

Недавно вы рассказывали нам о ножах «Стилос» и «Курсорчик». Можете рассказать подробнее о них? Не только их историю, но и перспективы выпуска в России, будет ли это точная копия американской версии или будут внесены какие-то изменения…

Ну, начнем с того, что «Стилос» — это нож, разработанный американцем Том Томом, это нож для метания, для которого характерна симметричная утяжеленная рукоятка и достаточно хищный тонкий кончик клинка. Это очень интересный нож, им было установлено несколько рекордов. В частности, в метании на дальность безоборотным методом — 17.4 метра. Мне комплект таких ножей подарили как раз на Чемпионате мира в Америке. Я попробовал и действительно почувствовал, что в ноже «Стилос» есть все, что требуется для отличного безоборотного метания. Нужно сказать, что раньше я для безоборотного метания использовал нож «Сарган». И «Сарган» — это очень хороший нож, но дальше 10 метров безоборотным способом его метать очень сложно. А «Стилос» позволяет метать дальше. Действительно, его форма — как гантелька: утяжеленная длинная рукоятка и небольшое расширение клинка близ острия. Можно метать его далеко и делать так, чтобы он летел, не крутясь. Конечно, это не панацея, наличие ножа «Стилос» не обеспечит вам победу, как некие фантастические «ртутные» ножи или что-то подобное. Но он очень-очень управляем, и с ним можно достичь высоких результатов.

То есть, нож отменный, но при наличии у метателя мастерства?

Да, именно. Различные метательные ножи, как стрелковое оружие: для одних целей пулемет, а снайперская винтовка — для других. Тот же нож «Абордажный» я не рекомендую для безоборотного метания (все-таки широкий клинок не подходит для такого вида броска), а вот «Стилос» — то, что нужно.

Я договорился с Том Томом и запустил нож в производство здесь, в России, внеся минимальные изменения. Все-таки в США этот нож стоит больше 100 долларов, для России такая цена за метательный нож чрезмерна. К тому же, я считаю, что здесь мы используем более подходящую, более качественную сталь. У американских версий сталь клинка весьма колкая. При попадании одного ножа в другой кончики клинков просто откалываются. И вот уже минус 100 долларов. Неприятно, не правда ли? С нашими ножами такого не происходит.

Далее, не так давно было принято решение, о том, что на соревнованиях к безоборотному метанию не допускаются ножи весом менее 250 грамм. Я не знаю, с чем это связано, но такое решение принято. Оригинальные ножи Том Тома имеют вес 234 грамма и, естественно, они уже вне игры. Те «Стилосы», которые производим мы, имеют большую толщину и вес 253–254 грамма. То есть, они четко подходят под новые требования. А «Курсорчик» — это миниатюрная версия ножа «Стилос».

Подводя итог, скажу: ножи «Стилос» и «Курсорчик» сертифицированы, выпущены и уже поступили в продажу в Rezat.Ru.

Хотим спросить также и о новых топорах, в первую очередь о топоре «Ангел»: копия это или нет, какие материалы использованы, перспективы топора в России.

Топор «Ангел» — это «перелицовка» маленького топорика, автор которого — известный дизайнер фэнтезийного оружия Гил Хиббин, его модели даже использовались в саге «Властелин колец». Он производил этот топорик довольно давно, и у этой модели были некоторые особенности: раздвоенный кончик острия, запоминающаяся рукоятка. Метатели особенно этот топорик не использовали: ну летает и летает, втыкается и втыкается. Но в 2015 году в Великобритании, на Чемпионате мира, устроитель Джон Тейлор показал мне видение этого топора. Он убрал раздвоенное острие, оставив монолитный шип, убрал всякие насечки на рукояти, сделал рукоять более плавной и удобной. Когда я спросил, зачем этот топор вообще нужен, он объясним мне его эффективность для процесса обучения.

Действительно, когда я ставлю задачу ученику метать топор так, чтобы он втыкался центральным шипом, то при броске сразу видно, получается недокрут или перекрут, ведь топор не выпадает, а втыкается (при неправильном броске) одним из двух лезвий топора! А кроме этого, ученик получает моральное удовлетворение от броска. Там же, на соревновании, Джон Тейлор подарил три таких топора мне.

По возвращению в Москву я предложил эти топоры использовать своим ученикам. И они им очень понравились. А потом встал вопрос: можно ли такие топоры заказать? Поэтому, производство топоров «Ангел» как-то реализовалось само собой, я изначально его не планировал. Я спросил разрешения на их выпуск у Джона Тейлора, и он дал свое согласие, отказавшись от каких-либо комиссионных. Нужно сказать, что я также спрашивал разрешение на выпуск ножей «Стилос» у Том Тома, получил его и отчисляю определенные комиссионные автору. В случае с топорами «Ангел» их выпуск происходит без отчислений.

© Rezat.Ru, 2018

Было интересно? Поделитесь этой статьей с друзьями

1 комментарий Комментировать
  • ЕП
    Евгений Панов
    Благодарю Сергея за рассказ о ножах и топорах. В результате этого появляется понимание на какие ножи обратить внимание для каких целей они подходят. И какой нож купить первым, какой стиль метания выбрать.
    Оставить комментарий Напишите свой отзыв, он может помочь кому-то сделать выбор. Спасибо, что делитесь опытом!

    Последние статьи в этом разделе