3.3 k
Большое эксклюзивное интервью с Сергеем Федосенко. Часть I
Сергей Федосенко, руководитель федерации метания ножей, рукопашного и ножевого боя Freeknife, чемпион мира по метанию ножей, уже знаком нашим постоянным читателям. Кроме спортивных достижений, Сергей известен как создатель специализированных ножей и топоров для метания, производящихся также под маркой Freeknife. Вот об этом аспекте его жизни мы и поговорим сегодня.
Сергей, пробовали ли вы изготавливать ножи в детстве и юности? Если да, то помогает ли вам сейчас этот опыт?
Разумеется, в детстве я уже пробовал делать ножики, у меня было полотно из стали
А в каком возрасте вы были тогда?
Мне было лет четырнадцать. Это был мой первый настоящий нож, из металла, острый, небольшого размера. Я был доволен его заточкой. Ножны для этого ножа я сшил из офицерского ремня. Рукоятка была выполнена из двух кожаных пластин, которые я наклеил на хвостовик и сверху обмотал шнуром.
И это, наверное, первая модель, на которой можно смело писать: «Дизайн Сергея Федосенко»?
Да, именно так. Это что касается настоящих, стальных ножей. А различными подобными штуками в принципе я начал увлекаться еще лет в пять. Я вырезал ножи, сабли мечи и прочее из дерева. Причем, нужно сказать, что выходили эти игрушечные клинки у меня весьма неплохо: я украшал их резьбой, очень любил делать винтовую резьбу (она хорошо получалась). Обязательно все эти поделки выполнялись со скоблением, со шлифовкой и выглядели они, как я помню, отлично, на уровне. В определенный момент я стал делать уже довольно сложные работы. Например, из цельного куска рябины я изготавливал японский меч, у которого была аутентичная рукоятка и гарда — цуба, была правильная, объемная, размером в полную толщину (диаметр) заготовки. То есть, у меня был меч с плоским клинком, круглой гардой и рукояткой с винтовой резьбой, и все это было изготовлено из одной цельной заготовки.
Скажите, как вы пришли к самостоятельному созданию ножей и почему? Вы же могли обратиться к
Если вы помните, в те времена метательные ножи были запрещены на территории Российской Федерации. Вообще, вплоть до 2000 года ничего, связанного с метанием, нормального в России не было. Когда состоялась первая выставка «Клинок: традиции и современность», проходила она тогда на улице Орджоникидзе, дом 11, я впервые попал на такое мероприятие — выставку, посвященную только ножам. Сейчас, конечно, тот уровень многим покажется просто смешным: на выставке было всего около 20 стендов. Вот именно на той выставке я познакомился с теми людьми, представителями компаний, организаций и просто интересующимися метанием, с которыми впоследствии я и стал продвигать метание, метательные ножи и все, что с этим связано. Первый нож для метания, который позиционировался как метательный — это был нож «Осетр». Кстати, не очень удобный, и мне он не нравился. Опять же, первый «Осетр» был выполнен так, что классифицировался как холодное оружие, его не смогли выполнить в рамках требований к
Может быть, вспомните
Я помню, как мы в то время с Сашей Санником тестировали ножи «СМЕРШ», которые были смонтированы по схеме всадного монтажа. После ряда бросков крепление расшатывалось, и дальше при броске рукоятка просто слетала с хвостовика клинка.
Я тогда не создавал сам ножи, я принимал участие в тестировании, в доработке. Разумеется, я свои
Приблизительно в то время вы создали нож для Мухтарбека Кантемирова?
Да, так и есть. Вместе с Олегом Корнеевым мы сделали нож для Мухтарбека Кантемирова. Олег изначально сделал нож «Дублер», я также принимал участие в создании этого ножа. А когда этот нож презентовали дяде Мише (как
Отмечу, что нож «Кантемир» очень интересен для метания на больших дистанциях: он очень плавно и мягко входит. Понимаете, уже в то время формы метательных ножей были определенным образом продиктованы моментами из опыта Мухтарбека Кантемирова. Он любил ножи симметричные, стилетовидные.
Через
Впечатляет! И что дальше: эти ножи работают?
Именно так. Эти ножи неплохие, они работают,
А в настоящее время есть
Да, сейчас я работаю над ножом «Абордажный», его также тестируют несколько моих учеников, и успешно — занимают призовые места. Этот нож характерен там, что у него очень развито расширение близ кончика клинка (использовалось, например, у абордажных сабель, для увеличения рубящих характеристик). Также у него удобная рукоятка, позволяющая метать его за рукоять. Кроме этого, он удобен и для метания за клинок.
Один из топовых ножей, так сказать, заслуживших доверие — это нож «Вендетта». Очень интересный, с хищными формами. В общем, сейчас много ножей есть, но обо всех я, наверное, не буду рассказывать, общую тенденцию вы поняли.
А ваш первый нож остался в прошлом?
Вы знаете, нет. Я хочу его выпустить, но до этого планирую еще поработать с формой рукояти и материалами накладок. Сейчас есть прекрасные материалы: микарта,
Недавно вы рассказывали нам о ножах «Стилос» и «Курсорчик». Можете рассказать подробнее о них? Не только их историю, но и перспективы выпуска в России, будет ли это точная копия американской версии или будут внесены
Ну, начнем с того, что «Стилос» — это нож, разработанный американцем Том Томом, это нож для метания, для которого характерна симметричная утяжеленная рукоятка и достаточно хищный тонкий кончик клинка. Это очень интересный нож, им было установлено несколько рекордов. В частности, в метании на дальность безоборотным методом — 17.4 метра. Мне комплект таких ножей подарили как раз на Чемпионате мира в Америке. Я попробовал и действительно почувствовал, что в ноже «Стилос» есть все, что требуется для отличного безоборотного метания. Нужно сказать, что раньше я для безоборотного метания использовал нож «Сарган». И «Сарган» — это очень хороший нож, но дальше 10 метров безоборотным способом его метать очень сложно. А «Стилос» позволяет метать дальше. Действительно, его форма — как гантелька: утяжеленная длинная рукоятка и небольшое расширение клинка близ острия. Можно метать его далеко и делать так, чтобы он летел, не крутясь. Конечно, это не панацея, наличие ножа «Стилос» не обеспечит вам победу, как некие фантастические «ртутные» ножи или
То есть, нож отменный, но при наличии у метателя мастерства?
Да, именно. Различные метательные ножи, как стрелковое оружие: для одних целей пулемет, а снайперская винтовка — для других. Тот же нож «Абордажный» я не рекомендую для безоборотного метания (
Я договорился с Том Томом и запустил нож в производство здесь, в России, внеся минимальные изменения.
Далее, не так давно было принято решение, о том, что на соревнованиях к безоборотному метанию не допускаются ножи весом менее 250 грамм. Я не знаю, с чем это связано, но такое решение принято. Оригинальные ножи Том Тома имеют вес 234 грамма и, естественно, они уже вне игры. Те «Стилосы», которые производим мы, имеют большую толщину и вес 253–254 грамма. То есть, они четко подходят под новые требования. А «Курсорчик» — это миниатюрная версия ножа «Стилос».
Подводя итог, скажу: ножи «Стилос» и «Курсорчик» сертифицированы, выпущены и уже поступили в продажу в Rezat.Ru.
Хотим спросить также и о новых топорах, в первую очередь о топоре «Ангел»: копия это или нет, какие материалы использованы, перспективы топора в России.
Топор «Ангел» — это «перелицовка» маленького топорика, автор которого — известный дизайнер фэнтезийного оружия Гил Хиббин, его модели даже использовались в саге «Властелин колец». Он производил этот топорик довольно давно, и у этой модели были некоторые особенности: раздвоенный кончик острия, запоминающаяся рукоятка. Метатели особенно этот топорик не использовали: ну летает и летает, втыкается и втыкается. Но в 2015 году в Великобритании, на Чемпионате мира, устроитель Джон Тейлор показал мне видение этого топора. Он убрал раздвоенное острие, оставив монолитный шип, убрал всякие насечки на рукояти, сделал рукоять более плавной и удобной. Когда я спросил, зачем этот топор вообще нужен, он объясним мне его эффективность для процесса обучения.
Действительно, когда я ставлю задачу ученику метать топор так, чтобы он втыкался центральным шипом, то при броске сразу видно, получается недокрут или перекрут, ведь топор не выпадает, а втыкается (при неправильном броске) одним из двух лезвий топора! А кроме этого, ученик получает моральное удовлетворение от броска. Там же, на соревновании, Джон Тейлор подарил три таких топора мне.
По возвращению в Москву я предложил эти топоры использовать своим ученикам. И они им очень понравились. А потом встал вопрос: можно ли такие топоры заказать? Поэтому, производство топоров «Ангел»
© Rezat.Ru, 2018