«Мастер — это медленно раскрывающийся цветок». Эксклюзивное интервью с Константином Пушкаревым

Константин Эдвардович Пушкарев имеет крайне редкую специализацию в мире авторских ножей — он занимается сложной инкрустацией рукояток и в этом качестве сотрудничал со многими известными российскими компаниями и ножеделами.

 

Константин Пушкарев

 


Константин Пушкарев родился в Туле в 1968 году. В 1990–1995 годах учился на художественно-педагогическом отделении Тульского музыкального училища имени Даргомыжского. В настоящее время мастер живет и работает в Подмосковье. Он любезно согласился поговорить с нами о секретах его уникального ремесла.

Константин Эдвардович, инкрустация — сравнительно редкая техника в современном мире. Вы занимаетесь ей уже четверть века, с 1996 года. Как началось ваше увлечение инкрустацией и как это ремесло стало вашей основной работой?

Около 1995-го года я познакомился с Сергеем Горбуновым, народным мастером, инкрустатором. Он делал украшения с инкрустацией, украшал ножи. Техника называется «всечка». Для Тулы, города оружейников, эта техника традиционная думаю, уже лет 300–400. Так что, это уже практически этника. У Сергея я и научился держать резец и управлять им.

 

Нож и ножны с инкрустацией работы Сергея Горбунова
Нож и ножны с инкрустацией работы Сергея Горбунова. Фото:proftula.ru

 

Вы создаете инкрустацию на рукоятках ножей. Многие из ваших работ имеют определенный сюжет и настолько сложны, что их можно назвать настоящими картинами, выполненными в технике инкрустации. Чаще всего вы инкрустируете рукоятки ножей с фиксированным клинком, имеющим всадной монтаж. То есть в качестве «холста» выступает сравнительно небольшая, продолговатая рукоятка, имеющая круглую в сечении или несколько более сложную форму, близкую к таковой. Какие ограничения на вашу работу накладывают вышеуказанные особенности «холста» и как вам удается, будучи художником, преодолевать эти ограничения и создавать свои шедевры?

Об ограничениях. Ограничения бывают двух видов. Первое: это не плоскость, а выпукло-вогнутая криволинейная поверхность. И рисунок, сделанный на плоскости, всегда будет выглядеть из-за этого иначе на такой поверхности. Края скрадываются из-за криволинейности. Второе ограничение касается вставок. Маленькие вставки практически не имеют проблем в работе, а вот большие на готовом изделии изменяются вверх, к спинке рукояти и вниз, к брюшку рукояти. Опять-таки из-за криволинейности. И чем больше вставка, тем большей толщины она должна быть, чтобы часть её ещё находилась под поверхностью рукояти, в специальном гнезде и надёжно там держалась! Всё это учитывается в процессе рисования общей композиции и помогает в этом только опыт.

 

Инкрустация Константина Пушкарева на рукоятках ножей

Инкрустация Константина Пушкарева на рукоятках ножей
Инкрустация Константина Пушкарева на рукоятках ножей

 

Вы выполняли инкрустацию на рукоятках ножей компании «Ножи Рукавишникова" при жизни ее основателя, Александра Анатольевича Рукавишникова. Насколько я понимаю именно вы разработали тот стиль инкрустации, который до сих пор является отличительным знаком ножей премиум-класса от данной компании? И второй взаимосвязанный вопрос — как вы думаете насколько эффективным методом брендирования ножей определенной компании или ножедела является оригинальный стиль художественной отделки рукояток?

Да, я украшал ножи А. А. Рукавишникова последние пять или шесть лет его жизни и потом два или три года работал с Тиной, его вдовой. Да, я в своё время разработал тот стиль, по которому узнавали ножи этого мастера. После прекращения работы с этой мастерской в моём стиле работали сначала мои ученики и другие мои коллеги. Сейчас не знаю, кто именно это делает. Хочу отметить, что мой стиль на ножах этой мастерской делают другие мастера, и это результат договоренности с Алевтиной Анатольевной Рукавишниковой. Так что всё честно. Я считаю, что узнавание продукции по методу отделки — это хороший признак! Самый для меня показательный и близкий пример, это ножи Билла Морана и его соратников. Там тоже использовалась именно всечка! И чётко выстроенная ассоциация: американский боуи с рукоятью из коа кудрявой с инкрустацией серебряной проволокой — Билл Моран и мастера его круга! Ну… или американский фикс с чёрной рукоятью и всечкой с перламутром — Кевин Кейси и Константин Пушкарев. Хотя там есть и другие мастера, мои коллеги.

 

Нож компании «Ножи Рукавишникова» с инкрустацией в стиле Константина Пушкарева
Нож компании «Ножи Рукавишникова» с инкрустацией в стиле Константина Пушкарева

 

Вы не только выполняете инкрустацию на рукоятках ножей других мастеров, но и изготавливаете собственные ножи. Возможно переход от художественной отделки рукояток к созданию собственных ножей является в некоторой степени закономерным. По крайней мере, в прошлом году мы брали интервью у известного гравера по металлу Амаяка Степаняна, который в последние годы также стал изготавливать собственные ножи. Расскажите немного о своих ножах и тех идеях, которые вы в них закладываете.

Да, я очень редко делаю ножи «от себя». Действительно, это, я думаю, закономерно, когда художнику хочется попробовать сделать полностью весь предмет. Я сделал слишком мало ножей полностью, чтобы с уверенностью об этом говорить. Но, когда это происходит, я стараюсь придерживаться какого-нибудь определённого исторического стиля… полностью переработанного под мою задачу!

 

Танто работы Константина Пушкарева
Танто работы Константина Пушкарева

 

Какие основные материалы и техники инкрустации вы используете в своей работе?

Основной материал для меня — это плоская проволока из разных металлов и сплавов. А также различные породы древесины, разные виды кости, разные виды перламутра. Техники: всечка, интарсия (вставки одной породы древесины в другую), вставки из кости, перламутра и резьба по этим вставкам. Вставки из металлов и резьба по ним.

 

Инкрустация Константина Пушкарева на рукоятках ножей

Инкрустация Константина Пушкарева на рукоятках ножей
Инкрустация Константина Пушкарева на рукоятках ножей

 

Из каких источников вы черпаете вдохновение? Есть ли у вас любимые темы и художественные стили?

Источники появления образов? Если это заказная работа, то мне остаётся втиснуть идею заказчика в какой-либо стиль. Образы приходят отовсюду. В большинстве своём из сфер, не связанных с ножами. Ничего про вдохновение не знаю. По-моему, это какое-то пафосное дилетантское слово. Любимых тем и стилей у меня нет. Само понятие «украшенный нож» — это весьма узкие рамки, и многое из того, что я бы мог сделать на ноже, будет или невостребовано, или неуместно.

 

Складной нож от Арно Бернарда (ЮАР) с инкрустацией Константина Пушкарева
Складной нож от Арно Бернарда (ЮАР) с инкрустацией Константина Пушкарева

 

Вы много работали с отечественными мастерами, однако на вашем счету есть и длительная работа с американским мастером. Расскажите немного о своей работе по оформлению рукояток ножей Кевина Кейси (Kevin Casey) из штата Вайоминг.

С Кевином Кейси нас познакомил наш общий друг на фейсбуке. Я думаю, более семи лет назад. Ну, как-то оно всё и пошло. Постепенно стали появляться публикации в американской прессе, награды на тамошних выставках, появились публикации в двух книгах ныне почившего доктора Дэвида Дэйрома… Пока наконец-то мы не встретились в Париже на FICX, проработав шесть лет, не видя друг друга даже в интернете. Я считаю наши отношения абсолютно уникальными! Со временем выработалась такая очередность: сначала я делаю рукоять по заданным параметрам, потом отсылаю Кевину, и он уже ломает голову, как к этому приделать всё остальное! Часто (а с некоторых пор я подозреваю, что всегда!) он специально куёт под мою работу определённый рисунок дамаска! И весь внешний вид ножа — полностью его заслуга. Так что, в нашем дуэте именно он художник-найфмейкер, а я просто делаю рукояти. Просто он очень скромный человек и никогда не выставляет себя вперед. И ещё он очень честный и терпеливый ко мне. Это поразительное сотрудничество! Я удивлён, что мы такая пара единственная в наших странах!

 

Нож работы Кевина Кейси с инкрустацией Константина Пушкарева
Нож работы Кевина Кейси с инкрустацией Константина Пушкарева

 

Как вы выполняете эскизы своих будущих работ — на бумаге или в графическом редакторе?

Я всегда рисую всё карандашом на кальке. Ни с какими программами я не знаком. Рисование руками — это часть моей системы, живой, но с полностью взаимосвязанными частями. Правильный рисунок — правильный перенос рисунка на рукоять — правильное исполнение. Насколько это хорошо получается — уже, конечно, вопрос не ко мне.

 

Инкрустация Константина Пушкарева на рукоятках ножей

Инкрустация Константина Пушкарева на рукоятках ножей
Инкрустация Константина Пушкарева на рукоятках ножей

 

Работа каких современных мастеров художественной отделки рукояток и ножеделов вам нравится больше всего? Вы могли бы назвать несколько фамилий?

Какие современные мастера мне нравятся? Из тех, кто украшает рукояти… ответ на этот вопрос — поход по очень тонкому льду! Потому скажу так: все, кто думает не так, как я, у всех можно чему-то научиться!

 

Кастомизация складного ножа
Кастомизация складного ножа

 

Какие советы вы могли бы дать начинающим мастерам-инкрустаторам, оформителям рукояток и ножеделам?

Советы начинающим. Изучать историю искусств. Пристально изучать. Тогда вы найдете то, что ближе именно вам. Изучать и приглядываться ко всему внешнему и внутреннему. Быть наблюдательным. Изучать рисунок, живопись и композицию. Очень много рисовать. Изучать технические приёмы в выбранной технике, а если нет возможности что-то изучить — придумывать самому. Воспитывать выбранные качества в себе годами. Мастер — это медленно раскрывающийся цветок. И плохо, когда что-то одно опережает другое. Например, человек изучил технику, но он просто передирает картинки из интернета или просто не разбирается в искусстве. К сожалению, таких очень много. Дай такому мастеру хороший рисунок, и он его великолепно выполнит, но… если там, например, фигура человека или животного, а мастер не знает анатомии… в общем, работать надо над собой! Но это длительный процесс.

Интервью подготовил Сергей Грачев
© Rezat. Ru, 2021

Последние статьи в этом разделе:
06.07.21     Эксклюзивное интервью с мастером скримшоу Сандрой Брэйди
09.06.21     Выбор абразивов для заточки: алмазы, эльборы, камни Naniwa или Boride?
15.04.21     Роман Королев (Owl Knife): «Используйте ножи по прямому назначению!»
06.04.21     Оуэн Вуд: «Черпайте новые идеи из источников, которые находятся за пределами сферы найфмейкинга»
Все статьи
Напишите свой отзыв, он может помочь кому-то сделать выбор. Спасибо, что делитесь опытом!
X
1 Ужасно 2 3 4 5 Отлично
Отправить
Всего 1 отзыв
5
Для расчета рейтинга используются оценки в отзывах. Оставьте свой отзыв
Амаяк Степанян
03.09.21
Прекрасная и познавательная статья! Очень рад за Константина и Кевина, которые идеально дополняя друг друга, создают великолепные ножи!
почему тысячи покупателей выбирают Rezat.ru
Всего 1 отзыв
5
Для расчета рейтинга используются оценки в отзывах. Оставьте свой отзыв
Амаяк Степанян
03.09.21
Прекрасная и познавательная статья! Очень рад за Константина и Кевина, которые идеально дополняя друг друга, создают великолепные ножи!