Павел Поздняков: «Создавая нож, нельзя думать о том, как и за сколько его можно продать»

С удовольствием представляем всем интересующимся ножевой тематикой талантливого белорусского мастера, создающего потрясающие кастомные ножи — Павла Позднякова. Авторские ножи Павла уже можно увидеть в Rezat.Ru, подержать в руках и, как говорится, примерить к себе.

 

Павел Поздняков
Павел Поздняков

 

Добрый день, Павел! Расскажите, пожалуйста, о том, как вы пришли в профессию ножевого мастера. Что повлияло на ваш выбор?

Ножи начал делать совершенно случайно (смеется). По образованию я художник-керамист. Долгое время у меня была гончарная мастерская в Минске. Я занимался художественной керамикой, скульптурой. Однажды я в очередной раз поехал в Москву за материалами для керамического производства, но приехал раньше, склад был закрыт и я, пока ждал, зашел в магазинчик, где продавали материалы для изготовления ножей. За рекламу мне не платили, поэтому магазин, с которого всё началось, останется в тайне. Перебрал кучу клинков Lauri, Helle и разных прочих. Очень мне понравился клинок от Энноксона. Продавец посоветовал толковую деревяху и кусок кожи на ножны. Вообще, ножи мне нравились всегда, у отца есть небольшая коллекция. Но о том, чтобы делать их самому, я никогда не думал.

Вернувшись в Минск, я долго ходил вокруг этого клинка, не зная с чего начать вообще. Тогда я и зарегистрировался на «ганзе» и стал штудировать работы других мастеров. Сделал нож. Сначала я был очень доволен… потом всё меньше… немного переделал рукоять, перешил ножны, но пришел к выводу, что надо делать что-то ещё… ну и понеслось (смеется). Болезнь быстро прогрессировала, и вскоре я начал продавать оборудование керамической мастерской и всё больше переходить на ножи.

Кстати, этот мой первый нож до сих пор висит у меня в мастерской над рабочим столом. Несколько раз его хотели купить, даже за серьёзные суммы, но… это, наверное, мой талисман что ли.

 

Павел Поздняков
Первый нож Павла Позднякова

 

Вы меня опередили! Вопрос о том, каким был ваш первый нож, должен был прозвучать в этом месте, поэтому задам следующий. Создавать крутые кастомные ножи — дело непростое, оно требует не только таланта, но и большого мастерства. Вы создаете потрясающие работы, скажите, сколько времени вам понадобилось, чтобы прийти к такому уровню?

Кастомы… это был очень серьёзный шаг, я уже несколько лет занимался ножами с фиксированным клинком, и людям всё больше нравились мои работы. Я даже пару раз выставлялся на «Клинке» в Сокольниках. Но я захотел чего-то ещё. В тот момент я познакомился с Димой Синькевичем. Пожалуй, он оказал огромное влияние на моё развитие в направлении складных ножей в принципе. Своим перфекционизмом и отношением к своей работе в целом.

Свой первый складной нож я делал довольно долго. Бесился из-за нехватки необходимых знаний, из-за отсутствия необходимого оборудования, даже самого элементарного! У меня тогда даже гриндера не было, и я слесарил клинки на шлифмашинке. Но было огромное желание довести дело до конца. Доделать этот нож и никогда больше не возвращаться к теме складных ножей! Уж слишком много тонкостей и нюансов всплыло в процессе работы. И тогда я был уверен, что больше заниматься этим не хочу. Этого ножа даже фотографий не сохранилось по-моему, купили его как-то очень быстро.

Второй складной нож родился, наверное, года через полтора только. Я уже тогда токарный станок купил и гриндер. Это уже была более-менее продуманная и довольно успешная в будущем модель. Это был «Комарик». Culex. Спустя несколько лет модель была переработана и выпущена в нескольких вариантах. И вот уже после второго ножа я начал думать, что понимаю, как это всё работает. И мне стало это интересно. И я всё больше начал заниматься складными ножами. Однако я считаю, что я ещё в начале пути… до идеала, до настоящего мастерства ещё далековато, да и существует ли идеал в принципе? Наверное, для меня важнее сам путь и поиск идеала.

У самурая нет цели, только путь?

Именно!

Были ли у вас учителя, наставники или может, были мастера, работами которых вы вдохновлялись?

По поводу учителя: в самом начале мне очень помог SiDiS, Дмитрий Синькевич. Я не могу назвать его учителем. Но он давал очень важные и, порой, очень своевременные советы. За что я всегда ему очень благодарен. И его работами я вдохновлялся, и мне очень нравятся его ножи до сих пор. Несколько его ножей даже довелось подержать в руках. Это, конечно, космос! Но мы идём разными путями.

 

Black Stork
Коллекционный авторский складной нож Black Stork работы Павла Позднякова

 

Из остальных мастеров я мало кого знаю, если честно. И не слежу за новыми работами. В инстаграм, конечно, подписан на многих очень, но в большинстве своём всё это пролистывается и никаких эмоций не вызывает. Глаз цепляется за какое-то изделие очень редко. Мне кажется, что очень многие мастера слишком увлекаются украшательством и попытками удивить покупателя, совсем забывая о том, что это всё-таки нож. Я никого не осуждаю и тем более, не хочу обидеть! Всё это творчество и оно, безусловно, имеет право на жизнь! И ножи нужны разные. Но это не моё, да и ножи, которые можно брать в руки только в бархатных перчатках, вызывают у меня ироничную улыбку. Ещё из мастеров по духу и какой-то философии ножевой, если можно так сказать, мне близок Йенс Ансо. Какие-то очень настоящие ножи у него.

Тут возникает вопрос: какими качествами, по вашему мнению, должен обладать нож? Что во главе угла в ваших ножах?

Нож — это всё-таки инструмент. И он должен работать время от времени. Даже самый дорогой полочник должен отлично резать при необходимости. В своих ножах я стараюсь найти красоту в простоте. Найти красоту в каждой линии. Подбираю цветовые сочетания материалов, текстур и фактур. Использую только качественные стали и материалы и стараюсь не перегружать ненужным декором и украшательствами. Нож может быть красивым и без этого.

Сколько времени в среднем вам требуется, чтобы создать один нож?

На создание ножа уходит в среднем две недели. Поскольку всё пилится, режется вручную — всё выходит не быстро. Тот же титан, который я использую для лайнеров, не каждая пила берет. Всё это довольно трудоёмкий процесс.

Есть ли у вас любимый нож собственного изготовления?

Я даже не могу сказать, какой свой нож я люблю больше, они все для меня как дети. Но некоторые модели считаю наиболее интересными, и эти модели произвожу небольшой авторской серией. Однако одинаковых ножей у меня всё равно нет. Даже в рамках одной модели все ножи делаются, что называется, с нуля и могут отличаться немного… даже эскиз периодически дорабатывается в процессе работы.

 

Аспид
Складной нож «Аспид» работы Павла Позднякова

 

В чем вы черпаете вдохновение, где ищете темы, намеки, помогающие создавать очередной новый дизайн ножа?

Вдохновение… хм… не знаю даже. Это какой-то необъяснимый процесс. Путешествия вдохновляют. Жена всегда очень поддерживает и вдохновляет. Иногда просто пью чай в мастерской и рождается какой-то образ… черновые эскизы рисую прямо на столе карандашом. У меня белый рабочий стол, и все идеи, и все ножи, можно сказать, родились прямо здесь. Вдохновение вообще сложная вещь. Вряд ли это можно прогнозировать как-то, это всегда происходит внезапно. Тот же Culex мне приснился, например. Я встал среди ночи и зарисовал его, а утром доработал.

Что в вашей работе, в вашем творчестве самое сложное, как вы думаете? Ну или что/кто создает наибольшие проблемы?

Что самое сложное? Хм… даже не знаю… наверное, придерживаться своего стиля и не пытаться никому подражать. Сейчас очень много неплохих мастеров появляется каждый день. И насмотревшись работ других мастеров, очень важно уметь создать что-то своё… в своём стиле… это всё сложнее с каждым годом. Много раз уже было так, что я нарисовал нож, почувствовал, что поймал какую-то новую гармонию линий, но залезаю в инстаграм и вижу, что кто-то это уже делает! Это вот разочарование! Вот эти люди очень мешают, конечно (смеется)!

И обратный момент: кто или что помогает вам в вашем творчестве?

Кто помогает? Не знаю… я как-то особенно не прошу помощи ни у кого, я предпочитаю сам решать свои вопросы и привык работать один. И отвечать за всё сам. Но вот товарищ Петя шлифует мне сталь для клинков — очень мне помогает периодически. Дима Синькевич иногда помогает ценным советом. Он предлагал, кстати, воспользоваться его оборудованием, если надо будет, но, наверное, это буду уже не я. Это будут другие ножи. Но я очень ценю готовность помочь от многих людей, чаще всего помощь и не нужна, но готовность помочь я очень ценю в людях.

 

Техно-Перс
Коллекционный авторский складной нож «Техно-Перс» работы Павла Позднякова

 

Вы создаете коллекционные авторские ножи, а сами ножи не коллекционируете? И, если да, то какие ножи находятся в вашей коллекции?

Я очень люблю ножи. Но, наверное, я люблю именно создавать ножи. У меня коллекции нет. Когда-то я купил себе Mcusta Stingray, чтоб что-то висело на кармане. Но у меня к нему много вопросов было, и он переехал в мастерскую. Сейчас на кармане прижился ZT0450CF. Еще Leatherman Surge есть. Отличная штука. Всегда на рабочем столе и постоянно в деле.

Есть ножи, которые мне нравятся, и рано или поздно меня прорвет, и я начну что-то покупать. Но пока я предпочитаю потратить эти деньги на материалы для работы. Кстати, возможно в скором будущем у меня на кармане появится мой нож! Уж очень хочется посмотреть «в долгую», насколько рабочие мои ножи и насколько удобны. Эскиз уже есть, сталь отшлифована, осталось выделить время.

Есть ли у вас хобби, кроме ножей?

Хобби… это такой сложный вопрос. Раньше ножи были просто хобби, теперь они заняли почти всё мое время. Мотоциклами сейчас вот очень заинтересовался, очень нравится эта тема. И, возможно, это как-то скажется на дизайне ножей. Появится какая-то модель на эту тему.

 

My Standard
Эксклюзивный авторский нож с фиксированным клинком My Standard работы Павла Позднякова

 

Есть ли у вас мечта, связанная с ножами?

Мечта… сделать лучший в мире нож! Когда-нибудь (смеется). А если серьёзно, то хочется просто не стоять на месте. Хочется развиваться постоянно. Сейчас это не очень заметно, сейчас я в большей степени стараюсь усовершенствовать механику, но в скором времени я планирую сделать качественный шаг вперед.

Как раз хотел спросить о творческих планах.

Да, это как раз к этому вопросу. Не хочу пока раскрывать все карты. Мне нужно докупить кое-что из оборудования, а для этого нужно закончить ремонт в новой квартире. Это очень больно в финансовом плане, но есть серьёзные планы на развитие. И это будет не ЧПУ или какая-то автоматизация производства. Наоборот. Хочется больше искусства и творчества.

Существует ли для вас понятие «идеальный нож»?

Банально, но идеальный нож — это тот, который есть с собой, когда он нужен. А в целом идеального ножа не существует. Есть отличные ножи для выполнения каких-то конкретных задач. А так, чтоб один нож прямо на все случаи жизни — я в это не верю. Ножей нужно много!

 

Коготок
Коллекционный авторский складной нож «Коготок» работы Павла Позднякова

 

В завершение традиционный вопрос: что бы вы могли пожелать или посоветовать молодым начинающим ножевым мастерам, делающим свои первые шаги в этой профессии?

Советовать что-то — дело неблагодарное. Каждый идет своим путем. Но если вы решили начать зарабатывать деньги изготовлением ножей — я советую хорошенько подумать… ещё раз. Тех, кто делает ножи, сейчас, наверное, сотни тысяч уже. Но тех, кто разбогател на ножевом производстве, не так много. Это непростое ремесло, которое позволяет заработать на хлеб, в лучшем случае — на хлеб с маслом. Не более.

И, наверное, самое главное — не ждать взаимности! Не ждать денег и признания! Создавая нож, нельзя думать о том, как и за сколько его можно продать! Думать нужно лишь о том, чтобы создать что-то интересное и качественное… особенное! Каждый нож я делаю для себя. Таким, какой я хочу, чтобы был мой нож. И до сих пор каждый нож продаю с долей сожаления. Вот бы ещё хоть пару дней пощелкать, повертеть в руках… всегда так. Поэтому иногда затягиваю с отправкой на пару дней (смеется).

Спасибо, Павел, за интересное интервью, и удачи!

Интервью подготовил Геннадий Стороженко
© Rezat.Ru, 2021

Последние статьи в этом разделе:
20.10.21     Выставка OREL EXPO 2021 глазами Rezat.Ru
02.09.21     «Мастер — это медленно раскрывающийся цветок». Эксклюзивное интервью с Константином Пушкаревым
06.07.21     Эксклюзивное интервью с мастером скримшоу Сандрой Брэйди
09.06.21     Выбор абразивов для заточки: алмазы, эльборы, камни Naniwa или Boride?
Все статьи
Напишите свой отзыв, он может помочь кому-то сделать выбор. Спасибо, что делитесь опытом!
X
1 Ужасно 2 3 4 5 Отлично
Отправить
К сожалению, отзывов пока нет. Будьте первым, кто напишет его.
почему тысячи покупателей выбирают Rezat.ru
К сожалению, отзывов пока нет. Будьте первым, кто напишет его.