
2.2 k
Приятный сюрприз для всех ценителей ножей с японским профилем танто — эксклюзивное интервью с создателем серии CRKT Hissatsu Джеймсом Уильямсом.
Первый вопрос к вам традиционный: расскажите, пожалуйста, о том, как вы пришли к созданию ножей и тактических предметов (тактические ручки, ключи, прочее). Вы — известный мастер рукопашного боя и боя на японских мечах. А для компании CRKT вы разработали ряд моделей ножей с узнаваемым дизайном. Это был ваш первый опыт такого рода?
Я использовал ножи всю свою жизнь. Я вырос там, где охота и рыбалка — привычное дело и всегда был привязан к ножам, я их создавал и использовал. Я помню, как мой дедушка, когда я был маленьким, говорил мне: «Мальчик, мужчине нужен нож». Этот нож был рабочим инструментом для ежедневного ношения и использования, который выполнял различные задачи. Источником вдохновения для моего ножа Hissatsu, послужило желание представить функциональный исторический дизайн, который имел суть и цель отразить традиции японских воинов.
При этом я хотел использовать современные материалы и средства производства. Конструкция и функционал прототипов этого ножа легендарны, они вышли из более чем тысячелетней культуры азиатских воинов.
Серия ножей, созданных для компании CRKT, выполнена в едином стиле — клинки с профилем танто с очень длинным сужением к кончику. Чем продиктован такой дизайн? В чем его преимущества?
Изначально этот нож создавался, как нож для ближнего боя и при выборе его дизайна я руководствовался двумя задачами. Первое и самое важное — это проникающая способность. Маленький нож (по моему мнению это нож с клинком в 9 дюймов и меньше) должен иметь исключительно хорошую проникающую способность. Кроме этого, такой нож должен пронзать одежду и амуницию противника, и длины его лезвия должно быть достаточно для уверенного поражения при различных точках входа. Второе — я хотел, чтобы нож был как можно лучше резал, при этом без ухудшения проникающей способности. В своем поиске дизайна ножа я долго изучал исторические факты и моменты.
Школа японских мечников Shimada конца
Как создавался дизайн ножей этой серии (легко и быстро или вы долго работали и изменяли дизайн ножей в процессе создания)?
Достаточно оперативно, так как я был хорошо мотивирован. Моя мотивация заключалась в том, чтобы создать эффективный и доступный по цене нож, который могли бы использовать солдаты и гражданские. Я знаю, что такое война, и у меня есть сыновья, я бы хотел, чтобы у них, в определенных ситуациях, были лучшие ножи. В то время в моем додзё также были ученики из подразделений спецопераций, и я хотел дать им лучший инструмент для их задач.
Я продолжил использовать дизайн Osoraku zukuri в своих складных ножах,
Среди нашей аудитории есть много ценителей ножей с японским дизайном, в том числе и ножей, которые создали вы (серия Hissatsu). Возможно, вы могли бы дать им
Используйте максимально возможности этих ножей. Модели, которые я проектирую, имеют ровные, прямые рукоятки. Это позволяет вам удерживать нож одинаково хорошо и удобно в лучшем хвате для конкретной задачи, или в определенной ситуации, в которую вы попадаете. Это также позволяет быстро и эффективно переходить к удержанию ножа из одного хвата к другому, в зависимости от сложившейся необходимости. Я также не ставлю предохранитель на свои ножи по ряду причин. Главная, это то, что предохранитель может препятствовать к быстрому раскрыванию ножа в экстремальных ситуациях.
Williams Defense Key - призер Blade Show
Какую сталь для клинка вы считаете лучшей и почему?
На мой взгляд, нет ни одной идеальной стали для ножа. Качество и характеристики стали должны соответствовать дизайну ножа и параметрам его использования. Нож, который рассчитан на выдерживание больших ударных нагрузок не должен сломаться при работе, а удержание режущей кромки для него — задача номер два. Если нож выходит из строя или ломается в бою, последствия могут быть катастрофическими. Если же он не держит остроту кромки так долго, как нужно, то это не проблема.
Для складного ножа Williams Blade Design OZF я использовал сталь M390. Она обладает выдающейся способностью удержания остроты режущей кромки. Один из моих учеников снял шкуру с двух африканских антилоп, используя фолдер OZF без заточки или правки лезвия. Это складной нож с клинком около 11 сантиметров. Твердость закалки и способность удержания режущей кромки делают лезвие немного более хрупким, что не является проблемой, если лезвие не используется для ударных работ и так далее. Стоимость также является важным фактором. Во многих случаях дорогая сталь не требуется для полноценного функционирования рабочего ножа. CRKT производит очень функциональные и эффективные ножи по доступной цене. Мои тактические замыслы в их проектах широко использовались в последние 18 лет и оказались очень эффективными.
Джеймс Уильямс и Кен Онион
Так же как нет идеальной ножевой стали или идеального дизайна ножа, нет и идеального способа удержания ножа. Прямая рукоятка позволяет пользователю держать нож наилучшим образом для конкретной задачи. В моих видео и обучающих материалах вы можете видеть, что я держу нож несколькими различными способами. Я также показываю, как работать ножом, чтобы быстро менять направление острия и режущей кромки. Эти методы пришли из моего обучения боевым искусствам самураев, будзюцу, изучению методов ведения боя. Я использую эти знания и другие методы, только по необходимости, при обучении сотрудников воинских частей, у которых есть необходимость в такого рода навыках.
Используете ли вы лично ножи собственного дизайна?
Я использую ножи, которые я проектирую. Я рад, что создаю ножи, которые сам хочу иметь и использовать, и другие люди также проявляют интерес к моим ножам. Я ношу и использую свои ножи каждый день. В Африке я носил мой CKRT Hisshou ежедневно. У меня есть видео на моем канале YouTube, на котором люди показывают, как носить нож Hisshou, спрятанный под рубашкой, таким образом, чтобы обеспечить быстрый доступ. Я также учу разных людей, как использовать мои ножи: от сотрудников военных подразделений специальных операций, которые отправляются в горячие точки, до гражданских лиц, занимающихся личной охраной.
Коллекционируете ли вы ножи?
Да, я собираю некоторые ножи и мечи. Но, тем не менее, я, прежде всего, дизайнер и практик. Я мечник, а не коллекционер. У меня есть ножи, которые я ценю по различным причинам. У меня есть военный боевой канджар* (*восточный кинжал, kanjar — кинжал, араб.), который мне подарили курды в знак благодарности за помощь. Я ценю ножи и мечи по ряду причин, по дизайну и древности клинка, по той причине, что он был дан мне, и за то, что это клинок воина.
Как вы проводите свободное время (путешествуете, занимаетесь охотой, рыбалкой прочее)?
Одна вещь, которую я узнал после стольких прожитых десятилетий, состоит в том, что нет «свободного» времени. Я постоянно в движении: еду на работу, где преподаю, это в первую очередь. Я обучаю и занимаюсь проектированием, хотя и не считаю, что это для меня обязательно. В остальное время я тренируюсь, учусь, читаю, и если есть время, я бегаю, или зимой на снегоступах, или катаюсь на лыжах, или путешествую пешком с рюкзаком.
Вы являлись президентом компании Bugei Trading Company, Inc, выпускавшим японские мечи. Это предприятие функционирует сейчас? Расскажите немного об этом вашем проекте.
Торговой компанией Bugei теперь управляет мой сын Кристофер, он также является моим партнером в Williams Blade Design. Я все еще работаю с Bugei в качестве консультанта и дизайнера новой продукции. Кристофер практически вырос в мире ножей и мечей и делал каталоги для торговой компании Bugei со времени, когда он еще учился в средней школе. Приятно видеть, как он находит себя в идеях дизайна и бизнес проектах.
Создаете ли вы новые модели ножей или у вас другие творческие планы? Расскажите о них.
Я создаю новые модели ножей, прямо сейчас работаю над несколькими такими проектами. Некоторые из них для CRKT, а некоторые для Williams Blade Design. Я также время от времени получаю конкретные запросы от подразделений специальных операций на выполнение проектов для их задач.
Мне повезло, что я могу продолжать полноценно жить и отдавать всего себя своим увлечениям, своей работе в 70 плюс (лет). И я буду продолжать преподавать и проектировать столько, сколько смогу этим заниматься. Нами рю, боевое искусство, которому я учу, оказывает положительное влияние на организм и замедляет старение, поэтому я с радостью могу сказать, что я все еще в строю!
Спасибо, мистер Уильямс, общение с вами было очень интересным. Удачи вам, много хороших проектов и еще долгие годы радовать поклонников вашего таланта новыми моделями ножей. С Новым,
Текст: Геннадий Стороженко
© Rezat.Ru, 2020