В конце прошлого века, благодаря одному талантливому найфмейкеру, появился нож, который практически сразу был признан эталоном складного EDC-ножа по функциональности и неприхотливости. Спустя некоторое время, гуру ножевого мира, не обнаружив в "житие" этого ножа каких бы то ни было "грехов", "канонизировали" его, и ножевой мир обрел "икону" EDC-ниши. Многие наверно догадались, что этой иконой является непревзойденная и пережившая множество покушений на ее "божественный" статус - Large Sebenza, а тем самым гениальным найфмейкером, подарившем миру это чудо, безраздельно царствующее в EDC-нише, был Крис Рив, модифицировавший замок Walker LinerLock и привнесший в ножевой мир концепцию простой гениальности. После двадцати одного года существования модели, в 2008 году , после небольших модификаций появилась Sebenza 21 о которой и пойдет речь. Опытные, "прожженные" найфоманы прочтут эти строки с пониманием, начинающие же, просто хмыкнут и зададут повторяемый уже 25 лет вопрос: "Хороший нож, но за что такие деньги?" Только за запатентованное совершенство - отвечу я. Если рассматривать нашу ситуацию в аналогии с миром мобильных телефонов, то цена "нудистской" 21-й себензы не зависит от шикарного ювелирного оформления, как у iPhone 5 Black Diamond. Она также не имеет в своей конструкции каких-то особенных, не присущих складным ножам узлов (например, не умеет готовить кофе), как у Ulysse Nardin Chairman. Более того, ее не покупают за бренд, как в случае с телефонами Vertu. Согласитесь, что с "голой" себензой не будут дефилировать среди мажоров. Что же заставляет покупать эту простую модель для обычного повседневного юза за такие деньги? Значит есть что-то, что знают найфоманы с опытом и еще не очень осознают начинающие. Это "что-то" и называется совершенство. Это понятие сочетает в себя совокупность идеального функционала, высочайшей надежности и простоты в обслуживании ножа. И это сочетание настолько превосходит существующие отличные EDC-инструменты, что люди не задумываясь отдают суммы, в несколько раз превышающие цены за возможные альтернативы этому ножу.
Однако понять гениальную простоту Large Sebenza 21 непросто. Для этого необходимо довольно долго "повариться" в мире ножей. Пропустить через свои руки десятки, а то и сотни других моделей. И в каждой из тех моделей увидеть какой-то, пусть даже небольшой, но недостаток. И когда в твои руки попадает скромный с виду нож, от которого ты отмахнулся на заре своего найфоманского увлечения, ты понимаешь, что вот он, идеальный нож , в смысле "нож", а не девайс или аксессуар, нож в котором нет к чему придраться. На примере Large Sebenza 21 становится понятна фраза "все гениальное - просто". И действительно, конструкция этого ножа - это тот тип совершенства, когда не нечего добавить, а нечего убрать. Три винта, два лайнера, две шайбы, дистанционная втулка и клинок. Все очень просто. Но это только видимая простота. Остается всего-навсего это все изготовить с минимальными допусками и собрать. И тут возникает вопрос: вы много видели ножей, у которых втулка входит в предназначенное ей отверстие только под идеально правильным углом? Под другим углом она просто не зайдет. А винты, на которые НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ наносить фиксатор резьбового соединения, потому, что они не раскрутятся и без него? Это же просто - нужно только выдержать размеры и допуски. Но почему это мало кто может сделать? Отвечаю. Потому, что мало кто может написать Джоконду, имея такие же кисти и краски. Для этого нужна гениальность. В случае с Large Sebenza 21 мы видим гениальность идеи и такую же гениальность ее исполнения.
Простой, но в тоже время элегантный клинок в форме Drop Point с высокими (от3/4 ширины лезвия) вогнутыми спусками имеет отличный режущий функционал. Клинок ножа изготовлен из стали CPM-S35VN, разработанной в 2009 году фирмой Crucible Industries совместно с Крисом Ривом. Нужно заметить, что термическая обработка этой стали у Криса намного лучше, чем у других именитых производителей. Многие спорят лучше ли CPM-S35VN или хуже, чем CPM-S30V. А зря. Она не лучше и не хуже - она несколько другая. Она чуть менее износостойкая и более пластичная (акцент сделан на устойчивость к боковым нагрузкам), что в общем-то очень востребовано в универсальном EDC-ноже. Клинок, явно выраженного резака, я называю универсальным потому, что кончик ножа не ослаблен дизайнерскими изысками и имеет, достаточную для средних нагрузок, прочность. В начале обуха на клинке сделана достаточно цепкая, но комфортная для большого пальца, среднего размера насечка. Прецизионная полировка клинка поверх финиша, фирменный, часто анодированный, односторонний шпенек, сглаженный обух клинка - все это отличительные черты элегантного клинка, в котором невозможно не увидеть глубокие аристократические корни. Но тем не менее, этот аристократ - работяга, и, как любой рабочий нож, должен правиться и даже иногда точиться. Именно поэтому клинок имеет крупный плоскостной участок и значительный чейл, наличие которых облегчает процесс правки ножа и позволяет проводить заточку на любых точильных системах.
Все немногочисленные детали и узлы на этом ноже доведены до полного совершенства. С гениальной простотой решен вопрос центровки клинка и наличия (вернее их полного отсутствия, даже на уровне "ощущений") люфтов. Установленная на осевом узле дистанционная втулка, позволяет после единожды центрированного при изготовлении клинка забыть о его регулировки осевым винтом, а перфорированные осевые шайбы исключают даже гипотетическое нахождение пыли под площадкой шайбы, т.к. любые мельчайшие частицы попадая в отверстия шайбы не создают дополнительного трения при ходе клинка. Ну и подобная система гарантирует самый мягкий и плавных ход клинка (не путать с "летанием" незатянутого клинка) из когда-либо мною виденных.
Открытой конструкции рукоять Large Sebenza 21 настолько же удобна, насколько и проста. Толстые, отлично обработанные титановые плашки надежны и облегчают вес ножа. Интегрированный в одну из плашек каленый фрейм замка Frame Lock имеет двойную выборку, что предотвращает его обратный выгиб. Фирменный темляк, завершает рабочий (недаром в переводе с зулусского sebenza означает "работа") образ такого аристократического ножа. В общем, про нож, имеющем огромное количество наград и призов, сказать что-то кроме «идеален» невозможно.
Многие обвиняют Криса в том, что он "доит одну корову" и почти 30 лет выпускает этот нож практически без изменений. Это обвинение тех, кто не проникся концепцией гениальной простоты Криса Рива. Разве можно изобрести велосипед или колесо во второй раз? Их можно только улучшать, что и делает Крис. Концепция компании Chris Reeve Knives строится не на валовом ежегодном выпуске новых вариантов ножей, а на бескомпромиссном качестве и доведения до идеала дизайна ранее разработанных моделей.
У меня этот нож вызывает ассоциации с нашим миром, который при поверхностном взгляде кажется серым и несовершенным. И лишь немногие гуру, хотя бы частично постигшие его суть и глубину, могут оценить его сложнейшую простоту и совершенство. Разница лишь в том, что мир несколько сложнее ножа, а понять прелесть Chris Reeve Large Sebenza 21 доступно многим из нас.
Величайшим гениям, создававшим из простых деталей и постулатов сложные механизмы и теории - Леонардо да Винчи и Альберту Эйнштейну наверняка бы понравился этот простой сложный нож, но они его не увидели. Мы же имеем возможность его не только видеть, но и владеть им. Можно ли упустить такую возможность?