Евгений Чариков Коллекционные авторские ножи

Сортировка

Евгений Чариков коллекционные авторские ножи

Евгений Чариков — мастер художественных ножей, причем в своем деле исповедует особую философию, которую разделяют далеко не все собратья по цеху. Вопрос, на который по-разному отвечают художники, заключается в том, должен ли нож, ставший объектом творчества, сохранять свою функциональность. Попросту говоря, колбасу им потом удобно будет резать? А на охоте он не подведет? Вот, например, традиция декорирования самых настоящих охотничьих ножей — это настоящий мейнстрим. Но этой дорогой Евгений решил не ходить. Созданные им ножи выглядят так, что мысль использовать их как режущий инструмент может мелькнуть разве что где-то на периферии сознания. Возможно, потому что Евгений все-таки больше ювелир, чем ножевой мастер.

«Так почему все-таки ножи? — спрашиваем мы у мастера, — если вашими ножами колбасу резать грешно, а на охоте никакой пользы?» «Нож — важнейший культурный символ, архетип сознания человечества, вещь, которая тысячелетиями принадлежала мужчине, была его главным орудием, — отвечает Евгений. — Даже если в моем произведении клинок функционально непригоден, он сохраняет свое символическое значение и остается тем смысловым стержнем, вокруг которого я строю свою работу».

Евгений родился в 1976 году во Владикавказе. Профессиональное образование решил получить в местном художественном училище по курсу художественной обработки металлов. Уже тогда появились первые работы — ювелирные изделия. Сегодня Евгений их называет «смешными». Не хватало знаний и опыта.

Проработав какое-то время в родном городе в фирме по производству ювелирных изделий, Чариков пришел к окончательному выводу о том, что нужно учиться дальше. В 1999 году, в возрасте 23 лет, Евгений отправляется в Санкт-Петербург, где поступает в Художественно-промышленную академию. Учеба в Северной столице дала мастеру, как он сам говорит, новые горизонты.

В художественных работах Евгения Чарикова клинок выступает как архетипический символ. Эти ножи практически лишены функциональности, и их правильнее считать арт-объектами или мини-скульптурами.

Искусство Евгения Чарикова находится где-то на пересечении ножевого и ювелирного искусства, о чем свидетельствуют названия выставок, в которых участвовали его работы. Например, в 2002 году ножи, сделанные Евгением, фигурировали в качестве экспонатов на выставке «Ювелирный авангард. Истоки. Параллели», проходившей в государственном эрмитаже.

Евгений живет на Кавказе. Это один из регионов мира с древнейшими и очень оригинальными традициями металлообработки. А Осетия — и вовсе уникальный осколок древнего североиранского, скифско-сарматского мира, охватившего в древности Северное Причерноморье. Работы Чарикова вроде «Жар-птицы» или «Птицы Феникс» пусть отдаленно, но напоминают скифский «звериный стиль».

Ощущает ли эти влияния сам художник? Да, по его словам, он довольно серьезно изучал древнекавказское литье, его технологии, особый творческий взгляд мастеров. Евгения интересовала и знаменитая кобанская бронза — литые изображения людей и животных, обнаруженные в XIX столетии в осетинском селении Кобань и датируемые рубежом I-II тысячелетий до н.э.

Но анималистические мотивы в творчестве Чарикова имеют свои особенности. «В древнем литье, если вспомнить тот же «звериный стиль», — поясняет мастер, — существовала тенденция либо к акцентированной реалистичности, либо, напротив, к уходу в знак, символ. Мне интереснее создать изображение, в котором будет показана какая-то характерная черта живого существа, например его грациозность, как в серии ножей «птичьей тематики».

Клинки во всех работах Чарикова абсолютно аутентичны. Это настоящая кованая дамасская сталь. Заказывая изготовление клинка, мастер дает кузнецам эскиз — в нем присутствует рисунок, который необходимо воспроизвести на поверхности металла.

По признанию автора, одна работа может потребовать нескольких месяцев каждодневного труда. Все начинается с эскиза, затем приходит черед восковых моделей к каждой отдельной детали. Методом вытесненного воска детали выплавляются по модели из серебра или латуни. Далее следуют выколотка, гравировка, патинирование и, наконец, окончательная компоновка и сборка. Все это евгений делает сам, и только клинок ножа изготавливается по его эскизу петербургскими кузнецами.

Несмотря на то что создание отдельного произведения может занимать месяцы, искусство вполне кормит мастера и его семью. И даже остается время на хобби. Евгений чариков собирает радиоприемники и увлекается dx — дальней радиосвязью. По его словам, у него приличная коллекция qsl-карточек, которые рассылаются радиостанциями в ответ на сообщения о подтверждении приема.


 

x
Подбор аналога
Ошибка
подбор осуществляется в течении часа в рабочее время