Вход
Все о ножах и их заточке

Интервью с Сергеем Агафошиным

Приветствуем всех ценителей ножей! Сегодня у нас встреча с очень интересным человеком, известным ножевым критиком и сооснователем ножевой компании «Первый Цех», Сергеем Валентиновичем Агафошиным.

Сергей Валентинович, вы художник, и не просто творческая личность, а действующий член Творческого Союза Профессиональных Художников, ножевой дизайнер и ножевой эксперт, вас многие называют гуру или патриархом ножевого дела России, вы один из основателей ножевой компании «Первый Цех», вы коллекционер, писатель и журналист! Скажите, мы ничего не упустили?

Я бы не хотел ничего этого афишировать, так как я здесь как человек делающий ножи и не более. В буддизме есть поговорка: в каждой новой деревне называйся новым именем, что бы прежние заслуги не помогали тебе заслужить новые. Поэтому, я здесь как один из трех мастеров мастерской «Первый Цех».

Ну, я думаю, нашим подписчикам и клиентам будет интересно, в первую очередь, узнать побольше о вас. Расскажите о себе: где родились, чем увлекались и занимались в юности, как стали художником и как пришли к ножам, что сподвигло?

Я родился в городе Калининграде, ныне переименованном в Королев. Градообразующими предприятиями у нас всегда были заводы, связанные с ракетостроением и космическими исследованиями, поэтому в нашем городе был значительный процент ученых разных степеней и членов Российской Академии наук. Это напрямую было связано и с нами, мальчишками, чьи отцы трудились во благо советского космоса. В ту пору было вполне доступно заказать себе на заводе нож или попросить знакомых принести полоску хорошей стали, и естественно, самодельные ножи были не редкость. Я сделал свой первый нож, начитавшись романов Фенимора Купера, в которых индейцы северной Америки, показывали класс владения холодным оружием. Нож был сделан из обломка ножовочного полотна и обмотан синей изолентой. Двух дней мне хватило, чтобы понять, что я уже вырос из этого размера и следующей сырьевой заготовкой оказалось полотно уже от мехпилы, которое привело меня к полноразмерному «холодняку». После, чем бы я не занимался: мотоспортом, рок музыкой, рисованием, нож всегда присутствовал в потайных отделениях моей одежды. В те времена это считалось очень дурным тоном, сродни уголовным привычкам, но тем не менее это было.

Я думаю, не ошибусь, если скажу, что нашим читателям особенно интересен период вашей жизни от «знакомства» с ножами до, так сказать, «новейшей истории» — создания компании «Первый Цех». Расскажите, пожалуйста, о нем.

Не стану утверждать, что мысль создать собственную мастерскую не посещала меня ранее, посещала, но как-то мимолетно. Приходилось работать, и не на легких работах, и все ради того, чтобы обеспечить себе, а впоследствии и семье, мало—мальски сносное существование, так что разговор даже не мог идти о чем-то внебюджетном. В дальнейшем, я стал более счастливым человеком и мог сам создавать для себя рабочие места, приносящие не только материальные средства, но и удовлетворение творческих желаний. С 1996 года моя трудовая деятельность была связана с заграничным ножепромом и вот, два года назад, я все же решился на создание мастерской — святого святых моего полузадушенного желания делать свои ножи.

А все-таки, почему «Первый Цех»? Как родилось имя фирмы?

Идея названия корнями из советского периода, когда было почетно работать на заводе, получать премии и грамоты, и быть на первых местах в соцсоревнованиях. Нам близка сама стилистика советского производства, выражающая качество и надежность выпускаемой продукции. Поэтому мы как-то сразу приняли это на своем собрании и придумали логотип, в котором, на наш взгляд достаточно основательности.

Вас трое основателей «Первого Цеха» — вы, Кирилл и Антон. Расскажите, пожалуйста, о ваших партнерах, о том, что и какое время вас связывает.

С Антоном я знаком уже около 15 лет, когда мы вместе начали писать для журнала «Прорез», с тех пор дружим постоянно. С Кириллом я познакомился гораздо позже, но за это время я очень проникся к нему симпатией и считаю его очень достойным человеком. Мало того, как раз Кирилл первым и бросил клич о создании мастерской, и сдвинул глыбу моего сомнения. У него уже был огромный опыт в области изготовления ножей, и он является нашим учителем и наставником по многим производственным операциям. Оба эти парня отличные дизайнеры и с ними легко и приятно работать.

Я знаю, вы коллекционируете ножи. Это какие-то определенные изделия или очень разноплановые модели?

С тех пор как я стал делать свои ножи, я уже не считаю себя коллекционером. Я потихоньку распродаю все что было накоплено, стараясь не быть заложником вещей, во- первых, а во- вторых чужие ножи мне уже не интересны. Может быть, это в чем-то не правильно, но тяга к творчеству перебивает желание хранить уже созданное, тем более, не тобой.

А почему «Первый Цех» выпускает именно такие «коротыши», цельнометаллические компактные модели?

Нам нравится такой тип ножей, в народе они получили название скелетные. В этих ножах ты можешь воплощать любые фантазии, и тебя не ограничивает ни механизм, ни плашки рукоятки.

Нет ли в планах намерения сделать что-то еще? Например, туристические фиксы или складную модель класса EDC?

Некоторые наши модели вполне пригодны для туризма. Экспедиция «Берега России» от Академии наук брала у нас двадцать ножей «Китеж Град» для похода на Байкал, а так же много любителей туризма пользуются нашими ножами. В основном модели «Китеж Град» и «Выживальщик».

Компания «Первый Цех» уже принимала участие в каких-то ножевых выставках, шоу?

Мы ездили в прошлом году в Париж, но, честно говоря, особого интереса не вызвали. Наша любимая выставка — «Клинок». Мы ждем ее как праздник. Приходят новые и старые клиенты пообщаться, и это очень приятно. Мы всегда всем рады, потому что для творческого человека нет больше радости чем пообщаться на любимую тему с человеком, который её понимает. Поверьте, что для нас главное — что бы нож человеку нравился, а уже вторично купит он его или нет. Именно за этим мы на выставке и находимся. На «Арсенале» не стоим, так как про него у нас свое мнение.

Ваша продукция («Первого Цеха») на российском рынке стоит несколько обособленно, ведь неким стандартом для российских компаний являются классические туристические и охотничьи фикседы. Как вы думаете, такое позиционирование вам помогает или вредит в творчестве?

Возможно, вы имеете в виду, что мы делаем только скелетники, а потому стоим обособленно? Мы не очень ощущаем какой-то границы, просто торговать монокатегорией всегда труднее нежели иметь ассортимент на любой вкус. Но нам было интересно начать, а теперь нам еще более интересно продолжать начатое. Наши ножи находят все больше и больше почитателей и многие говорят, что в их кармане находится нож от «Первого Цеха» взамен складного. Главное преимущество скелетника в том, что он очень тонкий и легкий, а это, порой, немаловажно.

Как в компании «Первый Цех» распределены обязанности? Каждый из вас изготавливает ножи от начала до конца или, может, вы все делаете сообща?

Мы делаем ножи сообща, так как не у всех есть время постоянно находиться в мастерской, есть же и основная работа, поэтому мы делаем то, что надо в данный момент. Но надо сказать, что Кирилл непревзойденный мастер по части гриндинга, и его работа с клинками безупречна.

В чем лично вы черпаете вдохновение? Как приходит к вам образ новой модели?

Новая модель рисуется по- разному: или у меня уже есть заготовки типа удачный клинок, но не смог к нему гармонично нарисовать рукоятку, или сразу рисуешь что-то, по своему интересное. Нет расписания, нет родовых схваток, нет задачи придумать что-то обязательно. Как-то придумывается.

Что вам помогает в вашем творчестве, а что вредит?

В творчестве помогает определенный настрой. Когда ты не сильно загружен рутиной, проблемами и тебе хочется взять карандаш и набросать основные линии эскиза. Обычно они мне сразу удаются и мне не приходится их стирать и рисовать другие. Видимо, есть внутри какой- то инструмент, отвечающий за гармонию. А вредит мне только чужое творчество. Я не люблю смотреть на изделия других потому, что они сбивают меня с моего ритма. Я боюсь, что мне что- то понравиться и это проявится из подсознания в моем ноже. Согласитесь, что очень трудно сделать что-то новое в области ножеделия, возраст которого уже не одна тысяча лет, поэтому, если я вижу, что мое изделие похоже на нож, сделанный кем-то ранее, я не очень расстраиваюсь, так как считаю, что мы с тем автором просто шли одним путем, а вот если бы я у него скопировал тогда я бы перестал себя уважать.

Есть что-то, чего вам не хватает в творчестве?

Мне не хватает только производственного опыта владения инструментом и станками. Остальное у меня все есть.

Есть что-то, о чем вы жалеете?

Эта жизнь прекрасна как она есть и, как можно жалеть о чем-то сделанном или не сделанном ранее? Если бы я не сделал чего то, то, возможно, сейчас было бы все хуже? Как в рассказе у Бредбери, когда путешественник из будущего, наступил на бабочку, а вернувшись, обнаружил, что вокруг уже что-то не так, как раньше. Надо понимать, что «жизнь — это миг между прошлым и будущим», а не само прошлое или само будущее. Я мог бы сказать, что жалею о том, что не начал делать ножи раньше, но еще такой тип как Ленин говорил: «Будь хоть десять повивальных бабок, а раньше положенного срока дитя не родится». Значит, пришел срок и все пошло своим чередом.

Вы ощущаете себя счастливым человеком? Что для вас счастье?

Главное отличие человека от животного, это наличие творческих идей и возможность их реализации. Я ощущаю равноценное счастью состояние, когда мне удается заняться творческим трудом. Именно трудом, так как только труд может быть созидательным и не надо путать труд с работой, которая основана или на желании получить за нее вознаграждение, или на принуждении. Работа не созидательна, и даже может вполне быть разрушительной, она лишь инструмент труда, но только в результате труда человек может достигать своего апогея в творчестве и может самореализоваться.

Приведу один пример. К столетию основания РККА, мы сделали десять юбилейных ножей. Старались, как могли: коробки, в виде патронных ящиков, ножны авторские, клинок сложный, шинельное сукно генеральское искали по всей Москве и прочее. Расстарались, как могли. Естественно, все это нам тоже обошлось в копеечку и стали мы их предлагать по 15 тысяч, что выходит из понятия бюджетный. Люди потихоньку резервируют, покупают и тут пишет один паренек: Хочу ваш ножик, очень хочу, но можно в рассрочку? Я вам не передам, как меня это взволновало! Я, в бытности своей, продавал ножи и по пятьдесят тысяч долларов, и люди, платившие за них, оставались равнодушными, а у этого денег нет, но он наш нож очень хочет!!! Дорогой ты мой человек, конечно можно! Ну разве не счастье общаться с такими ребятами?

Ставите ли вы перед собой какую-то серьезную цель как ножевой дизайнер?

Признание — это оценка творческого труда, так как труд оценивается не количественно, а качественно. Следовательно, получить признание на выставке мирового уровня это большое достижение, но я понимаю, что мне до этого очень далеко. Идеи есть, но опыта в изготовлении сложных вещей не хватает.

Что вы думаете о российском ножевом рынке и каковы, по вашему мнению, его перспективы?

Я уверен, что наш рынок будет расти и очень быстро, если его не остановят законодательно или экономически. У нас очень много талантливых людей и если они раньше делали свои ножи «на коленке», то сейчас покупают хорошее оборудование, и уже могут составить серьезную конкуренцию нынешним мировым лидерам.

Каким, по вашему мнению, должен быть идеальный нож?

Идеальный нож тот, который оказался незаменимым инструментом в чрезвычайной ситуации, грозящей тебе серьезными неприятностями. Остальные ножи должны распределяться по категориям. Нож может быть идеальным, но только в какой то определенной категории, и для определенного человека, но обобщить это понятие не получиться. Не может быть метательного филейника.

У вас большой опыт и, наверняка, вы можете ответить на вопрос: легко ли быть ножевым мастером?

Опыт у меня как раз не большой, но я отвечу, что мастером быть не просто. Особенно это касается скелетных ножей. Потому, что скелетный нож, это самый честный нож после каменного. Тут все на виду, ничего не скроешь, ни под накладками, ни в рукоятке, ты должен обработать его весь, а это гораздо большие трудозатраты нежели в случае с обычными фикседами, где обрабатывается только видимая часть.

Что должен делать начинающий ножевщик, чтобы добиться успеха? Это традиционный вопрос, своего рода наставление начинающим найфмейкерам.

Вот на этот вопрос я, пожалуй, и не отвечу, потому что себя считаю начинающим.

© Rezat.Ru, 2018

Было интересно? Поделитесь этой статьей с друзьями

2 комментария Комментировать
  • В
    Виктория
    Талантливейший человек, глубокий, тонкий, яркий... сколько идей, сколько труда ,сколько желания творить и жить! Невосполнимая утрата... невероятно обидная потеря... 13.11.2018 Сергея Агафошина не стало... Царствие небесное... Жизнь- это миг. Но его миг был яркой вспышкой, путеводным светом для многих. Все его труды и мечты не погибнут. Их есть кому продолжать.
  • Н
    Наталия
    Не отнять и не прибавить. Лучше не скажешь. Как досадно, что слова восхищения стесняешься сказать человеку в лицо, и вдруг оказывается, что он уже не услышит их никогда.
    Оставить комментарий Напишите свой отзыв, он может помочь кому-то сделать выбор. Спасибо, что делитесь опытом!

    Последние статьи в этом разделе